.RU

Занятие 2. Прокариоты: цианеи (сине-зеленые водоросли) - Учебно-методическое пособие для студентов биологических...


^ Занятие 2. Прокариоты: цианеи (сине-зеленые водоросли)
Отдел Цианеи (Сине-зеленые водоросли) — Cyanophyta

Цианобактерии, или цианеи — это аэробные фотосинтезирующие бактерии, широко распространенные в водоемах и на суше, одноклеточные, нитчатые или колониальные организмы. Фотосинтезирующие пигменты — хлорофилл, фикоцианин, каротин. Ядерные оболочка, ядрышки и хлоропласты отсутствуют. На определенной стадии образуются газовые вакуоли. Продукт ассимиляции — полисахарид гликоген. Клеточные оболочки состоят из пектиновых веществ и часто ослизняются. Размножение вегетативное или посредством гормогониев. Цианеи образуют споры или клетки с плотной оболочкой — акинеты, которые устойчивы к неблагоприятным условиям среды. Обитают в почве, пресных и соленых водоемах. Цианеи стали широко известны благодаря их использованию в медицине в качестве биопротекторов и иммуномодуляторов.

^ Класс Гормогониевые — Hormogoniophyceae

Порядок Осциллаториевые — Oscillatoriales

Род Осциллатория — Oscillatoria

Род Спирулина — Spirulina


Порядок Ностоковые — Nostocales

Род Анабена — Anabaena

Род Носток — Nostoс

Цели:

  1. Изучить особенности строения и размножения цианей.

  2. Познакомиться с морфологическим разнообразием и значением.

  3. Формировать навыки изготовления временных препаратов и выполнения биологического рисунка.

Оснащение: природные и лабораторные культуры цианей, готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, микроскоп.

Пояснение к заданию: материал для изучения цианей можно иметь
в течение всего года, выращивая их в аквариумах или на поверхности влажной почвы. Цианеи нетрудно найти в природных местообитаниях:
в водоемах, на влажных камнях, стенах.

Осциллатория представляет собой длинные нити (трихомы) яркого сине-зеленого цвета диаметром от 1 до 100 мкм, произрастает на подводных предметах, образует пленки или затягивает поверхность сильно
загрязненных водоемов.

Спирулина встречается с осциллаторией в пресных водоемах и отличается от нее тем, что ее трихомы обычно скручены в правильную спираль.

Анабена имеет нитчатый таллом, вызывает обильное цветение воды
в стоячих водоемах.

Носток образует сложные слизистые колонии сферической или неправильной формы, размеры которых варьируются от микроскопических до крупных, достигая 5—10 см. Обитает в пресных водоемах, на влажной почве и камнях, является симбионтом грибов, образующих лишайники.

^ Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат осциллатории, взяв кусочек тины и расчленив его иголками на отдельные нити, поместите на предметное стекло в каплю воды и накройте покровным.

2. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа
и зарисуйте с натуры общий вид слизистого трихального таллома сине-зеленого цвета. Понаблюдайте за колебательными движениями осциллатории: концы нитей совершают колебание, что сопровождается поступательным движением.

3. При большом увеличении обратите внимание на то, что трихомы (нити) сложены из совершенно одинаковых цилиндрических клеток, за исключением верхушечных, без ядра и хроматофоров. Внутренняя часть клетки — бесцветная цитоплазма, окружает ее более темная — хроматоплазма. В хроматоплазме видны мелкие зернышки гликогена; зарисуйте
и обозначьте детали строения.

4. Найдите фрагменты трихального таллома — гормогонии, одетые
в слизистый чехол — это органы размножения осциллатории, зарисуйте
и подпишите.

5. Приготовьте микропрепарат спирулины. При малом увеличении рассмотрите ее трихомы, скрученные в правильную спираль. Понаблюдайте за скользящими движениями винтового типа, зарисуйте общее строение трихом.

6. При большом увеличении рассмотрите отдельные короткоцилиндрические клетки с перегородками, крупнозернистую цитоплазму, а также органы размножения: гормогонии и споры (акинеты), зарисуйте и обозначьте.

7. Приготовьте микропрепарат анабены из фиксированного или живого материала. При малом увеличении рассмотрите обычно одиночные нити трихального гетероцитного таллома. Пронаблюдайте движение нитей, зарисуйте с натуры и сделайте обозначения.

8. При большом увеличении рассмотрите участок гетероцитного таллома анабены, отметив вегетативные клетки с газовыми вакуолями; гетероцисты — толстостенные с прозрачным содержимым, поры которых закрыты «пробками»; споры или акинеты интенсивно окрашенные, с зернистой структурой. Органы размножения — гормогонии; зарисуйте и подпишите.

9. Проследите и отразите в рисунках этапы формирования покоящихся спор. Обратите внимание на шаровидные или эллипсоидальные споры одиночные или в два ряда с крупнозернистым содержимым и утолщенной стенкой.

10. Рассмотрите и зарисуйте колонии ностока в целом, группу нитей, погруженных в общую желеобразную массу и один из участков, обратив внимание на строение гетероцитных нитей и их расположение в стенке колонии, а также на отдельные гетероцисты и споры, обозначьте их.

11. Разнообразные виды цианей рассмотрите в природных пробах (их может быть несколько). При помощи ключа определите их (см. Приложение 3).


Вопросы для самоконтроля

1. Какое положение занимают цианеи в системе фототрофных организмов?

2. Какие особенности строения имеет клетка цианей?

3. Наличие каких пигментов обусловливает окраску цианей?

4. Как происходит размножение цианей?

5. Каково соотношение диплоидной и гаплоидной фаз в жизненном цикле?

6. Какие особенности строения и функционирования гетероцист и спор?

7. Какое практическое значение имеют цианеи?


Творческое задание

Подумайте, какое значение имеет «цветение» водоема для животных, обитающих в данном водоеме, и биоценоза в целом? Сделайте серию фотографий или видеоролик по данному явлению.


Список рекомендуемой литературы [1, 4, 6, 7, 10, 12, 16, 18, 25, 30, 31, 32, 33, 34, 35].
^ Вопросы и задания к коллоквиуму
«Надцарство Прокариоты»

  1. Почему бактерии относятся к прокариотам?

  2. Где расположена наследственная информация в бактериальной клетке?

  3. Как происходит размножение бактерий?

  4. Как бактерии переживают неблагоприятные условия среды?

  5. Каково принципиальное отличие в строении растительной и бактериальной клеток?

  6. В чем отличие бактерий-сапротрофов от симбионтов?

  7. Сравните обмен веществ аэробных и анаэробных бактерий.

  8. Каково значение бактерий в природе и жизни человека?

  9. Какое положение занимают цианеи в системе фототрофных?

  10. Какие особенности строения имеет клетка цианей?

  11. Наличие каких пигментов обусловливает окраску цианей?

  12. Как происходит размножение цианей?

  13. Каково соотношение диплоидной и гаплоидной фаз в жизненном цикле цианей?

  14. Каковы особенности строения и функционирования гетероцист
    и спор?

  15. Какое практическое значение имеют цианеи?
^ Надцарство Эукариоты — Eucariota
Эукариоты — это одноклеточные, колониальные или многоклеточные организмы. Имеют морфологически оформленное ядро, внутри которого одно или несколько ядрышек. ДНК с белками-гистонами образует особую структуру-хромосому. Ядро отделено от цитоплазмы ядерной оболочкой. В клетке содержатся разнообразные органоиды. Преобладает аэробное дыхание. Для большинства эукариот характерно половое размножение.

^ Царство Растения — Vegetabilia

Растения — царство эукариотических организмов. В клетках находится морфологически оформленное ядро; кроме мембран и рибосом имеются другие органоиды. Их характеризует способность к фотосинтезу, наличие различных пигментов, плотные клеточные стенки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом обычно служит крахмал.

yuridicheskij-mini-trening-razrabotka-lokalnogo-normativnogo-akta-reguliruyushego-sluzhebnie-komandirovki-sluzhebnie-poezdki.html
yuridicheskij-otdel-i-v-stalin-v-svoem-trude-marksizm-i-voprosi-yazikoznaniya-podtverdil-leninskie-ustanovki.html
yuridicheskim-licom--grazhdanskoe-pravo-kak-otrasl-prava-ponyatie-predmet-metod-principi-funkcii-otgranichenie.html
yuridicheskoe-obrazovanie-i-nauka-2-2009-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2009-2010-gg.html
yuridicheskoe-obrazovanie-v-rossijskoj-federacii-perspektivi-i-problemi-stranica-3.html
yuridicheskoj-stranica-17.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/agrarnij-vopros-v-programmah-politicheskih-partij-nachala-20-veka-chast-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-01-09-2011-113-od-orezhime-raboti-gou-progimnaziya-1755-na-2011-2012-uchebnij-god-dlya-chetkoj-organizacii-truda-uchitelej-i-uchashihsya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-j-klass-chast-1-uchebnij-plan-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-industrii-gostepriimstva-chast-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/position-of-adverbial-modifiers-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-predstavlyaet-soboj-celostnij-dokument-vklyuchayushij-pyat-razdelov-poyasnitelnuyu-zapisku-soderzhanie-tem-uchebnogo-kursa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hewlett-packard-naladil-vzaimodejstvie-uzhe-s-17-rossijskimi-vuzami-v-ego-aktive-pomimo-mgu-i-spbgu-samarskij-aerokosmicheskij-universitet-dalnevostochnij-tehnicheskij-kazanskij-i-kamchatskij-gosuniversiteti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-gibel-neizbezhna-yu-n-efremov-predeli-nauchnogo-znaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-pravo-sobstvennosti-na-zemlyu-programma-disciplini-zemelnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ritoricheskij-instrumentarij-delovoj-rechi-kultura-delovogo-obsheniya-prakticheskoe-posobie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-fakultet-zaochnoj-formi-obucheniya-kafedra-tehnologii-kompozicionnih-materialov-i-polimernih-pokritij-tkm-i-pp-po-discipline.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-poisk-hranenie-i-sortirovka-informacii-metodika-prepodavaniya-baz-dannih-v-shkole-uchitel-informatiki.html
  • college.bystrickaya.ru/23-mehanizmi-gruppovoj-dinamiki-uchebnoe-posobie-dopusheno-ministerstvom-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-v-kachestve.html
  • college.bystrickaya.ru/06082009-centralnij-stadion-kazani-gotovitsya-k-futbolnoj-lige-chempionov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-prichastij-posobie-adresovano-prezhde-vsego-studentam-fakultetov-i-otdelenij-zhurnalistiki-universitetov.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-olechebnoj-rabote-vracha-stomatologa-terapevta-za-2001-2002-2003-godi-sankt-peterburg-2004-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novie-zvukoizolyacionnie-materiali.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-15-trudovie-otnosheniya-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave-plan-iseminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-specialnost.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-napishite-programmu-dlya-cherepashki-risuyushuyu-sleduyushij-uzor-storona-kvadrata-budet-ravna-20.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-op-discipline-grazhdanskoe-pravo-na-temu-sdelki-ponyatie-i-vidi.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogovij-otchet-orealizacii-innovacionnoj-obrazovatelnoj-programmi-sistema-podgotovki-kadrov-dlya-visokotehnologichnih-proizvodstv-agropromishlennogo-kompleksa-sibirskogo-regiona-vvedenie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-grazhdan-i-organizacij-nagrazhdennih.html
  • credit.bystrickaya.ru/patriotizm.html
  • university.bystrickaya.ru/etika-o-sushnosti-morali-chast-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biogenerator-kto-chto-znaet-stranica-9.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/udivitelnie-prevrasheniya-volshebnika-gudvina-aleksandr-volkov.html
  • school.bystrickaya.ru/20-sistemnoe-i-programmnoe-obespechenie-annotacii-programm-vseh-uchebnih-disciplin-uchebnogo-plana-podgotovki-inzhenerov-i-magistrov.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-ispolzovaniya-inostrannoj-rabochej-sili-v-rossii-rabota-trudovaya-migraciya-i-problemi-ispolzovaniya-inostrannoj.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-s-ispolzovaniem-kompyuternoj.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-k-programme-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknika-annotacii-k-programmam-disciplin-modulej.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-5431-rezultati-testirovaniya-studentov-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-03070165-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rasskaz-o-tradiciyah-vinodeliya-i-degustaciya-mnogih-vidov.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-i-metodi-antropologii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/inorodci-v-rossijskoj-imperii.html
  • essay.bystrickaya.ru/biznes-plan-ooo-chast-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.