.RU

Жанровое своебразие корпоративной газеты юургу «технополис»





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

Факультет журналистики

Кафедра средств массовой информации




ЖАНРОВОЕ СВОЕБРАЗИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ ЮУРГУ «ТЕХНОПОЛИС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ


Руководитель работы,

__________________к.п.н., доцент Н.К. Поляева

«___»_____________2011 г.


Автор работы

Студент группы ФЖ-205

__________________А.А. Сажина

«___»_____________2011 г.


Челябинск, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…2


^ 1 СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ РОССИИ

1.1 История создания и становления студенческой прессы в России………………………………..……………………...……………...5

1.2 Типология современной студенческой прессы России....………......8

^ 2 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

2.1 Понятие жанра………………………………………………….….….10

2.2 История формирования жанров журналистики………………..…...11

2.3 Система жанров газетной журналистики……………………..…….12

2.3.1 Информационные жанры…………………..…………………..13

2.3.2 Аналитические жанры……………………………..….………..15

2.3.3 Художественно-публицистические жанры……………..…….17

^ 3 СИСТЕМА ЖАНРОВ КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»

3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты………..………..19

3.2 Анализ информационных жанров газеты «Технополис»……….....20

3.2.1 Анализ репортажа…………..……………………………….….20

3.2.2 Анализ заметки………………………….……..…………….….26

3.2.3 Анализ интервью…………………….………..………………...28

3.3 Анализ аналитических жанров газеты «Технополис»…………..…30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….….38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..….39


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ВЫДЕРЖКИ ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГАЗЕТЫ «ТЕХНОПОЛИС»…………………….………………………………………. 41

Введение
^ Актуальность темы. Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы. В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный1 и М.Н. Ким2 рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной российской журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст»3. В связи с этим исследование журналистских жанров на практике вызывает затруднение. Это усугубляется тем, что исследователи создают различные классификации, и очень часто один жанр относится одновременно к нескольким группам. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким относят рецензию к аналитическим жанрам, а Л.Е. Кройчик к оперативно-новостным. Помимо этого, в современных СМИ наблюдается смешение и взаимопроникновение жанров, что также затрудняет их исследование.

Поэтому жанровое своеобразие современной российской прессы, и, в частности, газеты «Технополис», является очень актуальным вопросом.

^ Объект исследования журналистские тексты.

Предмет исследования. Жанры журналистики, используемые в издании.


Гипотеза. Возможно, газета «Технополис» как средство массовой информации будет более популярной при большом жанровом своеобразии ее материалов.

Цель. Изучить газету «Технополис», проанализировать журналистские материалы и определить, соблюдаются ли основные жанровые характеристики при написании текстов.

^ Задачи работы:

  1. проанализировать научную литературу по проблеме жанровых классификаций и уточнить понятие «жанры журналистики»;

  2. изучить историю формирования студенческой прессы и ее типологию;

  3. проанализировать материалы газеты «Технополис» и на этой основе выявить, какие жанры являются наиболее и наименее популярными.

^ Новизна исследования. Впервые сделана попытка проанализировать материалы газеты «Технополис» и выявить структуру жанров газеты.

Методы исследования: анализ научной литературы и газеты «Технополис» за 2010 год (январь-декабрь).

^ Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении объясняется актуальность, а также научная новизна и практическая значимость выбранной темы; поставлены основные цели и задачи исследования; указаны объект, предмет, а также методы исследования.

^ Первая глава «Студенческая пресса» посвящена рассмотрению истории создания и становления студенческой прессы в России, а также типология современной студенческой прессы.

^ Во второй главе «Газетные жанры» раскрывается понятие жанра журналистики, рассматривается история формирования жанров и их классификация. Параграф «Система жанров газетной журналистики» включает в себя рассмотрение информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров.

^ В третьей главе «Система жанров газеты «Технополис» рассматривается тематическая и жанровая направленность газеты, а так же анализируются информационные и аналитические жанры.

В заключении подводится итог работы: определяются выполненные задачи, цели и формулируется вывод.

^ 1 СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА В СИСТЕМЕ СМИ РОССИИ

1.1 История создания и становления студенческой прессы России

Для рассмотрения студенческой прессы необходимо определиться с понятиями «пресса» и «студенческая пресса».

Пресса - совокупность массовых периодических изданий (газет, журналов)1.

Студенческая пресса – периодические издания, главным автором,

читателем и героем которых является студент.

Следует обратить особое внимание на это понятие, так как оно включает в себя три компонента современных студенческих изданий. Редакторами, техническими сотрудниками могут быть взрослые люди, но авторами и носителями идей обязательно должны быть студенты. Поэтому авторство является важнейшем критерием, в соответствии с которым можно относить издание к студенческой прессе.

Процесс развития студенческой прессы имеет глубокую историю. Периодика в России всегда была так или иначе связана со студенчеством. Выпуск первой русской газеты «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах» в 1703г. состоялся благодаря идеям просвещения и образования. Через четверть века газета была передана главному научно-образовательному центру страны – Академии наук. Стоит отметить, что не только «Примечания к Ведомостям», но и последующие издания были связаны со студенчеством.

Силами воспитанников петербургского Шляхетного кадетского корпуса стал издаваться литературный журнал «Праздное время, в пользу употребленное». Благодаря М.В. Ломоносову появилось на свет еще одно периодическое издание. Газета «Московские ведомости» издавалась при Московском университете, который добился привилегии держать типографию и выпускать собственную газету.

Конечно, эти издания нельзя назвать студенческими – они были предназначены для взрослых образованных людей того времени. Однако студенчество составляло большую часть от постоянной читательской аудитории. Из-за тесной связи с образовательными учреждениями «Ведомости» много внимания уделяли студенческой жизни, автором значительной части материалов были студенты. Первые сто лет российской журналистики большинство газет и журналов создавалось именно при университетах и Академии наук.

Внимание студентов к прессе не могло не привести к появлению студенческих журналов, альманахов, литературных сборников. Они создавались студентами и были направлены на студенческую аудиторию. Среди них были журналы «Смесь» и «Северное созвездие» Казанского университета, «Слухи» Петербургского педагогического университета, сборник «Светоч» Петербургского университета. Большинство из них выходило нерегулярно, сверхмалым тиражом и в рукописном виде, что не позволяет их рассматривать как полноценные СМИ.

Прослеживая историю развития студенческой прессы, невозможно не заметить, что особое значение неформальная пресса получала в периоды ужесточения цензуры. Учащиеся активно откликались на общественные процессы путем выпуска «полуподпольных» изданий.

Первый всплеск активности таких газет приходится на 1820-1850 гг. Это было время усиления реакции после восстания декабристов и ужесточения правительственных мер к выпуску печатной периодики. Первым периодическим изданием, которое самим названием претендовало на статус студенческого, стала газета «Студенческий мир». Именно эту газету можно считать первым студенческим периодическим изданием России.

В 1884 г. в России был введен новый университетский устав, упразднявший автономию университетов и запрещавший любые студенческие объединения. Это послужило толчком к развитию нелегальной студенческой периодики.

В предреволюционные годы студенческая пресса получила особое значение, активно участвуя в жизни страны. В советские годы рукописные газеты и журналы были одним из главных источников свободомыслия. На 1920-е гг. приходится расцвет официальной вузовской прессы. Это было связано с политикой советского государства, усилением роли партийно-государственной пропаганды в обществе. С 1924 г. начал выпускаться наиболее известный журнал студенческого СМИ «Студенческий меридиан».

Таким образом, история студенческих периодических изданий уходит своими корнями в четыре смежные области. Первые проявления студенческой прессы можно увидеть:

В начале 1990-х гг. в России появились идеологические и технические предпосылки развития студенческой прессы. В связи с распадом СССР у редакций появилась возможность самостоятельно выбирать направление и концепцию изданий. Развитие техники упростил процесс производства периодического издания и стал доступен многим людям.

В настоящее время студенческая пресса переживает бурный расцвет. По всей стране появляется все больше газет и журналов. Предпосылками для распространения студенческой прессы стали распространение компьютерных технологий, улучшение экономической ситуации в стране. Студенческая периодика впервые в истории почувствовала необходимость в объединении и совместном решении проблем. С этой целью проводятся конференции, встречи, создаются общества, движения.

^ 1.2 Типология современной студенческой прессы России

По охвату аудитории и методам работы студенческую прессу современной России можно распределить на 6 групп.

1. Факультетские студенческие газеты. Эти газеты близки читателю и имеют очень ограниченную целевую аудиторию. Такие издания похожи на районные газеты: в них содержится информация о местных событиях, героями чаще становятся студенты и преподаватели факультета, хорошо развита рубрика поздравлений.

2.Вузовские студенческие газеты. Материалы таких изданий охватывают события всего вуза. Чаще такая пресса выходит параллельно с официальным печатным изданием вуза.

3.Межвузовские студенческие газеты. Такие издания распространяются сразу в нескольких вузах. Эти газеты публикуют материалы на более обширные темы. Как правило, уже в такой прессе проявляется стремление вырваться за рамки вузовской тематики, журналисты стараются освещать и городские события.

4. Городские студенческие газеты. Городские газеты распространяются в местах скопления молодежи. В них появляются новые рубрики, иногда не связанные с жизнью вузов. В таких изданиях хорошо организована рекламная служба.

5.Республиканские, областные, краевые студенческие газеты. Они имеют большой тираж и отлаженную систему распространения, обеспечивающую читателей всего субъекта федерации данным изданием.

6.Общероссийские студенческие газеты. Эти издания распространяются по территории всей страны. Освещаются темы, которые затрагивают интересы всех студентов России.

Таким образом, к настоящему времени российская студенческая пресса сложилась как отдельный тип периодики, преодолев начальный этап формирования, и прочно закрепилась в системе современных средств массовой информации России.

  1. ^ ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

2.1 Понятие жанра

Понятие «жанр» не является единым. Анализ различных словарей показывает разноплановость и многофункциональность данного термина. В различных видах искусства, литературоведении и журналистике существуют различные подходы в определении этого термина. Происходит это по причине многозначности данного понятия, так как в каждом виде искусства или науки существует собственный «набор» жанров. Новый энциклопедический словарь дает толкование этого понятие в широком смысле: «исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще»1.

Литературный энциклопедический словарь дает толкование литературного жанра: «исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т.д.); в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой культуре вообще»2.

Это понятие можно применять и к жанрам журналистики, однако для нашей работы наиболее важными являются определения, которые дают исследователи теории журналистики. Например, А.А. Тертычный пишет, что «под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками»3. Г.С. Мельник считает, что жанр – это «дискретная часть творчества журналистов»1. В.В. Ворошилов считает, что жанр – это определенная, обладающая устойчивыми признаками форма отражения социальной действительности, которая помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений2.

Для данного исследования наиболее приемлемой является точка зрения А.А. Тертычного. Именно такое определение понятия соотносится с темой нашего исследования, поэтому в дальнейшем в своей классификации мы будем опираться на дефиницию данного автора.


    1. ^ История формирования жанров журналистики

Логика нашего исследования предполагает рассмотреть понятие «жанр журналистики» в историческом аспекте. Анализ литературы показывает, что появление данной дефиниции произошло вместе с выпуском первой газеты. Как отмечает М.Н. Ким, «появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени»3.

Первоначально при написании материалов журналисты основывались на знаниях о литературных жанрах. Ко времени появления первых газет миру уже было известно множество жанров: биография, очерк, путевые заметки, письмо, сатира, басня. Печатные газеты появились в Германии, Англии и Франции в 17 веке. Эти издания были рассчитаны на купцов, что определяло их содержание. Основной целью было информирование о товарах, ценах, внутренней и внешней жизни стран, последних новостях. Благодаря этим газетам, началось зарождение информационных жанров. Накануне Великой Французской революции появилась политическая пресса, которая спровоцировала появление аналитических жанров. В середине 17 века вместе с первыми журналами, где публиковали свои работы литераторы, появляются художественные жанры. В процессе развития техники, нарастания конкуренции и расширения возможностей человека зарождаются интервью, репортаж, заметка, статья, портрет, рецензия и проч.

Жанры менялись и трансформировались вместе с ходом истории, но в то же время сохраняли преемственность и устойчивость. Как отмечал М.М. Бахтин, «жанр всегда и тот, и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра… Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития»1.


    1. ^ Система жанров газетной журналистики

Для достижения цели нашего исследования необходимо определить, какие жанры существуют в современных газетных материалах. Это необходимо для определения границ между жанрами, их места в ряду других жанровых разновидностей, установления отличительных признаков и особенностей каждого из них.

Современная теория журналистики рассматривает несколько подходов в классификации жанров. Разнообразие мнений определяется тем, что каждый из исследователей берет за основу деления разные жанрообразующие признаки. Наиболее важными объединяющими началами традиционно считаются предмет, способ отображения действительности, целевую установку, формы персонификации информации и языковой фактор. Причем роль способа отображения действительности намного значительнее всех остальных жанрообразующих признаков.

В журналистике существует три главных способа отображения – фактографический, аналитический и наглядно-образный. Первый нацелен на запечатление внешних, очевидных характеристик предмета или явления, на получение кратких сведений о нем. Второй – на проникновение в суть явления, на рассмотрение взаимосвязей. Третий – на эмоционально-художественное отображение действительности. Основываясь на них, исследователи делят жанры на несколько групп.

В нашей работе мы будем опираться на типологию А.А. Тертычного, согласно которой все жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.


^ 2.3.1. Информационные жанры

Главная цель информационного материала – сообщить о факте, конкретном событии. Журналист, работающий с информационными жанрами, должен ответить на вопросы «что?», «где?», «когда?». Поэтому главными требованиями являются оперативность, фактическая точность, релевантность. Материалы содержат простую информацию, констатируют факт, который произошел в недалеком прошлом. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, позволяют аудитории получать оперативную информацию, поэтому они составляют основную часть газетных материалов.

Основными жанрами информационной журналистики являются заметка, репортаж, информационное интервью, информационная корреспонденция, информационный отчет, блиц-опрос, некролог.

Заметка является простейшей формой информационного материала. Она состоит из 10-30 строк. Ее цель – очень кратко, точно и оперативно сообщить о событии. Заметка может содержать факты, версии, информацию о планируемых событиях, оценки, нормы, советы. Событийные заметки призваны дать просто описание явлению. Существуют различные виды заметки. Анонс содержит в себе превентивное сообщение о предстоящих мероприятиях. Аннотация нацелена на описание качеств какого-либо информационного явления. Мини-рецензия публикуется для того, чтобы рассказать о впечатлении, полученном автором после знакомства с предметом. Мини-история повествует о жизненных, семейных, профессиональных интригах. Мини-совет стремится дать читателю какую-либо рекомендацию.

Репортаж представляет собой материал, содержащий в себе впечатления и эмоции автора о произошедшем событии. Задачей журналиста является объективно, живо и наглядно рассказать о явлении. Репортаж использует практически все художественно-выразительные средства, применяемые в журналистике. Автор стремится создать «эффект присутствия», то есть дает возможность читателю взглянуть на событие глазами очевидца. Репортаж отличает динамика, эмоциональность, документальность, убедительность.

Интервью – это информационный жанр, который содержит вопросы журналиста и ответы собеседника. Автор стремится проинформировать читателей о сведениях, полученных от интервьюируемого лица. Этот жанр требует большей подготовки, чем другие информационные жанры. Журналист старается ответить на возможные вопросы читателей, владеет информацией о своем собеседнике. Интервью может содержать лирические вставки, описание внешности и манер интервьюируемого, использовать различные выразительные средства.

Информационный отчет – сообщение о событиях, на которых происходит обмен информацией: заседания, митинги, собрания, брифинги и т.д. Основной особенностью, помимо оперативности, злободневности, полноты информации, является ее максимальная точность. Журналисту необходимо проверять факты, цифры, фамилии участников. На подобных мероприятиях делаются выводы, заявления, принимаются решения. Поэтому автору информационного отчета нужно точно передавать их формулировки. В связи с этим данный жанр активно использует цитирование. Общие отчеты излагают факты в хронологическом порядке. Тематические освещают 1-2 наиболее важных вопроса. Аналитические содержат авторский комментарий.


^ 2.3.2 Аналитические жанры

Цель аналитического материала – рассмотрение и обобщение фактов, их комментирование, постановка проблем и их истолкование. Предметом аналитической журналистики выступают явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними общественные проблемы. Журналист при работе в таких жанрах должен ответить на вопросы «как?», «с какой целью?», «почему?». Аналитические тексты должны выявлять причинно-следственные связи между явлениями, давать им оценку. Поэтому для таких материалов важна оперативность, четкость, конкретность темы, работа с примерами, статистикой. Для информационной журналистики важен факт, а для аналитической – мысли автора об этом факте. Аналитические материалы часто содержат прогнозы, гипотезы или версии. Аналитическая журналистика составляет основное содержание качественной прессы. Чаще такие материалы имеют большой объем.

Основными аналитическими жанрами являются аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, рецензия, комментарий, обозрение, статья, расследование.

Предметом аналитического отчета является результат конференций, собраний, совещаний. Журналист не ставит перед собой задачу сообщить обо всех докладах, а освещает лишь некоторые из них. Цель этого жанра – показать взаимосвязь суждений, которые содержались в речах докладчиков. Исходя из этого, автор аналитического отчета выносит оценку выступлениям участников и определяет их значимость.

Корреспонденция – это жанр, в котором разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. Этот жанр может содержать в себе как «живое» наблюдение, так и «свернутый» пересказ происходящего. Причем цель аналитической корреспонденции заключается не столько в том, чтобы рассказать о событии, сколько в том, чтобы определенным образом истолковать его. Истолкование – это выяснение причин явления, определение его значимости, прогнозирование его развития.

Журналистское расследование является особым жанром. Он требует определенной подготовки и профессиональных навыков. Предметом расследования чаще становится скандальное негативное явление. Задачей журналиста является выяснение причин этого события. Рассказывая о том, как шло расследование, автор делает материал наглядным и захватывающим.

Основу рецензии составляет отзыв о произведениях литературы, музыки, кино, науки. Основная цель этого жанра – описать впечатление журналиста, дать оценку произведению. Рецензент должен увидеть в информационном явлении то, что недоступно обычному человеку. Для этого необходимы специальные знания, интуиция и жизненный опыт.

При помощи комментария автор выражает свое отношение к событиям, определяет связанные с ними задачи и проблемы, а также выражает их оценку и прогноз развития, предлагает аудитории самой сделать выводы. Этот жанр активно рассказывает о проблемах, анализирует относящиеся к ним актуальные факты. Комментарии могут быть превентивными, предвосхищающими события.

Статья – публикация, которая анализирует различные ситуации, конфликты и противоречия. Она позволяет основательно, глубоко рассматривать проблемы общества, осмысливать и обобщать их. В статье факты играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление при этом остаются неизменными. Автор, размышляя над ситуацией, подталкивает читателя на дальнейшие рассуждения. Статья объясняет аудитории личную и общественную значимость проблемы и наводит на размышления или действия, связанные с ней.


^ 2.3.3 Художественно-публицистические жанры

Цель художественно-публицистического материала – с помощью выразительных средств передать впечатление автора от знакомства с предметом. Конкретный факт отходит на второй план, уступая место эмоциям журналиста, его оценке, авторской мысли. Особый характер таких материалов проявляется в повышенных требованиях к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов. Художественно-публицистическим жанрам свойственна образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность изобразительными средствами.

Основными художественно-публицистическими жанрами являются зарисовка, очерк, житейская история, анекдот, фельетон, памфлет.

Очерк считается одним из самых сложных жанров, так как он требует большой подготовки и уверенного владения различными выразительными средствами. Этот жанр позволяет наглядно, доходчиво, ярко откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека, рассказать об определенной группе людей. Существуют различные виды очерка: портретный, проблемный, путевой.

Предметом пародии в журналистике могут выступать различные явления: действия общественных, государственных деятелей, политиков, народные традиции, творческая манера артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных личностей и т.д. Основные методы, которые помогают автору выступления в прессе создать пародию, – это гипербола, гротеск, литота, ирония.

Сатирический комментарий является родственным аналитическому. Однако данный художественно-публицистический жанр отличается целью автора – высмеять феномен, который привлек его внимание. Для этого журналист обращается к сатирической типизации, иронии, литоте, гиперболизации. Чаще сатирический комментарий пишется на действия известных людей, которые вызвали общественный резонанс. Кроме различных поступков предметом данного жанра может стать информационное явление, например, высказывания, суждения людей.

Отличительной чертой житейской истории является полнота, насыщенность, наглядность. Подобному типу текста в художественной литературе соответствует рассказ. Этот жанр намного чаще проявляется на страницах западной прессы, чем в России. В житейских историях обычно описываются случаи из жизни людей, различные ситуации, поступки, которые могут привлечь внимание читателя.

Строгая классификация жанров существует только в теории, в то время как на практике им свойственно взаимопроникновение и смешение. При написании материала журналист пользуется общепринятыми нормами в построении текста, но в то же время использует свои оригинальные приемы.

Границы системы жанров часто оказываются размытыми, причем «характерной особенностью данной системы является то, что с одной стороны – она отличается определенной стабильностью, а с другой – подвижностью»1. Развитие жизни и общества диктует свои правила в написании материалов.

Таким образом, в настоящее время в современной журналистике сложилась развитая и гибкая система жанров, которая сохраняет преемственность, но отличается определенной подвижностью.

  1. Система жанров газеты «Технополис»

^ 3.1 Тематическая и жанровая направленность газеты

Для того чтобы выявить, все ли перечисленные выше жанры журналистики реализуют себя в современной студенческой прессе, необходимо проанализировать различные средства массовой информации. Чтобы глубже проникнуть в суть данной проблемы, мы изучили выпуски газеты «Технополис» с января по декабрь 2010 года.

Газета «Технополис» функционирует с 1956 года. В настоящее время «Технополис» выходит на 12 полосах тиражом 3000 экземпляров. Газета частично имеет цветную печать и распространяется по всем подразделениям и филиалам вуза. Данное периодическое издание выполняет функцию главного печатного органа университета. Оно распространяется два раза в месяц, оперативно освещая вузовскую жизнь.

В создании газетных материалов принимают участие профессиональные журналисты, преподаватели университета, студенты факультета журналистики и других специальностей. Юноши и девушки кафедры СМИ имеют возможность проходить в «Технополисе» производственную практику.

Тематика газеты является очень разнообразной. В ней освещаются вопросы учебы, спорта, науки, культуры, искусства. Как правило, материалы этого периодического издания относятся к информационным жанрам, реже – к аналитическим. Текстов художественно-публицистического жанра в изданиях 2010 года нам обнаружить не удалось. Однако это связано не столько с тематической направленностью газеты, сколько с общей тенденцией развития прессы в России. В настоящее время художественно-публицистические жанры отошли на задний план. Их скромная роль на страницах газет обусловлена необходимостью в оперативности и повышенной актуальности информации. Эту тенденцию, вне всякого сомнения, можно отнести и к газете «Технополис».

    1. ^ Анализ информационных жанров газеты «Технополис»

В настоящее время материалы информационных жанров занимают основное место в газетном пространстве этого периодического издания. Чаще всего авторы пишут свои тексты в следующих жанрах: заметка, информационное интервью, информационный отчет, репортаж, блиц-опрос.

В нашем исследовании мы рассмотрели жанры репортажа, интервью и заметки.


^ 3.2.1 Анализ репортажа

Для подробного изучения репортажа была разработана система критериев, с помощью которых был проанализирован материал Дмитрия Власова и Екатерины Мининой «История одного похода» (Технополис. – 2010. – №1 (1653). – С. 8).

  1. Тема и ее актуальность

Тема репортажа – покорение вершины Таганая. Тема является актуальной, так как основная аудитория газеты – студенты. Часть из них является спортсменами, туристами или активными людьми. Поэтому публикации о походах и спортивных событиях являются очень актуальными для газеты «Технополис».

  1. Проблема, к которой автор стремиться привлечь внимание читателя

В связи с тем, что автор не знаком с ситуацией, с которой ему придется столкнуться (ведь в проблеме априори есть полное или частичное незнание ситуации), он ставит различные проблемы текста. В данном материале они связаны с трудностями преодоления каких-либо препятствий на пути к цели:

    • подготовка к походу: «в три дня сформирован состав группы», «обсуждаем детали, раскладку продуктов, консультируемся, как лучше уложить рюкзаки и какую одежду взять с собой»;

    • восхождение: «нам пришлось рубить ступени, очищать камни от снега и страховать друг друга на подъемах», «надеяться можно лишь на крепость своих и дружеских рук», «каждый шаг делался с величайшей осторожностью, чтобы случайно не провалиться в скрытые расщелины между камнями», «шквальный ветер», «в том месте, где летом была тропа к приюту, дорога обрывается»;

    • приготовление пищи: «рис оказался просроченным», «тщетно пытались разжечь огонь», «вскипятить воду в котле так и не удалось»;

    • организация ночлега: «разжечь огонь в буржуйке с сырыми дровами не так-то просто», «под утро оказалось, что «служба обогрева населения» дала сбой».

  1. Цели, которых хотел достичь автор

Основная цель – рассказать о походе: «покорили зимний Таганай». Побочная цель – пропаганда здорового образа жизни: «девиз автотракторного факультета и лично мой «Будь в движении!», «туризм, как и любой спорт, объединяет людей».

  1. Вид репортажа

Данный материал относится к событийному репортажу, так как он является оперативным и моментальным откликом на событие. В основе лежит актуальное событие, об основных моментах которого повествуется в хронологическом порядке. В репортаже не ставиться цель рассказать предысторию, рассмотреть гипотезы и прогнозы, узнать скрытую информацию. В данном материале автор хочет рассказать о произошедшем событии в деталях, поэтому материал является событийным репортажем.

  1. Особенности композиции

В данном тексте применяется сюжетный тип композиции. О событии повествуется в хронологическом порядке: от замысла («пошли в поход!») до возвращения из похода («еще три с половиной часа – и мы дома!»). В начале материала дается зарисовочная заставка: «в университете прошло много интересных мероприятий». Далее идет собственно репортажное описание. В качестве вывода можно рассматривать заключение текста: «С массой впечатлений и мыслями о следующем походе». Репортаж состоит из двух сюжетов: «домашнего» (т.е. описание событий, предшествующих походу) и описания восхождения. В текст повествования автор включает пейзажные зарисовки.

  1. Категории времени и пространства

В данном репортаже наши свое отражение все 3 вида времени: объективное, концептуальное и перцептуальное. Объективное время проявляется через повествование о событиях в хронологическом порядке:

«Подъем в 4:00. Сбор, плотный завтрак и – в путь…

5:15 На вокзале замечаем, что не одни такие смелые, - у пригородных касс встретили группу туристов, которые тоже отправлялись в Златоуст.

5:30. Покупаем билеты»

В данном отрывке имеет место не только объективное, но и перцептуальное время, так как журналист передает свои мысли и ощущения: «плотный завтрак», «не одни такие смелые». Благодаря этому автору удалось описать то, что он чувствует и думает, а не только то, что видит и слышит. Субъективное восприятие событий является основой всего репортажа, поэтому перцептуальное время проявляется в тексте неоднократно: «в декабре случилось одно незабываемое событие – незабываемое для группы отважных студентов, которые покорили зимний Таганай», «восхитил героизм участников группы, с которым они встречали все «подарки» уральской матушки-зимы». Концептуальное время предается через сведения, которые имеют не только отношение к событию, но и несут определенный смысл, который определяет движение самого события:

«Однажды в студеную зимнюю пору сижу дома, рассматриваю старые походные фотографии и думаю: «А почему бы и нет?!» Видимо, девиз автотракторного факультета и лично мой «Будь в движении» сыграл свою роль – я не смог не заполнить свободные выходные, усидеть дома!

– Алло? – Это Юра, привет! Есть классная идея, соглашайся! – Ммм… – Пошли в поход!...

Уже на следующий день разработаны варианты маршрута»

Концептуальное время разворачивается по событийному сюжету. Завязка – появление идеи, развитие события – разработка маршрута и сам поход, далее следуют кульминация и развязка.

Данный репортаж включает в себя объективное и условное пространство.

Группировки объективного пространства:

Автору текста удалось полно, наглядно описать все пространство, которое находилось перед его глазами, и благодаря этому репортер устанавливает пространственные отношения между объектами материального мира.

Меньше внимания автор уделяет условному пространству. В концептуальном плане пространство проявляет себя в словосочетании «Долина Сказок», так как это оно вызывает не только ассоциации, но и имеет особый смысл. Социальное и психологическое пространства в данном тексте отсутствуют.



  1. Типы речи

Этот признак является одной из особенностей репортажа. Данный текст сочетает в себе несколько функционально-смысловых типов речи. Преобладающим является повествование, так как основная цель автора – рассказать о восхождении на Таганай. Материал включает в себя несколько эпизодов, события излагаются последовательно. Причем изложение событий сопровождает присутствие автора. Меньшим по объему, но не менее значимым является описание природы: «мостик, снеговик, шишка на дереве», «черная пропасть неба, усыпанная мириадами жемчужных брызг». Описание позволяет сделать читателя «очевидцем» события. Этот тип речи сопровождает большое количество деталей, назначение которых – показать реальную обстановку. Это становится возможным благодаря введению микротекстов – пейзажных зарисовок: «А на улице тишина. Громады сосен вокруг поляны, на которой мирно дремлют домики приюта. Уханье птицы вдалеке. И черная пропасть неба, усыпанная мириадами жемчужных брызг. А в уголке, наблюдая за всем этим великолепием, стережет ночной покой молодой пастушок-месяц». Функции описание в данном репортаже – дать детальную характеристику места события («у входа в национальный парк Таганай») и времени события («снеговик», «стережет ночной покой молодой пастушок-месяц»). Именно переход от одного типа речи к другому создает динамику повествования.

  1. Динамичность повестовования

Динамичность достигается за счет:




-Алло?

-Это Юра, привет!

  1. Создание эффекта присутствия

Создается за счет употребления глаголов в форме настоящего времени: «начинаем», «дремлют», «отправляемся». Этому способствует и указание времени: «4:00», «5:30». Автор подробно описывает все, что встречается на пути туристов, уделяет внимание каждой детали: «Пришлось вновь кипятить воду и делать макароны на сгущенном молоке», «сижу дома, рассматриваю старые фотографии».

  1. Наличие авторского «я»

Повествование идет от первого лица. Авторское «я» создается за счет употребления глаголов в форме 1 лица единственного числа: «сижу», «рассматриваю», «думаю». За счет субъективного восприятия создается определенный эмоциональный настрой: «радостно обсуждаем», «дружной колонной», «с массой впечатлений». Текст отличается эмоциональностью, о чем свидетельствует большое количество восклицательных знаков

Участие автора в повествовании движет сюжет: «видимо, девиз автотракторного факультета и лично мой «Будь в движении» сыграл свою роль - я не смог не заполнить свободные выходные, усидеть дома»; эмоционально окрашивает изложение: «с массой впечатлений и мыслями о следующем походе». В данном материале автор является не только очевидцем события, но и его участником. Присутствие авторского «я» обуславливает основные черты репортажной речи – гибкость, подвижность и многообразие. Благодаря наличию авторского «Я» в репортаж вводится чужая речь, которая создает особую атмосферу и динамичность повествования, усиливает достоверность происходящего. В данном материале диалог выполняет чисто информативную функцию и не является характерологическим средством. Прямая речь сохраняет черты разговорного стиля, что делает текст более экспрессивным, оживляет повествование.

В материале есть эмоциональное лирическое отступление от основной линии событий, зарисовка, которая тоже является доказательством наличия авторского мнения в тексте, его сопереживания: «А на улице тишина. Громады сосен вокруг поляны, на которой мирно дремлют домики приюта. Уханье птицы вдалеке. И черная пропасть неба, усыпанная мириадами жемчужных брызг. А в уголке, наблюдая за всем этим великолепием, стережет ночной покой молодой пастушок-месяц».



      1. ^ Анализ заметки

Для подробного изучения заметки была разработана система критериев, с помощью которых был проанализирован материал Юлии Васильевой и Валерия Истомина «Закатаем рукава, уважаемые!» (Технополис. – 2010. – №6 (1658). – С. 1).

  1. Тема и ее актуальность

Тема заметки – субботник, проведенный студентами ЮУрГУ. Материалы на подобные темы являются очень актуальными весной, когда встает вопрос об уборке городских территорий.

  1. Проблема, к которой автор стремиться привлечь внимание читателя

Заметка посвящена рассмотрению одной основной проблемы: загрязнения пляжей, парков, природных территорий и общественных мест: «объемы вывозимого мусора не порадовали».

  1. Цели, которых хотел достичь автор

Основная цель – рассказать о субботнике, в котором участвовали студенты ЮУрГУ. Побочная цель – пропаганда проведения субботников, активной жизненной позиции: «проведение субботников – очень важное мероприятие», «выйти на субботник – сделать приятное в первую очередь себе».


  1. Вид заметки

Этот материал является событийной заметкой, так как предметом отображения является общественно значимое событие.

  1. Типы информационного содержания

Заметка содержит следующие типы информации:

    • фактологическая: «с 12 апреля в Челябинске начались массовые субботники», «17 апреля студенты ЮУрГУ (представители факультетов ПС, журналистики, ЭиУ, юридического), ЧГАУ, ЧГПУ очищали городской пляж Шершневского водохранилища»;

    • вероятностная: «в дальнейшем с повышением понимания степени негативного воздействия со стороны мусорящих, будем надеяться, что убирать придется лишь весеннюю листву, а не отходы жизнедеятельности людей» (прогноз);

    • оценочная: «к сожалению, объемы вывозимого мусора не порадовали», «студенты с огромным энтузиазмом отнеслись к происходящему, что говорит о высокой степени осознания необходимости содержания природы и окружающей среды в благоприятных условиях»

  1. Особенности композиции

Заметка строится по принципу перевернутой пирамиды, так как материал излагается от более значимых аспектов к менее значимым:

  1. Категории времени и пространства

Виды текстового времени:

    • объективное – проявляется в повествовании о событиях в хронологическом порядке: «волонтеров снабдили перчатками», «инвентарь ушел нарасхват», «работа кипела порядка двух часов», «учащиеся отправились на обед»;

    • концептуальное – проявляется в сведениях, несущих определенный смысл, который определяет движение события: «с 12 апреля в Челябинске начались массовые субботники»;

    • перцептивное – проявляется в позиции говорящего: «курировали уборку не абы кто», «машины не успевали вывозить собранный бытовой мусор», «с огромным энтузиазмом отнеслись к происходящему», «немного уставшие, но довольные собой».

В этой заметке представлено только объективное пространство: «в Челябинске», «городской пляж Шершневского водохранилища», «пляжей», «улиц».


      1. ^ Анализ интервью

Для подробного изучения интервью была разработана система критериев, с помощью которых был проанализирован материал Анны Иванцовой «Дебаты и Догматы» (Технополис. – 2010. – №6 (1668). – С. 8).


  1. Вид интервью

Этот материал является информационным интервью, так как он нацелен на сбор новостной информации, имеет небольшой объем и содержит ответы на ключевые вопросы:

    • кто? – Айрат Каюмов

    • что? – ролевая игра «Дебаты»

    • где? – в ЮУрГУ

    • когда? – каждую неделю

    • как? – «я разработал учебные курсы по деловому общению и практике ораторского творчества», «разнообразные игры, тренинги»

    • зачем? – «выработать уверенность в публичных выступлениях»

  1. Тема, личность собеседника

Журналист беседует с Айратом Каюмовым, президентом Уральской федерации дебатов. Тема интервью – ролевая игра «Дебаты». Собеседник интересен для аудитории, так как он проводит игры в ЮУрГУ, и каждый читатель газеты «Технополис» имеет возможность на нее прийти. Герой интервью является близким для аудитории, потому что он тоже обучается в ЮУрГУ.

  1. Стиль поведения журналиста

В процессе беседы журналист придерживается партнерского стиля поведения. Сбор информации происходит в условиях диалога, равноправного общения. Журналист придерживается принципов открытости, толерантности, уважения к собеседнику.

  1. Виды вопросов

По структуре вопросы являются прямыми, так как относятся непосредственно к теме интервью. По строению – открытые, так как требуют развернутого ответа.



  1. Формулировка вопросов

Вопросы для интервью составлены грамотно, они освещают тему со всех сторон. Вопросы не являются банальными, журналист задает их вежливо, корректно, не пытаясь спровоцировать собеседника. Однако распространенной ошибкой журналиста являются вопросы два в одном или даже три в одном: «Кто первым придумал дебаты? Есть ли аналоги вашему клубу?»

Один из вопросов содержит «недиалогический» элемент, т.е. авторский комментарий, мнение журналиста по данному вопросу: «Вы не думаете, что умение человека доказать любую точку зрения, преподнести черное как белое может быть вредным для общества? Заплатят такому мастеру слова определенную сумму – и он продвинет негативную идею?»

  1. Композиция

Лидер-абзац является прямым. Интервью имеет свободную композицию, так как новые вопросы журналиста не связаны с предыдущими ответами. Вопросы можно легко переставлять местами или убирать. Заключение содержит итоговое суждение журналиста, приглашение к участию в играх: «Ждем вас в дебат-клубе ЮУрГУ»


    1. ^ Анализ аналитических жанров газеты «Технополис»

Наименее распространенными в газете являются аналитические жанры. Из них самыми популярными оказались рецензия, аналитическое интервью, обзор, анкета.

В нашем исследовании мы рассматриваем жанр рецензии. Для подробного анализа была разработана система критериев. На основе данных критериев анализа рецензии была составлена таблица.

Сравнительный анализ рецензий

Название

материала

Критерий

анализа

Новый старый «Шерлок Холмс» (Технополис. – 2010. – №2 (1654). – С. 11)

Крайне неоднозначный фильм (Технополис. – 2010. – №16 (1668). – С. 6)

Информационное явление

Фильм «Шерлок Холмс» режиссера Гая Риччи

Фильм «Край» режиссера Алексея Учителя

Цель

Рассказать аудитории о том, что данный фильм не достоин ее внимания: «Почему же мне так не понравился «Шерлок Холмс» 2009 года? Поясню».

Рассказать аудитории о фильме и своих впечатлениях: «в процессе просмотра фильма «Край» меня посетила целая гамма различный чувств»

Тезис, раскрываемый в публикации

«Да простят мне читатели мое чересчур критичное мнение, но «Шерлок Холмс» Гая Риччи – это невообразимая чушь».

«И все же «Край» Алексею Учителю скорее удался, нежели провалился».

Наличие структурно необходимых элементов композиции

  • информация об отдельном произведении, в данном случае – фильме «Новый старый «Шерлок Холмс»

  • характеристика и оценка произведения: «невообразимая чушь», «пятно не на чести нашего кинематографа, а американско-английского».

  • анализ содержания и формы занимает половину материала (2 – 4 абзацы)

  • определение места произведения в литературном процессе: «исполнители главных ролей… даже рядом не стояли с Василием Ливановым и Юрием Соломиным»

  • привлечение внимание читателя: «да простят мне читатели», «кто-нибудь, читая эту рецензию, скажет», «ребята»

  • информация об отдельном произведении, в данном случае – фильме «Край»;

  • характеристика и оценка произведения: «крайне неоднозначный фильм», «скорее удался нежели провалился»;

  • анализ содержания и формы занимает большую часть текста (2 – 4 абзацы)

  • определение места произведения в литературном процессе: «а как уж там реализуется попытка получить премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, мне не известно»

  • привлечение внимание читателя: «читатель, наверное, уже задался вопросом»




Образ автора и авторская оценка

Образ автора в тексте ярко выражен, так как вместо местоимения «мы» и глаголов совместного действия он употребляет местоимение «я». Автор отрицательно относится к фильму: «невообразимая чушь», «исполнители главных ролей… даже рядом не стояли с Василием Ливановым и Юрием Соломиным», «очередной случай паразитизма на классике», «Конан Дойл наверняка не раз и не два в гробу перевернулся!».

Характер оценки абсолютный так как речь идет об одном произведении.

Вместо местоимения «мы» и глаголов совместного действия он употребляет местоимение «я». Авторская оценка неоднозначна: «с одной стороны, нравится, а с другой – нет». Несмотря на то, что большая часть статьи посвящена критике фильма, а меньшая – его положительным моментам, в последнем абзаце он пишет, что фильм «скорее удался, нежели провалился». Характер оценки абсолютный так как анализируется одно произведение.


Образы персонажей

  • характеристика героя через его действия и поступки: «дерется как тигр, стреляет как ковбой», «машет руками так, как не снилось, наверное, и Рембо, а в перепалке с Холмсом остужает его «легкой» пощечиной»;

  • портрет героя: «этакий мачо», «обладающего поистине сверхъестественными способностями»;

  • описание «среды обитания» героя (вещей, комнат) отсутствует;

  • психологический анализ (воспроизведение внутреннего мира персонажа его чувств, мыслей) отсутствует;

  • фантастика, т.е. заведомо нереальное в жизни: «вскоре он восстает из мертвых», «фантастическое оружие типа электрошокера и газовой бомбы с пультом управления»;

  • пейзаж: «красивые лондонские пейзажи, разнообразные по контрасту. Здесь и красивые набережные, и величественный Биг Бен, и недостроенный Тауэрский мост, и зловонная канализация, и нищенские квартирки, и многолюдные грязные рынки»;

  • художественная деталь: «пока он размышляет, с какой руки ударить противника в лицо а с какой ноги – в печень, время останавливается».

  • характеристика героя через его действия и поступки: «пытаются обогнать друг друга на железнодорожном полотне», «проникается им в ответ;

  • портрет героя: «он – олицетворение героя, победителя», «контуженный фронтовик с тяжелой судьбой», «профессиональный паровозный машинист»;

  • описание «среды обитания» героя (вещей, комнат): «незавидным житьем в барачных постройках», «такие дефицитные в советском захолустье вещи, как кастрюлька или платьице»;

  • психологический анализ (воспроизведение внутреннего мира персонажа его чувств, мыслей) отсутствует;

  • фантастика, т.е. заведомо нереальное в жизни: «соперники «как заправские гонщики «Формулы-1») тягаются мощью своих паровозов»;

  • пейзаж: «в барачных постройках»

  • художественная деталь: «приготовление яичницы на лопатке в паровозной топке».

Ведущая идея рецензии

Классическое произведение сильно искажается, превращаясь в «синтетический блокбастер»: «в современной киноиндустрии произошел очередной случай паразитизма на классике».

Это неидеальный, спорный, неоднозначный фильм. Режиссер включил в него много лишнего: «А.Учитель, похоже, и сам не до конца понял, каким должен быть фильм»

Типологические характеристики

По объему – минирецензия, так как занимает половину полосы, по числу анализируемых произведений – монорецензия, так как рассматривает одно произведение, по теме – кинорецензия, так как анализируется художественный фильм


По объему – минирецензия, так как занимает примерно треть полосы, по числу анализируемых произведений – монорецензия, так как рассматривает одно произведение, по теме – кинорецензия, так как анализируется художественный фильм

Аргументация, использование системы доказательств

  • сравнение с советским фильмом и актерами: «Роберт Дауни-младший (Шерлок Холмс) и Джуд Лоу (доктор Ватсон) даже рядом не стояли по актерскому мастерству с Василием Ливановым и Юрием Соломиным».

  • пересказ сюжета фильма с использованием авторской оценки: «начало фильма несколько ошарашивает», «далее обнаруживается, что у фильма есть сюжет», «однако концовкой сюжета режиссер как бы пытается оправдаться…»

  • рассуждения о тенденции развития современного отечественного кинематографа: «в советские времена снято несколько великолепных фильмов с очень хорошими актерами», «наши режиссеры так же паразитируют на известных романах и именах великих людей», «достаточно вспомнить «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини»

  • некомпетентность режиссера: «А.Учитель, похоже, и сам не до конца понял, каким должен быть фильм»

  • неправильное название фильма: «этот фильм следовало назвать не «Край», а «Через край».

  • пересказ сюжета фильма с использованием авторской оценки: «начало картины, правда, нареканий не вызывает», «но дальше отношения с фильмом начинают портиться»

  • попытка данного фильма получить премию «Оскар»: «а как уж там реализуется попытка получиться премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, мне не известно»

Лексико-стилистическая характеристика

Рецензия написана на простом, понятном аудитории языке. Автор часто употребляет разговорные и просторечные конструкции: «начало фильма несколько ошарашивает», «извините, Гай Риччи, вы это всерьез?! Вы хоть один роман Конан Дойля читали?» Основным выразительным средством, которым пользуется журналист, является ирония: «Шерлок Холмс – этакий мачо 19 века – дерется как тигр, стреляет как ковбой», «он машет руками так, как не снилось, наверное, и Рембо». В тексте преобладает жесткая оценочная лексика.

Это ясная по содержанию и форме рецензия, которая излагается доступным языком для категории читателей, которой она адресована. Эмоциональный тон повествования жесткий: «ну зачем режиссер включил так много лишнего?», «почему без них в фильме нельзя было обойтись – неизвестно». Преобладает оценочная лексика: «весьма и весьма неидеальный», «удачные персонажи», «без минусов… не обошлось»


Актуальность

Рецензия опубликована 12 февраля 2010 года. Премьера фильма состоялась 31 декабря 2009 года. В связи с этим рецензия потеряла свою актуальность из-за несвоевременного опубликования.

Рецензия опубликована 11 октября 2010 года. Премьера фильма состоялась 23 сентября 2010 года. В связи с этим данный материал является актуальным информационным продуктом.

Наличие четкого вывода

Итог рассуждений автор подводит в последнем абзаце текста. Он призывает тщательно выбирать фильмы: «важнее всего талантливая (именно талантливая!) работа режиссера, актеров, продюсеров», а лучше «прочитайте книгу, хотя бы одно произведение того же Конан Дойля».

Авторский вывод содержится в последнем абзаце текста: «получилось самое главное – фильм смог задеть за живое».


По результатам анализа, проведенного на основе выпусков газеты «Технополис» 2010 года (январь – декабрь), можно сделать вывод, что в ней преобладают информационные жанры, меньший объем занимают аналитические, а художественно-публицистические отсутствуют. Авторы текстов, будь то профессиональные журналисты, студенты или работники вуза, соблюдают основные жанровые критерии при написании материалов.

Заключение

Наше исследование позволило выполнить следующие задачи: мы проанализировали научную литературу по проблеме жанровых классификаций. Благодаря этому, смогли сделать вывод о том, что в современной России и мире ведется работа по теоретической базы, разрабатываются новые классификации жанров журналистики. Мы изучили историю формирования и типологию студенческой прессы и на основе этого сделали вывод о ее месте в системе современных СМИ России. Мы проанализировали материалы газеты «Технополис» и сформировали представление о системе жанров этого СМИ.

В современных СМИ наблюдается тенденция к увеличению объема информационных и аналитических жанров и уменьшению объема художественно-публицистических жанров в газетном пространстве. Это приводит к тому, что пародия, фельетон, памфлет, зарисовка практически исчезли со страниц прессы.

Эта тенденция свойственна и газете «Технополис». Мы считаем, что для достижения наибольшей популярности газете необходимо включить в свое пространство художественно-публицистические жанры.

Таким образом, для успешной работы СМИ, в том числе и газеты «Технополис», нужно разработать единую классификацию жанров журналистики с учетом условий их взаимопроникновения и смешения, а также всех жанрообразующих факторов. Все это необходимо для того, чтобы цели журналистской работы воплощались в жизнь наиболее четко, грамотно и продуманно.


vzaimootnosheniya-gosudarstva-i-cerkvi-v-1943-1953-gg-na-materialah-vladimirskogo-kraya.html
vzaimootnosheniya-mestnogo-samoupravleniya-s-organami-vlasti-na-regionalnom-urovne-na-materialah-respubliki-saha-yakutiya.html
vzaimootnosheniya-oao-mash-s-dochernimi-i-zavisimimi-kompaniyami-godovoj-otchet-2009-soderzhanie-klyuchevie-pokazateli.html
vzaimootnosheniya-roditelej-i-detej-v-selskoj-seme.html
vzaimootnosheniya-s-detmi-harakteristika-razvitiya-rebenka-ot-rozhdeniya-do-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
vzaimootnosheniya-v-kollektive-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iii-sholohov-mihail-aleksandrovich.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-centralnoj-izbiratelnoj-komissii-rossijskoj-federacii-obshie-polozheniya-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-v-pomosh-rabote-bibliotek-k-110-letiyu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-bibliotekarej-katalog-statej.html
  • university.bystrickaya.ru/fiksirovanie-informacii-uchebnik-po-informacionno-analiticheskoj-rabote-oglavlenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-dolzhen-soderzhat-kriticheskij-analiz-imeyushihsya-v-dannoj-oblasti-rabot-a-v-konce-zhelatelno-osvetit-novij-rezultat-poluchennij.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-ortopedicheskoj-stomatologicheskoj-pomoshi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mihajlov-vni-dr-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-v-biblioteku-mgou-yanvar-fevral-2009-god.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dengi-kredit-banki-nazvanie.html
  • learn.bystrickaya.ru/geroldmejsteri-geroldi-ih-pomoshniki-i-vsadniki-istoriya-ricarstva.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-primeneniya-it-pri-issledovanii-yazikovoj-interferencii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-algebre-dlya-8-klassa-na-2006-2007-uchebnij-god-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-i-ispolzovaniya-igr-na-urokah-matematiki-soderzhanie-igr-pri-izuchenii-temi-slozhenie-i-vichitanie.html
  • school.bystrickaya.ru/licenzirovanie-na-rinke-cennih-bumag.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris9-vneshnij-vid-trenazhera-s-obektom-kontrolya-v-vide-tolstostennoj-trubi.html
  • studies.bystrickaya.ru/argonavti-i-zolotoe-runo.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnaya-notarialnaya-palata-centr-notarialnih-issledovanij-sudebnaya-praktika-po-nasledstvennim-delam-stranica-13.html
  • books.bystrickaya.ru/diplom-proektirovanie-kotelnoj-chast-17.html
  • literatura.bystrickaya.ru/setevoj-grafik-po-formirovaniyu-neobhodimoj-sistemi-uslovij-realizacii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-v-mkou-putilovskaya-sosh-v-2010-godu.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-itogovogo-leksiko-grammaticheskogo-zanyatiya-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshim-nedorazvitiem-rechi.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-otdel-yuridicheskoj-literaturi-yanvar-mart-2008-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-nacionalnaya-ekonomika-osnovnie-rezultati-i-ih-izmerenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itak-vi-uzhe-ne-chuzhie-i-ne-prishelci-no-sograzhdane-svyatim-i-svoi-bogu-ef-2-19-stranica-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnik-xxi-veka.html
  • testyi.bystrickaya.ru/61-istochniki-i-literatura-drevnij-mir-srednie-veka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-priznaniyu-gotov-vedomosti-elena-ragozina-natalya-kostenko-vedomosti-21082008-156-str-a2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problema-chesti-i-dolga-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-na-temu-mozg-i-kibernetika.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-v-biser-izdatelstvo-hudozhestvennaya-literatura-moskva-1969-stranica-11.html
  • knigi.bystrickaya.ru/simvoli-dvuh-gosudarstv-rossii-i-belorussii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskie-plani-k-glavam-uchebnika-nazvanie-kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitatelej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/icebookreaderprofessionalheaderstart-stranica-14.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-struktura-sportivnoj-deyatelnosti-chast-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pozicionirovanie-torgovoj-marki-pervij-shag-k-uspehu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fizicheskie-svojstva-tekst-lekcij-po-organicheskoj-himii-samara-2006.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.