Занятие 2. Прокариоты: цианеи (сине-зеленые водоросли) - Учебно-методическое пособие для студентов биологических...
.RU

Занятие 2. Прокариоты: цианеи (сине-зеленые водоросли) - Учебно-методическое пособие для студентов биологических...


^ Занятие 2. Прокариоты: цианеи (сине-зеленые водоросли)
Отдел Цианеи (Сине-зеленые водоросли) — Cyanophyta

Цианобактерии, или цианеи — это аэробные фотосинтезирующие бактерии, широко распространенные в водоемах и на суше, одноклеточные, нитчатые или колониальные организмы. Фотосинтезирующие пигменты — хлорофилл, фикоцианин, каротин. Ядерные оболочка, ядрышки и хлоропласты отсутствуют. На определенной стадии образуются газовые вакуоли. Продукт ассимиляции — полисахарид гликоген. Клеточные оболочки состоят из пектиновых веществ и часто ослизняются. Размножение вегетативное или посредством гормогониев. Цианеи образуют споры или клетки с плотной оболочкой — акинеты, которые устойчивы к неблагоприятным условиям среды. Обитают в почве, пресных и соленых водоемах. Цианеи стали широко известны благодаря их использованию в медицине в качестве биопротекторов и иммуномодуляторов.

^ Класс Гормогониевые — Hormogoniophyceae

Порядок Осциллаториевые — Oscillatoriales

Род Осциллатория — Oscillatoria

Род Спирулина — Spirulina


Порядок Ностоковые — Nostocales

Род Анабена — Anabaena

Род Носток — Nostoс

Цели:

  1. Изучить особенности строения и размножения цианей.

  2. Познакомиться с морфологическим разнообразием и значением.

  3. Формировать навыки изготовления временных препаратов и выполнения биологического рисунка.

Оснащение: природные и лабораторные культуры цианей, готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, микроскоп.

Пояснение к заданию: материал для изучения цианей можно иметь
в течение всего года, выращивая их в аквариумах или на поверхности влажной почвы. Цианеи нетрудно найти в природных местообитаниях:
в водоемах, на влажных камнях, стенах.

Осциллатория представляет собой длинные нити (трихомы) яркого сине-зеленого цвета диаметром от 1 до 100 мкм, произрастает на подводных предметах, образует пленки или затягивает поверхность сильно
загрязненных водоемов.

Спирулина встречается с осциллаторией в пресных водоемах и отличается от нее тем, что ее трихомы обычно скручены в правильную спираль.

Анабена имеет нитчатый таллом, вызывает обильное цветение воды
в стоячих водоемах.

Носток образует сложные слизистые колонии сферической или неправильной формы, размеры которых варьируются от микроскопических до крупных, достигая 5—10 см. Обитает в пресных водоемах, на влажной почве и камнях, является симбионтом грибов, образующих лишайники.

^ Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат осциллатории, взяв кусочек тины и расчленив его иголками на отдельные нити, поместите на предметное стекло в каплю воды и накройте покровным.

2. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа
и зарисуйте с натуры общий вид слизистого трихального таллома сине-зеленого цвета. Понаблюдайте за колебательными движениями осциллатории: концы нитей совершают колебание, что сопровождается поступательным движением.

3. При большом увеличении обратите внимание на то, что трихомы (нити) сложены из совершенно одинаковых цилиндрических клеток, за исключением верхушечных, без ядра и хроматофоров. Внутренняя часть клетки — бесцветная цитоплазма, окружает ее более темная — хроматоплазма. В хроматоплазме видны мелкие зернышки гликогена; зарисуйте
и обозначьте детали строения.

4. Найдите фрагменты трихального таллома — гормогонии, одетые
в слизистый чехол — это органы размножения осциллатории, зарисуйте
и подпишите.

5. Приготовьте микропрепарат спирулины. При малом увеличении рассмотрите ее трихомы, скрученные в правильную спираль. Понаблюдайте за скользящими движениями винтового типа, зарисуйте общее строение трихом.

6. При большом увеличении рассмотрите отдельные короткоцилиндрические клетки с перегородками, крупнозернистую цитоплазму, а также органы размножения: гормогонии и споры (акинеты), зарисуйте и обозначьте.

7. Приготовьте микропрепарат анабены из фиксированного или живого материала. При малом увеличении рассмотрите обычно одиночные нити трихального гетероцитного таллома. Пронаблюдайте движение нитей, зарисуйте с натуры и сделайте обозначения.

8. При большом увеличении рассмотрите участок гетероцитного таллома анабены, отметив вегетативные клетки с газовыми вакуолями; гетероцисты — толстостенные с прозрачным содержимым, поры которых закрыты «пробками»; споры или акинеты интенсивно окрашенные, с зернистой структурой. Органы размножения — гормогонии; зарисуйте и подпишите.

9. Проследите и отразите в рисунках этапы формирования покоящихся спор. Обратите внимание на шаровидные или эллипсоидальные споры одиночные или в два ряда с крупнозернистым содержимым и утолщенной стенкой.

10. Рассмотрите и зарисуйте колонии ностока в целом, группу нитей, погруженных в общую желеобразную массу и один из участков, обратив внимание на строение гетероцитных нитей и их расположение в стенке колонии, а также на отдельные гетероцисты и споры, обозначьте их.

11. Разнообразные виды цианей рассмотрите в природных пробах (их может быть несколько). При помощи ключа определите их (см. Приложение 3).


Вопросы для самоконтроля

1. Какое положение занимают цианеи в системе фототрофных организмов?

2. Какие особенности строения имеет клетка цианей?

3. Наличие каких пигментов обусловливает окраску цианей?

4. Как происходит размножение цианей?

5. Каково соотношение диплоидной и гаплоидной фаз в жизненном цикле?

6. Какие особенности строения и функционирования гетероцист и спор?

7. Какое практическое значение имеют цианеи?


Творческое задание

Подумайте, какое значение имеет «цветение» водоема для животных, обитающих в данном водоеме, и биоценоза в целом? Сделайте серию фотографий или видеоролик по данному явлению.


Список рекомендуемой литературы [1, 4, 6, 7, 10, 12, 16, 18, 25, 30, 31, 32, 33, 34, 35].
^ Вопросы и задания к коллоквиуму
«Надцарство Прокариоты»

  1. Почему бактерии относятся к прокариотам?

  2. Где расположена наследственная информация в бактериальной клетке?

  3. Как происходит размножение бактерий?

  4. Как бактерии переживают неблагоприятные условия среды?

  5. Каково принципиальное отличие в строении растительной и бактериальной клеток?

  6. В чем отличие бактерий-сапротрофов от симбионтов?

  7. Сравните обмен веществ аэробных и анаэробных бактерий.

  8. Каково значение бактерий в природе и жизни человека?

  9. Какое положение занимают цианеи в системе фототрофных?

  10. Какие особенности строения имеет клетка цианей?

  11. Наличие каких пигментов обусловливает окраску цианей?

  12. Как происходит размножение цианей?

  13. Каково соотношение диплоидной и гаплоидной фаз в жизненном цикле цианей?

  14. Каковы особенности строения и функционирования гетероцист
    и спор?

  15. Какое практическое значение имеют цианеи?
^ Надцарство Эукариоты — Eucariota
Эукариоты — это одноклеточные, колониальные или многоклеточные организмы. Имеют морфологически оформленное ядро, внутри которого одно или несколько ядрышек. ДНК с белками-гистонами образует особую структуру-хромосому. Ядро отделено от цитоплазмы ядерной оболочкой. В клетке содержатся разнообразные органоиды. Преобладает аэробное дыхание. Для большинства эукариот характерно половое размножение.

^ Царство Растения — Vegetabilia

Растения — царство эукариотических организмов. В клетках находится морфологически оформленное ядро; кроме мембран и рибосом имеются другие органоиды. Их характеризует способность к фотосинтезу, наличие различных пигментов, плотные клеточные стенки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом обычно служит крахмал.

yuridicheskij-mini-trening-razrabotka-lokalnogo-normativnogo-akta-reguliruyushego-sluzhebnie-komandirovki-sluzhebnie-poezdki.html
yuridicheskij-otdel-i-v-stalin-v-svoem-trude-marksizm-i-voprosi-yazikoznaniya-podtverdil-leninskie-ustanovki.html
yuridicheskim-licom--grazhdanskoe-pravo-kak-otrasl-prava-ponyatie-predmet-metod-principi-funkcii-otgranichenie.html
yuridicheskoe-obrazovanie-i-nauka-2-2009-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2009-2010-gg.html
yuridicheskoe-obrazovanie-v-rossijskoj-federacii-perspektivi-i-problemi-stranica-3.html
yuridicheskoj-stranica-17.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-osveshenie-i-atmosfera-chast-2-lekciya-tema-modelirovanie-s-pomoshyu-bulevih-operacij.html
  • essay.bystrickaya.ru/celyu-dissertacionnogo-issledovaniya-istoriya-voennogo-dela-kochevnikov-zolotoj-ordi-xiii-xv-vv-07-00-03-vseobshaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/bazi-dannih-rntb-stranica-19.html
  • bukva.bystrickaya.ru/starik-i-more-heminguej-ernest.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-m-kulbackij-i-dr-moskva-forum-infra-m-2007-207-c-il-professionalnoe-obrazovanie-isbn-5-91134-089-5-7500-174946-ab-174945-chz.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-yaziki-programmirovaniya-i-metodi-translyacii-naimenovanie-disciplini.html
  • education.bystrickaya.ru/2-bufotenin-i-5-meo-dmt-povecheto-nedorazumeniya-na-tozi-svyat-vznikvat-zashoto-horata-ryadko-utochnyavat-kakvo-imat.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kodirovanie-meteouslovij-rossijskoj-federacii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-1-poznakomit-s-naseleniem-afriki-ego-osobennostyami-rasovim-etnicheskim-sostavom-razmesheniem-po-materiku-vneshnimi-priznakami.html
  • klass.bystrickaya.ru/50chislo-municipalnih-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-zdaniya-kotorih-nahodyatsya-v-avarijnom-sostoyanii-ili-trebuyut-kapitalnogo-remonta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochij-proekt-gazifikacii-pos-gornyackij-i-vostochno-gornyackij-ii-ochered-gazifikaciya-zhilogo-fonda-stranica-23.html
  • institut.bystrickaya.ru/sudba-a-n-radisheva-aleksandr-nikolaevich-radishev-rodilsya-v-1749g-v-seme-bogatogo-pomeshika-i-provel-detstvo-v-imenii-nemcove-pod-kalugoj-uchilsya-on-v-sankt-pe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evgenij-onegin-v-m-akimov-n-v-gogol-dokt-filol-nauk.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatiya-priemov-delegirovaniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-postupayushih-po-sobesedovaniyu-na-specializaciyu-tehnologii-i-tehnologicheskij-menedzhment-v-svarochnom-proizvodstve.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-nemeckomu-yaziku-uchitelya-mou-sosh-1.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-etika-v-tradicionnoj-organizacionnoj-strukture-gosudarstvennoj-sluzhbi-6-1-osnovnie-eticheskie-principi-i-normi-v-tradicionnoj-gosudarstvennoj-sluzhbe-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnoe-tvorchestvo-i-organizaciya-nirs-obrazovatelnaya-programma.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/press-reliz-mezhdunarodnaya-arheologicheskaya-konferenciya-istoriya-i-kultura-buharskogo-oazisa-v-drevnosti-i-srednevekove.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-oprovedenii-itogovih-kontrolnih-rabot-uchashihsya-567-klassov-i-provedenii-promezhutochnoj-attestacii-uchashihsya-8-i-10-h-klassov-mou-gimnazii-59-v-2011-2012-uchebnom-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-kareta-lejtenanta-parizhskoj-policii-degre-viehala-iz-vorot-ego-osobnyaka-i-medlenno-pokachivayas-na-krupnih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/predostavleniya-v-2011-godu-subsidii-na-stroitelstvo-specializirovannogo.html
  • credit.bystrickaya.ru/otdelenie-fizicheskoj-informatiki-programmi-i-zadaniya-na-20042005-uchebnij-god-4-kurs.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-proyavlenie-individualnotipologicheskih-svojstv-lichnosti-v-usloviyah-rukopashnogo-boya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-dlya-tekushego-kontrolya-ispolzovanie-cor-pri-obuchenii-russkomu-yaziku-mladshih-shkolnikov-v-kurse-metodika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-teorii-informacionnih-sistem-v-ekonomike.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-pravo-tamozhennih-poshlin-ponyatie-i-vidi-tamozhennih-poshlin-v-mezhdunarodnom-tamozhennom-oblozhenii.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-stepeni-antropogennoj-nagruzki-v-g-stavropole.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravoslavnie-sankt-peterburga-otmechayut-kreshenie-gospodne-vprazdnik-kresheniya-u-zdaniya-spbgu-na-naberezhnoj-reki.html
  • klass.bystrickaya.ru/66-uroven-organizacii-i-provedeniya-kursovogo-proektirovaniya-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalizaciya-socialnih-processov-v-sovremennom-mire.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-84.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v10-ogranicheniya-v-obrashenii-obligacij-m-p-prospekt-emissii-obligacionnogo-zajma-vid-cennih-bumag-imennie-obligacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-rossijskoe-transformiruyusheesya-obshestvo-ekonomika-kultura-upravlenie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-s-makarenko-pedagogika-trudnogo-detstva-volgograd-izd-vgipkro-2003-uchebnoe-posobie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.