.RU

Житие преподобного Иоанна Колова - Жития святых


^ Житие преподобного Иоанна Колова
Девятого ноября православная Церковь ублажает преподобного Иоанна Колова1. Такое название преподобный Иоанн получил за свой малый рост2. Еще в юных летах он оставил мир и ушел с братом своим Даниилом в Скит­скую Египетскую пустыню3. Сначала он и брат его Даниил жили среди подвигов в полном уединении, но потом он сознал, что при его пылком и страстном характере стро­гое подвижничество может быть осуществлено лишь при строгом руководстве других более опытных подвижников - старцев. К такому сознанию необходимости для себя строгого и опытного руководителя он был приведен следующим событием вскоре же после его прихода с братом в пустыню. Однажды он совершенно неожиданно сказал своему брату спо­движнику:

- Не хочу я более ни о чем заботиться, я хочу жить в пустыне без печали, как ангел.

Сказав это, он снял с себя свои одежды и вышел из кельи. Ночью случился большой мороз: обнаженный Иоанн долго боролся со стужею, наконец, будучи не в силах более пере­носить ее, решился возвратиться обратно в свою келью.

- Кто здесь, - раздался из неё голос Даниила, когда замерзающий Иоанн постучался в дверь.

- Я, брат твой, я не могу более переносить мороза и воз­вратился сюда, чтобы послужить тебе, - отвечал ему Иоанн.

- Уйди, демон, - возразил Даниил, - и не соблазняй меня; - Ангел о теле своем не заботится и пищи не требует.

Тут понял преподобный Иоанн, что слишком понадеялся на свои еще неокрепшие в борьбе со страданиями и искушениями силы, понял свою ошибку и горько зарыдал о ней. Тогда Даниил отворил пред ним двери кельи и сказал:

- Брат мой, так как ты имеешь плоть, то и должен страдать ради одежды и плоти.

После такого вразумления он вскоре оставил Даниила и отправился к некоему старцу Пимену4. Он желал воспитать в себе твёрдую волю, готовую на всякие подвиги, никогда не оставляющую раз избранный путь, между тем преподобный Пимен и был известен именно твердостью и непреклонностью своей воли. Отречение преподобного Пимена от мира было так беспредельно, что он отказался от свидания даже с своею матерью, пришедшею в скит навестить ого К такому-то старцу с твёрдым характером и направился еще неустановившийся окон­чательно в неуклонном следовании избираемым подвигам, нетерпеливый, страстный и пылкий Иоанн. Придя к нему, Иоанн дал обещание повиноваться ему во всем, чего бы только тот от него ни потребовал. Преподобный Пимен, желая испытать его терпение, заставил его поливать совершенно сухое дерево, и он три года трудился над поливкою этого дерева, хотя оно уже настолько было сухо, что труд его для всех должен был казаться совершенно напрасным. Но на самом деле труд и терпение преподобного Иоанна не остались напрасными: спустя три года иссохшее дерево покрылось пышною зеленью и дало обильные плоды. От всех бывших свидетелями чуда дерево то было названо "древом послушания"5. Придя к преподобному Пимену с пылкою душою, преподобный Иоанн приобрел у него кротость и смирение агнца. Раз сказал ему один брат:

- У тебя злое сердце.

- Это правда, - с кротостью отвечал ему Иоанн, - и даже более злое, чем ты думаешь.

Так умел он кротко переносить обиды.

Живя сначала под чужим руководством, преподобный Иоанн впоследствии и сам приобрел способность мудро руководить другими. Господь судил ему быть руководителем и наставником преподобного Арсения Великого, впоследствии так же, как и он, прославившегося великими подвигами6. Этот Арсений, патриций по происхождению, прибыл в пустыню прямо от императорского двора, где он был наставником детей импера­тора Феодосия Великаго: Гонория и Аркадия. Оставив двор, где его окружали великие почести, он, будучи сравнительно еще молодым (ему было тогда около сорока лет), но уже духовно опытным подвижником, решил для продолжение своего духовного развитие и дальнейшего совершенствования отдать свою волю в безусловное распоряжение преподобного Иоанна. Некоторым из братий на первых порах казалось странным, что муж столь высокообразованный и столь знатного происхождения пришел для своего дальнейшего просвещения к простым и неученым старцам. Один из братий не мог скрыть своего любопытства и спросил его однажды:

- Как это ты, изучивши греческие и римские науки, про­сишь наставления у простого и непросвещенного старца?

- Правда, что я владею научным образованием, - отвечал Арсений, - но я не знаю даже азбуки того, что знает этот про­стой и неучёный человек, потому что (пояснил он) смирение есть начало всех добродетелей, как азбука - начало книжного бытия.

Так ценил он смирение, процветавшее в обители некогда пылкого и горделивого Иоанна. Лишь после нескольких лет совместной подвижнической жизни, когда Арсений услышал таин­ственный голос, призывавший его бежать от людей и пребы­вать в молчании, потому что "молчание есть корень безгрешности", преподобный Иоанн благословил его оставить сожительство и предаться полному уединению и безмолвию в пустыне. Но сильная любовь к своему смиренному наставнику и всем его ученикам заставляли его не раз оставлять свое пустынное уединение и вновь возвращаться на некоторое время в обитель.

Ревнуя о своем спасении, преподобный Иоанн с равным же усердием заботился и о спасении других. В городе Александрии в его время жила некая девица Таисия. Воспитанная благочестивыми родителями, она по смерти их всё доставшееся ей состояние употребила на дела благотворительности. Скитские старцы, среди которых жил преподобный Иоанн, приходя в город, не раз встречали для себя приют в её доме. И вдруг до старцев дошли слухи, что Таисия давно, уже прожила свое состояние и теперь, будучи не в силах бороться с бедностью, обратила свою красоту и молодость в источник средств для своего содержание. Сильно скорбели старцы, узнав о таком падении добродетельной Таисии и решили наконец сделать по­пытку к отвлечению сироты от её погибельного заблуждения. Это трудное дело они решили возложить на преподобного Иоанна.

- Бог даль тебе мудрость, - обратились они к нему, - между тем до нас дошли слухи, что столько благотворившая нам се­стра Таисия живет очень дурно. Потрудись, авва, побывай у ней и поговори с нею, не придет ли она после твоих речей в себя.

Помолился преподобный Иоанн и вскоре же отправился в путь. Он знал, что медлить в таком деле нельзя. С каждым часом Таисия могла опускаться в глубину все большего и большего падение. Вот, он и пред домом Таисии, но теперь уже вход в него для старцев закрыт. Как раньше в него входили все, желавшие что либо вынести из него на нужды свои, так теперь, наоборот, входили в него только те, кото­рые несли с собою деньги и сокровища. Старец кротко обра­тился к прислужнице с просьбою доложить госпоже о его приходе. Но при перемене в настроенности госпожи произошла перемена и в её прислужницах. Грубая служанка, зная, что у смиренного старца ничего не может быть общего с её госпожою, отвечала сильною бранью на его просьбу. С кротостью принял её брань преподобный старец и вновь повторил свою просьбу только с таким добавлением:

- Скажи еще госпоже твоей, что я могу достать ей драгоценные вещи.

Тогда прислужница решилась доложить о нем госпоже.

- Пусть войдет, - сказала Таисия, - иноки ходят по берегам моря, и им иногда действительно попадаются драгоценные раковины и каменья.

Вошел преподобный Иоанн к Таисии, сел около неё, вздохнул тяжело и заплакал.

- О чем ты плачешь? - удивилась Таисия.

- Что отвратило тебя от Иисуса Христа, Жениха Бессмертного? Зачем ты забыла о Его чертоге и грязнишь себя нечи­стыми делами? - спросил ее преподобный.

И вдруг вспомнился несчастной женщине давно забытый ею Христос, любить Которого в детстве учили ее покойные ее родители. Слова старца Божия, как огонь, сожгли все пле­велы, заглушившие добрые семена, давно посеянные в её сердце. Искреннее раскаяние быстро охватило и потрясло все её существо.

- Отец! Отец! Скажи мне: есть ли прощение для подобных мне? - воскликнула она в страшном исступлении.

- Есть, - отвечал старец, - Спаситель всегда ждет и прощает тех, кто истинно раскаивается. Покайся и возрадуются о тебе все Ангелы на небесах!

- Веди же, веди меня прочь от этого места, веди куда хо­чешь, только укажи мне место удобное для покаяния, - просила старца Таисия.

Она ушла с ним из своего оскверненного грехами многих дней дома, не сделав решительно никаких распоряжений отно­сительно своего незаконно нажитого состояния. Она вся горела пламенным желанием никогда не вступать более на избранный было ею скользкий и беспечный путь жизни. Дивился преподоб­ный Иоанн чудному действию Божией благодати, и, прославляя Всемогущего и Милосердого Господа, вёл свою путницу все далее и далее в пустынные места, в даль от греховного города, где она едва не погубила себя. Настала ночь. Утомленной путнице преподобный сделал из песку изголовье и сказал: "от­дохни теперь". Перекрестив ее, он отошел от неё и после обычных вечерних молитв предался и сам ночному отдыху. И видит во сне старец то место, где он оставил Таисию: окружено оно необычайным сиянием, восходящим до самых небес; и вот небесный Ангел среди этого сияния возносит её истерзанную душу к самому Господу. Как только пробудился старец от сна, тотчас же поспешил к тому месту, где оставил Таисию, и, достигнув его действительно нашел ее уже мертвою.

- Один час искреннего покаяния грешницы удовлетворил Милосердого Судию и возвратил заблуждшееся дитя к её Люб­веобильному Отцу, - изрёк преподобный, и, пробыв до рассвета в молитвах, утром похоронил тело блаженной Таисии. Возвратившись в обитель, он великую радость доставил всем инокам своим рассказом о чудном раскаянии и прославлении известной им всем Таисии7.

Преподобный Иоанн Колов известен еще как и писатель. Помимо многих изречений его, записанных другими иноками, от него осталось подробное и прекрасное описание житие преподобного Паисия8, составленное им, как он сам выражается "для общей пользы". Этого Паисия, совратившегося с доброго пути, преподобный Иоанн успел так убедить, что тот, вне­запно и безвозвратно отступившись от всего своего состояния, провел остальную свою жизнь в покаянии в дикой пустыне. Передав в житии о многих чудесах, совершенных преподобным Паисием, преподобный Иоанн счёл нужным сделать от себя такое замечание:

- Да не усомнятся, слыша о нем славное и сверхестествен­ное, и да не подумают, что я что либо прибавил от себя для большей чести любезного мне отца. Он выше всякой человеческой чести и не требует от низших хваления, ибо похваляем в высших от святых Ангелов. Я рассказываю для пользы слушающих и желающих подражать его добродетелям; я пе­редаю только то, что видел своими глазами и слышал своими ушами.

Это краткое замечание хорошо выясняет личность преподобного Иоанна, как писателя.

Время блаженной кончины преподобного Иоанна в точности не установлено. Приблизительно относят то к 422-му году, то к 430-му. Что касается места, где она совершилась, то им была пустыня близ Кольцума, или нынешнего Суэца. Святые мощи его находятся в церкви св. мученика Мины в Египте. Имя его, как древнего подвижника благочестия, известно и за пределами православной Церкви.

________________________________________________________________________

1 Преп. Иоанн Колов подвизался в первой половине V-го века.

2 "Колов" в переводе с греческого: малорослый.

3 Скитская Египетская пустыня, именовавшаяся также просто "Скитом" находилась на расстоянии дневного пути (25- 30 верст) от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта. Это была безводная, каменистая пустыня, излюбленное место Египетских пустынников, прославившееся аскетическими подвигами спасавшихся в ней иноков. От сей местности впоследствии получили наименование скита и другие иноческие пустынные обители, в коих ревностнейшие иноки селились для строжайшего уединения и ненарушимого безмолвия в Боге Едином.

4 Память преподобного Пимена Великого 27 августа.

5 Это дерево видел современник Иоанна в 402 году. Древо послушания и теперь еще цело, изобилует плодами и одето отличною зеленью.

6 Память преподобного Арсения Великого 17 мая.

7 Православная церковь, именуя ее Таисиею Младшею, вспоминает блаженную кончину её 10 мая.

8 Память его 19 июня.


zadachi-14-1-zadacha-po-analizu-materialoemkosti-produkcii-14-2-zadacha-po-analizu-obespechennosti-materialnimi-resursami-15.html
zadachi-2-privedenie-soderzhaniya-i-strukturi-professionalnogo-obrazovaniya-v-sootvetstvie-s-potrebnostyami-rinka-truda-federalnoj-celevoj-programmi-razvitiya-obrazovaniya-na-2011-2015-godi-stranica-2.html
zadachi-2009-2010-uchebnogo-goda-itogi-uchebnoj-raboti-stranica-12.html
zadachi-208213-istinnij-kurs-sudna-nablyudatelya-nashego-sudna-ik-v-istinnij-kurs-drugogo-sudna-ko-otiositelyaij.html
zadachi-38-viyavit-naibolee-interesnie-i-znachimie-modnie-doma-xx-v-38-proanalizirovat-poyavlenie-novih-sposobov-prodvizheniya-marki-ispolzuemih-modnimi-domami-38-opredelit-naibolee-effektivnie-metodi-prodvizheniya-38-stranica-3.html
zadachi-a-prochitat-povesti-k-vorobeva-krik-v-kondrateva-sashka-irasskaz-a-platonova-na-mogilah-russkih-soldat-videlit-epizodi-illyustriruyushie-narushenie-norm-mgp-b-povtorit-teoreticheskij-material-4-h-zhenevskih-konvencij.html
  • essay.bystrickaya.ru/dejstvuyushie-lica-dmitrij-aleksandrovich-50-let.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-a-epanchin-k-n-korolkov-m-mir-knigi-2008-287-s.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agentstvo-po-strahovaniyu-vkladov-v-preduprezhdenii-bankrotstva-bankov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bespredelnost-vremeni-i-prostranstva-gunta-rudzite-s-neissyakaemoj-energiej-i-neslomimoj-veroj-.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istochniki-prava-donikejskoj-epohi-v-a-cipin-cipin-v-a-cerkovnoe-pravo-kurs-lekcij-m-kruglij-stol-po-religioznomu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-2-po-predmetu-operacionnie-sistemi.html
  • grade.bystrickaya.ru/nikolaj-vasilevich-gogol-yanovskij-moyo-znakomstvo-s-ego-proizvedeniyami-proizoshlo-v-vosmiletnem-vozraste-letom-1947-goda-babushka-mariya-izrailevna-shehter-uvezl.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bogoslovskij-nikolaj-andreevich.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-prakticheskoe-posobie-ekonomicheskaya-politika-uskenbaeva-a-r-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov-vseh-specialnostej-stranica-20.html
  • spur.bystrickaya.ru/korrektirovka-kommunalnih-platezhej-nezakonna-napomnil-minregion-stati.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-kniga-posvyashena-odnomu-iz-samih-aktualnih-razdelov-stomatologii-profilaktike-kotoraya-aktivno-vnedryaetsya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-i-pravila-provedeniya-vstupitelnogo-ispitaniya-po-himii-programma-vstupitelnogo-ispitaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bankovskaya-i-kommercheskaya-tajna.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vlast-zakona-samaya-nasushnaya-potrebnost-rossii-v-v-kelle-pismo-k-moim-russkim-chitatelyam-dopolneniya-k-tomu-1.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-dvigatelnih-koordinacij-u-studentok-v-uchebnom-processe-po-fizicheskomu-vospitaniyu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihopatologicheskie-proyavleniya-somatizirovannoj-depressii-u-detej-yu-yu-eliseev-psihosomaticheskie-zabolevaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-ivan-iii.html
  • books.bystrickaya.ru/byudzhetnie-assignovaniya-na-obsluzhivanie-gosudarstvennogo-dolga-rossijskoj-federacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/a-t-sabirov-d-b-n-professor-zaveduyushij-kafedroj-taksacii-lesa-i-lesoustrojstva-prorektor-po-nauchnoj-rabote-kazanskogo-gau.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sergij-tretyakov-valaamskoe-starchestvo-v-hh-veke-1900-1940-gg-istoriya-zhizni-podvizhnikov-i-ih-duhovnoe-nasledie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-sorokovaya-po-staroj-ispanskoj-trope-ilya-ilf-evgenij-petrov.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-tovarnogo-assortimenta-na-predpriyatii-chast-11.html
  • control.bystrickaya.ru/ernest-rezerford-100-velikih-nobelevskih-laureatov.html
  • literature.bystrickaya.ru/dohodi-byudzhetov-za-2009-g-fakt-2010-g-plan-goroda-sibiri-i-dalnego-vostoka-gruppa-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shemurshinskogo-selskogo-poseleniya-vk-andronov-sobranie-deputatov-shemurshinskogo-selskogo-poseleniya-reshilo.html
  • spur.bystrickaya.ru/marku-herstu-moemu-nezamenimomu-redaktoru-kotorij-kak-mne-kazhetsya-rabotaet-nad-moimi-rukopisyami-bolshe-chem-ya-stranica-27.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-l-g-milyaeva-organizaciya-normirovanie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-zaochnogo-obucheniya-specialnosti-0608-00.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-mesto-disciplini-v-strukture-obrazovatelnoj-programmi-programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zagorodnie-carskie-rezidencii-chast-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-i-rerke-irkutsk-izd-vo-gou-vpo-igpu-2008-318-s-stranica-16.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-po-discipline-analiz-i-diagnostika-proizvodstvenno-finansovoj-deyatelnosti-gomelskogo-otdeleniya-bel-zh-d-na-temu-analiz-effektivnosti-innovacionnoj-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-situacionnij-analiz-napravlenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-fizicheskoj-kulturi-v-profilaktike-osteoporoza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.