.RU

Законы воздействия экологических факторов на живые организмы


Э.М. Соколов, Е.И. Захаров, И.В. Панферова

Тульский Государственный Университет, УЦИ ТулГУ 2000г.

Экология

Оглавление

Введение

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ

1. Экосистема - основное понятие экологии

2. Биотическая структура экосистем

3. Экологические факторы

3.1. Законы воздействия экологических факторов на живые организмы

3.2. Абиотические факторы среды обитания

3.3. Биотические отношения и роль видов в экосистеме

4. Функционирование экосистем

4.1. Энергия в экосистемах. Жизнь как термодинамический процесс

4.2. Энергия и продуктивность экосистем

4.3. Строительная роль пищи

4.4. Круговорот элементов в экосистеме

5. Стратегия развития экосистем

5.1. Равновесие и устойчивость экосистем

5.2. Динамика популяций

5.3. Принцип стабильности экосистем

5.4. Реакция популяций на постепенное изменение условий окружающей среды

5.5. Изменение экосистем при стрессовых воздействиях. Экологические сукцессии

^ РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА

6. Биосфера как глобальная экосистема

6.1. Общая характеристика биосферы

6.2. Эволюция биосферы

7. Воздействия человека на биосферу и их глобальные последствия

7.1. Последствия антропогенного воздействия на биосферу

7.2. Нарушение законов функционирования природных экосистем деятельностью человека

8. Адаптация организма человека к изменяющимся условиям окружающей среды

8.1. Понятие адаптации

8.2. Формы адаптации

8.3. Адаптогенные факторы

8.4. Биологический смысл и основные фазы активной адаптации

8.5. Управление адаптацией

9. Человек и устойчивость биосферы

9.1. Антропогенное энергопотребление как критерий устойчивости биосферы

9.2. Народонаселение и устойчивость биосферы

9.3. Рост уровня производства и неравномерность потребления как фактор нарушения устойчивости

10. Пути и перспективы решения глобальных экологических проблем

10.1. Концепция устойчивого развития и перспективы ее реализации

10.2. Стратегия поведения человечества в условиях глобального экологического кризиса

Введение

Слово "экология" образовано из двух греческих слов: "oicos", что означает дом, жилище, и "logos" - наука и дословно переводится как наука о доме, местообитании. Впервые этот термин использовал немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1886 году, определив экологию как область знаний, изучающую экономику природы, - исследование общих взаимоотношений животных как с живой, так и с неживой природой, включающей все как дружественные, так и недружественные отношения, с которыми животные и растения прямо или косвенно входят в контакт. Такое понимание экологии стало общепризнанным и сегодня классическая экология - это наука об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой.

Живое вещество настолько многообразно, что его изучают на разных уровнях организации и под разным углом зрения.

Различают следующие уровни организации биосистем (рис. 1).



Уровни организмов, популяций и экосистем являются областью интересов классической экологии.

В зависимости от объекта исследования и угла зрения, под которым он изучается, в экологиисформировались самостоятельные научные направления.

По размерности объектов изучения экологию делят на аутэкологию (организм и его среда), популяционную экологию (популяция и ее среда), синэкологию (сообщества и их среда),биогеоцитологию (учение об экосистемах) и глобальную экологию ( учение о биосфере Земли).

В зависимости от объекта изучения экологию подразделяют на экологию микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека, агроэкологию, промышленную (инженерную), экологию человека и т.п.

Уточним содержание двух последних направлений - экологии человека и промышленной экологии, поскольку именно они получили широкое распространение впоследнее время.

Экология человека - это научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека со средой обитания. В отличие от всех других видов живого, которые приспосабливаются к условиям окружающей среды, человек изменяет и приспосабливает среду обитания для своих нужд под себя. Кроме того, в отличие от других видов живого, человек - существо социальное. Его деятельность может быть направлена как во благо, так и во вред. Стремительное развитие человечества привело к изменению его духовного мира, последствием которого может стать кризис цивилизации. Синтезированная дисциплина, изучающая все аспекты взаимодействия человека с природой, называется экологией человека.

Люди уже давно поняли, что человеческая активность меняет характер окружающей среды. Но в то же время любая деятельность человека - промышленная, сельскохозяйственная, рекреационная есть источник жизни человека, основа его существования. Значит человек неизбежно будет менять характеристики окружающей среды. Весь вопрос: как ?

Прежде всего через создание таких технологий, которые в наименьшей степени влияют на окружающую среду. Те технологии, которые обладают таким свойством, называются экологичными. А научные ( инженерные ) дисциплины, которые занимаются принципами создания таких технологий, объединяются общим названием инженерной или промышленной экологии. Данные дисциплины - разные по своему конкретному содержанию, но они объединяются общей методологией и общей целью - предельно сократить влияние промышленной деятельности на процессы кругооборота веществ в природе и загрязнение окружающей среды.

По средам и компонентам различают экологию суши, пресных водоемов, моря, пустынь, высокогорий и других средовых и географических пространств.

К экологии часто относят большое количество смежных отраслей знаний , главным образом из области охраны окружающей среды.

Охрана окружающей человека среды - это комплекс международных, государственных, региональных и локальных (местных) административно - хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на обеспечение социально - экономического, куль-турно - исторического, физического, химического и биологического комфорта, необходимого для сохранения здоровья человека. Здоровье человека - критерий состояния окружающей среды, а организм человека - это инструмент, позволяющий оценивать это состояние.

В мировой практике в качестве синонима охраны окружающей человека среды используется термин инвайронментология. Инвайронментология - это комплексная дисциплина об окружающей человека природной среде, ее качестве и охране.

Техническим приложением инвайронментологии является и нвайронменталистика, включающая способы и методы очистки отходящих газов и сточных вод, реутилизации отходов и другие технологические приемы охраны и улучшения среды. В отечественной практике близким по смыслу понятием является защита окружающей среды - мероприятия и меры контроля по предотвращению нанесения ущерба или разрушения окружающей среды.

Помимо охраны окружающей человека среды существует понятие охраны природы.

Охрана природы - это совокупность международных, государственных и локальных (местных) административно - хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природы Земли и ближайшего к ней космического пространства в интересах существующих и будущих поколений людей.

Иногда понятия охрана окружающей cреды и охрана природы считают синонимом экологии, что вряд ли правомерно, поскольку экология как фундаментальная наука о взаимоотношениях живых организмов и среды значительно шире учения лишь об охране и защите этой среды, даже если в понятие среды включать всю природу Земли и ближайший космос.

Кроме того, экологи и специалисты сегодня по новому ставят саму задачу охраны окружающей человека среды и охраны природы. Они считают, что пришло время говорить не об охране cреды или природы, а о сохранении биосферы, имея в виду прежде всего сохранение в ней самого человека как биологического вида, поскольку пока есть приток энергии Солнца, биосфера Земли будет существовать, но это может происходить и без человека.

В настоящем пособии расмотрены прежде всего основы общей экологии, то есть классические законы взаимодействия живых организмов с окружающей средой. Кроме того, рассмотрены современные проблемы взаимодействия человека с окружающей его природной средой и последствия антропогенного воздействия на биосферу. Второй аспект во многом мировоззренческий. Его задача - сделать сознание человека экологическим, то есть научить ставить во главу угла любой деятельности - технической, политической, экономической, коммерческой и т.п. приоритеты сохранения биосферы и довести до уровня понимания мысль, что другого пути у человечества просто нет.

Раздел I. Основы общей экологии

1.Экосистема - основное понятие экологии

Экология рассматривает взаимодействие живых организмов и неживой природы. Это взаимодействие, во-первых, происходит в рамках определенной системы (экологической системы, экосистемы) и, во-вторых, оно не хаотично, а определенным образом организовано, подчинено законам.

Экосистемой называют совокупность продуцентов, консументов и детритофагов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой посредством обмена веществом, энергией и информацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени.

Таким образом, для естественной экосистемы характерны три признака:

1) экосистема обязательно представляет собой совокупность живых и неживых компонентов (рис. 2);

2) в рамках экосистемы осуществляется полный цикл, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие;

3) экосистема сохраняет устойчивость в течение некоторого времени, что обеспечивается определенной структурой биотических и абиотических компонентов.

Примерами природных экосистем являются озеро, лес, пустыня, тундра, суша, океан, биосфера.

Как видно из примеров, более простые экосистемы входят в бо-лее сложно организованные. При этом реализуется иерархия организации систем, в данном случае экологических.

Важным следствием иерархической организации экосистем является то, что по мере объединения компонентов в более крупные блоки, которые, в свою очередь, объединяются в системы, у этих новых функциональных единиц возникают новые свойства, отсутствовавшие на предыдущем уровне. Такое наличие у системного целого особых свойств, не присущих его подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не объединенных системообразующими связями, называют эмерджентностью. Краткое античное определение эмерджентности звучит так: целое больше суммы его частей. Поэтому эмерджентные свойства экологической системы представляют собой не простой переход количества в качество, а являются особой формой интеграции, подчиняющейся иным законам формообразования, функционирования и эволюции. Такие качественно новые, эмерджентные свойства экологического уровня или экологической единицы нельзя предсказать, исхо-



дя из свойств компонентов, составляющих этот уровень или единицу. Хотя данные, полученные при изучении какого-либо уровня, помогают при изучении следующего, с их помощью никогда нельзя полностью объяснить явления, происходящие на этом уровне: он должен быть изучен непосредственно.

Например, молекула обладает иными свойствами, чем состав-ляющие ее атомы, в то время как скопление атомов, не объединенных в молекулы, не даст представления о качестве молекулы, а механическое сосредоточение всех необходимых для построения организма мо-лекул, даже отдельных органов, не дает качества организма. Принцип эмерджентности имеет важное значение для экологического мышле-ния: одно дерево не может составить леса, разрозненные деревья - тоже; лес возникает лишь при определенных условиях - достаточной густоте древостоя, соответствующей флоре и фауне, сформированных сообществах взаимосвязанных организмов, живущих на данной терри-тории, и при других условиях, то есть эмерджентные свойства возникают в результате изменения природы этих компонентов, а не в результате изменения количества этих компонентов. Части не склеива-ются, а интегрируются, обуславливая появление новых, до этого отсутствовавших свойств.

Таким образом, устройство природы следует рассматривать как системное целое, состоящее из вложенных одна в другую экосистем, высшей из которых является уникальная глобальная экосистема - биосфера. В ее рамках происходит обмен энергией и веществом между всеми живыми и неживыми составляющими в масштабах планеты. Грозящая всему человечеству катастрофа состоит в том, что нарушен один из признаков, которым должна обладать экосистема: биосфера как экосистема деятельностью человека выведена из состояния устой-чивости. В силу своих масштабов и многообразия взаимосвязей она не должна от этого погибнуть, она перейдет в новое устойчивое состояние, изменив при этом свою структуру, прежде всего неживую, а вслед за ней неизбежно и живую. Человек как биологический вид меньше других имеет шанс приспособиться к новым быстро изменяющимся внешним условиям и скорее всего исчезнет первым. Поучительным и наглядным тому примером является история острова Пасхи.

На одном из полинезийских островов, носящем название острова Пасхи, в результате сложных миграционных процессов в VII веке возникла замкнутая изолированная от всего мира цивилизация. В благоприятном субтропическом климате она за сотни лет существования достигла известных высот развития, создав само-бытную культуру и письменность, до наших дней не поддающуюся расшифровке. А в XVII веке она без остатка погибла, уничтожив вначале растительный и животный мир острова, а затем погубив себя в прогрессирующей дикости и каннибализме. У последних островитян не осталось уже воли и материала, чтобы построить спасительные "ноевы ковчеги" - лодки или плоты. В память о себе исчезнувшее сообщество оставило полупустынный остров с гигантскими каменными фигурами - свидетелями былого могущества.

Итак, экосистема является важнейшей структурной единицей устройства окружающего мира. Как видно из рис. 1, основу экосистем составляют живое вещество, характеризующееся биотической структурой, и среда обитания, обусловленная совокупностью экологических факторов. Рассмотрим их подробно.

2. Биотическая структура экосистем

Экосистема основана на единстве живого и неживого вещества. Суть этого единства проявляется в следующем. Из элементов неживой природы, главным образом молекул CO2 и H2O, под воздействием энергии солнца синтезируются органические вещества, составляющие все живое на планете. Процесс создания органического вещества в природе происходит одновременно с противоположным процессом - потреблением и разложением этого вещества вновь на исходные неорганические соединения. Совокупность этих процессов протекает в рамках экосистем различных уровней иерархии. Чтобы эти процессы были уравновешены, природа за миллиарды лет отработала определенную структуру живого вещества системы.

Движущей силой в любой материальной системе служит энергия. В экосистемы она поступает главным образом от Солнца. Растения за счет содержащегося в них пигмента хлорофилла улавливают энергию излучения Солнца и используют ее для синтеза основы любого органического вещества - глюкозы C6H12O6. Это есть процесс фотосинтеза:



Излишек атомов кислорода выделяется в атмосферу в газообраз-ной форме.

Кинетическая энергия солнечного излучения преобразуется таким образом в потенциальную энергию, запасенную глюкозой. Из глюкозы вместе с получаемыми из почвы минеральными элементами питания - биогенами - образуются все ткани растительного мира - белки, углеводы, жиры, липиды, ДНК, РНК, то есть органическое вещество планеты.

Кроме растений продуцировать органическое вещество могут некоторые бактерии. Они создают свои ткани, запасая в них, как и растения, потенциальную энергию из углекислого газа без участия солнечной энергии. Вместо нее они используют энергию, которая об-разуется при окислении неорганических соединений, например, аммиака, железа и особенно серы (в глубоких океанических впадинах, куда не проникает солнечный свет, но где в изобилии скапливается сероводород, обнаружены уникальные экосистемы). Это так называемая энергия химического синтеза, поэтому организмы называются хемосинтетиками.

Таким образом, растения и хемосинтетики создают органическое вещество из неорганических составляющих с помощью энергии окружающей среды. Их называют продуцентами или автотрофами. Высвобождение запасенной продуцентами потенциальной энергии обеспечивает существование всех остальных видов живого на планете. Виды, потребляющие созданную продуцентами органику как источ-ник вещества и энергии для своей жизнедеятельности, называются консументами или гетеротрофами.

Консументы - это самые разнообразные организмы (от микроорганизмов до синих китов): простейшие, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы, птицы и, наконец, млекопитающие, включая человека.

Консументы, в свою очередь, подразделяются на ряд подгрупп в соответствии с различиями в источниках их питания.

Животные, питающиеся непосредственно продуцентами, называются первичными консументами или консументами первого порядка. Их самих употребляют в пищу вторичные консументы. Например, кролик, питающийся морковкой, - это консумент первого порядка, а лиса, охотящаяся за кроликом, - консумент второго порядка. Некоторые виды живых организмов соответствуют нескольким таким уровням. Например, когда человек ест овощи - он консумент первого порядка, говядину - консумент второго порядка, а употребляя в пищу хищную рыбу, выступает в роли консумента третьего порядка.

Первичные консументы, питающиеся только растениями, называются растительноядными или фитофагами. Консументы второго и более высоких порядков - плотоядные. Виды, употребляющие в пищу как растения, так и животных, относятся к всеядным, например, человек.

Мертвые растительные и животные остатки, например опавшие листья, трупы животных, продукты систем выделения, называются детритом. Это органика! Существует множество организмов, спе-циализирующихся на питании детритом. Они называются детритофагами. Примером могут служить грифы, шакалы, черви, раки, термиты, муравьи и т.п. Как и в случае обычных консументов, различают первичных детритофагов, питающихся непосредственно детритом, вторичных и т. п.

Наконец, значительная часть детрита в экосистеме, в частности опавшие листья, валежная древесина, в своем исходном виде не поедается животными, а гниет и разлагается в процессе питания ими грибов и бактерий.

Поскольку роль грибов и бактерий столь специфична, их обычно выделяют в особую группу детритофагов и называют редуцентами. Редуценты служат на Земле санитарами и замыкают биогеохимиче-ский круговорот веществ, разлагая органику на исходные неорганические составляющие - углекислый газ и воду.

Таким образом, несмотря на многообразие экосистем, все они обладают структурным сходством. В каждой из них можно выделить фотосинтезирующие растения - продуценты, различные уровни консументов, детритофагов и редуцентов. Они и составляют биотическую структуру экосистем.

3. Экологические факторы

Неживая и живая природа, окружающая растения, животных и человека, носит название среды обитания. Множество отдельных компонентов среды , влияющих на организмы, называются экологическими факторами.

По природе происхождения выделяют абиотические, биотиче-ские и антропогенные факторы. Абиотические факторы - это свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.

Биотические факторы - это все формы воздействия живых организмов друг на друга.

Раньше к биотическим факторам относили и воздействие человека на живые организмы, однако в настоящее время выделяют особую категорию факторов, порождаемых человеком. Антропогенные факторы - это все формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания и других видов и непосредственно сказываются на их жизни.

Таким образом, каждый живой организм испытывает влияние неживой природы, организмов других видов, в том числе и человека, и, в свою очередь, оказывает воздействие на каждую из этих составляющих.

3.1. Законы воздействия экологических факторов на живые организмы

Несмотря на многообразие экологических факторов и различную природу их происхождения, существуют некоторые общие правила и закономерности их воздействия на живые организмы.

Для жизни организмов необходимо определенное сочетание условий. Если все условия среды обитания благоприятны, за исключени-ем одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно ограничивает (лимитирует) развитие организма, поэтому называется лимитирующим фактором. Первоначально было установлено, что развитие живых организмов огра-ничивает недостаток какого-либо компонента, например, минеральных солей, влаги, света и т.п. В середине XIX века немецкий химикорганик Юстас Либих первым экспериментально доказал, что рост растения зависит от того элемента питания, который присутствует в относительно минимальном количестве. Он назвал это явление законом минимума; в честь автора его еще называют законом Либиха.

В современной формулировке закон минимума звучит так: выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Однако, как выяснилось позже, лимитирующим может быть не только недостаток, но и избыток фактора, например, гибель урожая из-за дождей, перенасыщение почвы удобрениями и т.п. Понятие о том, что наравне с минимумом лимитирующим фактором может быть и максимум, ввел спустя 70 лет после Либиха американский зоолог В.Шелфорд, сформулировавший закон толерантности. Согласно закону толерантности лимити-рующим фактором процветания популяции (организма) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, а диапазон между ними определяет величину выносливости (предел толерантности) или экологическую валентность орга-низма к данному фактору (рис. 3).



Рис.3. Зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности

Благоприятный диапазон действия экологического фактора называется зоной оптимума (нормальной жизнедеятельности). Чем значительнее отклонение действия фактора от оптимума, тем больше данный фактор угнетает жизнедеятельность популяции. Этот диапазон называется зоной угнетения. Максимально и минимально переносимые значения фактора - это критические точки, за пределами которых существование организма или популяции уже невозможно.

Принцип лимитирующих факторов справедлив для всех типов живых организмов - растений, животных, микроорганизмов и относится как к абиотическим, так и к биотическим факторам. Например, лимитирующим фактором для развития организмов данного вида может стать конкуренция со стороны другого вида. В земледелии лимитирующим фактором часто становятся вредители, сорняки, а для некоторых растений лимитирующим фактором развития становится недостаток (или отсутствие) представителей другого вида. Например, в Калифорнию из средиземноморья завезли новый вид инжира, но он не плодоносил, пока оттуда же не завезли единственный для него вид пчел-опылителей.

В соответствии с законом толерантности любой избыток вещества или энергии оказывается загрязняющим среду началом. Так, избыток воды даже в засушливых районах вреден и вода может рассмат-риваться как обычный загрязнитель, хотя в оптимальных количествах она просто необходима. В частности, избыток воды препятствует нормальному почвообразованию в черноземной зоне.

Широкую экологическую валентность вида по отношению к абиотическим факторам среды обозначают добавлением к названию фактора приставки "эври", например, животные, способные выносить значительные колебания температуры, называются эвритермными. Неспособность переносить значительные колебания факторов или низкая экологическая валентность характеризуется приставкой "стено", например, стенотермные животные. Небольшие изменения температуры мало сказываются на эвритермных организмах и могут оказаться гибельными для стенотермных (рис. 4).

Виды, для существования которых необходимы строго определенные экологические условия, называют стенобиотными, а виды, приспосабливающиеся к экологической обстановке с широким диапазоном изменения параметров, - эврибиотными.

Предел толерантности организма изменяется при переходе из одной стадии развития в другую. Часто молодые организмы



оказываются более уязвимыми и более требовательными к усло виям среды, чем взрослые особи. Наиболее критическим с точки зрения воздействия разных факторов является период размножения: в этот период многие факторы становятся лимитирующими. Экологическая валентность для размножающихся особей, семян, эмбрионов, личинок, яиц обычно уже, чем для взрослых неразмножающихся рас-тений или животных того же вида. Например, многие морские животные могут переносить солоноватую или пресную воду с высоким содержанием хлоридов, поэтому они часто заходят в реки вверх по течению. Но их личинки не могут жить в таких водах, так что вид не может размножаться в реке и не обосновывается здесь на постоянное местообитание. Многие птицы летят выводить птенцов в места с более теплым климатом и т.п.

До сих пор речь шла о пределе толерантности живого организма по отношению к одному фактору, но в природе все экологические факторы действуют совместно.

Оптимальная зона и пределы выносливости организма по отношению к какому-либо фактору среды могут смещаться в зависимости от того, в каком сочетании действуют одновременно другие факторы. Эта закономерность получила название взаимодействия экологических факторов. Например, известно, что жару легче переносить при сухом, а не влажном воздухе; угроза замерзания значительно вы-ше при низкой температуре с сильным ветром, чем в безветренную погоду. Для роста растений необходим, в частности, такой элемент, как цинк, именно он часто оказывается лимитирующим фактором. Но для растений, растущих в тени, потребность в нем меньше, чем для находящихся на солнце. Происходит так называемая компенсация действия факторов.

Однако взаимная компенсация имеет определенные пределы и полностью заменить один из факторов другим нельзя. Полное отсутствие воды или хотя бы одного из необходимых элементов минерального питания делает жизнь растений невозможной, несмотря на самые благоприятные сочетания других условий. Отсюда следует вывод, что все условия среды, необходимые для поддержания жизни, играют равную роль и любой фактор может ограничивать возможности существования организмов - это закон равнозначности всех условий жизни.

Известно, что каждый фактор неодинаково влияет на разные функции организма. Условия, оптимальные для одних процессов, например для роста организма, могут оказаться зоной угнетения для других, например для размножения, и выходить за пределы толерантноти, то есть приводить к гибели, для третьих. Поэтому жизненный цикл, в соответствии с которым организм в определенные периоды осуществляет преимущественно те или иные функции - питание, рост, размножение, расселение, - всегда согласован с сезонными изменениями факторов среды, как например с сезонностью в мире растений, обусловленной сменой времен года.

Среди законов, определяющих взаимодействие индивида или особи с окружающей его средой, выделим правило соответствия условий среды генетической предопределенности организма. Оно утверждает, что вид организмов может существовать до тех пор и постольку, поскольку окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее колебаниям и изменениям. Каждый вид живого возник в опре-деленной среде, в той или иной степени приспособился к ней и даль-нейшее существование вида возможно лишь в данной или близкой к ней среде. Резкое и быстрое изменение среды жизни может привести к тому, что генетические возможности вида окажутся недостаточными для приспособления к новым условиям. На этом, в частности, основана одна из гипотез вымирания крупных пресмыкающихся с резким изменением абиотических условий на планете: крупные организмы менее изменчивы, чем мелкие, поэтому для адаптации им нужно гораздо больше времени. В связи с этим коренные преобразования природы опасны для ныне существующих видов, в том числе и для само-го человека.

3.2. Абиотические факторы среды обитания

Напомним еще раз, что абиотические факторы - это свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы. На рис. 5 приведена классификация абиотических факторов. Начнем рассмотрение с климатических факторов внешней среды.



Температура является наиболее важным климатическим фактором. От нее зависит интенсивность обмена веществ организмов и их географическое распространение. Любой организм способен жить в пределах определенного диапазона температур. И хотя для разных видов организмов (эвритермных и стенотермных) эти интервалы различ-ны, для большинства из них зона оптимальных температур, при кото-рых жизненные функции осуществляются наиболее активно и эффективно, сравнительно невелика. Диапазон температур, в которых может существовать жизнь, составляет примерно 300 ЬС : от -200 до +100 ЬС. Но большинство видов и большая часть активности приурочены к еще более узкому диапазону температур. Определенные организмы, особенно в стадии покоя, могут существовать по крайней мере некоторое время, при очень низких температурах. Отдельные виды микроорганизмов, главным образом бактерии и водоросли, способны жить и размножаться при температурах, близких к точке кипения. Верхний предел для бактерий горячих источников составляет 88 ЬС, для сине-зеленых водорослей - 80 ЬС, а для самых устойчивых рыб и насекомых - около 50 ЬС. Как правило, верхние предельные значения фактора оказываются более критическими, чем нижние, хотя многие организ-мы вблизи верхних пределов диапазона толерантности функционируют более эффективно.

У водных животных диапазон толерантности к температуре обычно более узок по сравнению с наземными животными, так как диапазон колебаний температуры в воде меньше, чем на суше.

С точки зрения воздействия на живые организмы крайне важна изменчивость температуры. Температура, колеблющаяся от 10 до 20 ЬС (в среднем составляющая 15 ЬС), не обязательно действует на орга-низм так же, как постоянная температура 15 ЬС. Жизнедеятельность организмов, которые в природе обычно подвергаются воздействию переменных температур, подавляется полностью или частично или замедляется под действием постоянной температуры. С помощью пе-ременной температуры удалось ускорить развитие яиц кузнечика в среднем на 38,6 % по сравнению с их развитием при постоянной температуре. Пока не ясно, обусловлен ли ускоряющий эффект самими колебаниями температуры или усиленным ростом, вызываемым крат-ковременным повышением температуры и не компенсирующимся замедлением роста при ее понижении.

Таким образом, температура является важным и очень часто ли-митирующим фактором. Температурные ритмы в значительной степени контролируют сезонную и суточную активность растений и животных. Температура часто создает зональность и стратификацию в водных и наземных местообитаниях.

Вода физиологически необходима для любой протоплазмы. С экологической точки зрения она служит лимитирующим фактором как в наземных местообитаниях, так и в водных, где ее количество под-вержено сильным колебаниям, или там, где высокая соленость способствует потере воды организмом через осмос. Все живые организмы в зависимости от потребности их в воде, а следовательно, и от различий местообитания, подразделяются на ряд экологических групп: водные или гидрофильные - постоянно живущие в воде; гигрофильные - живущие в очень влажных местообитаниях; мезофильные - отличающиеся умеренной потребностью в воде и ксерофильные - живущие в сухих местообитаниях.


zrenie-i-pitanie-kniga-prozrenie.html
zritelnaya-truba-leonardo-da-vinchi.html
zritelnij-analizator-koncepciya-priemlemogo-dopustimogo-riska-8-upravlenie-riskom-10.html
zritelnoe-vospriyatie-umo-po-klassicheskomu-universitetskomu-obrazovaniyu-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov.html
zsd-dorozhaet-na-70-procentov-deyatelnost-kbdh-i-razvitie-dorozhnoj-seti-sankt-peterburga.html
zubachevskij-omsk-konfliktnaya-model.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mehanizm-funkcionirovaniya-kreditnoj-sistemi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-dannogo-kursa-podgotovlena-v-sootvetstvii-s-obrazovatelnim-standartom-po-geografii-i-polnostyu-realizuet-federalnij-komponent-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-geografii-v-6-klasse.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-bog-vechnij-rasskazchik-poteryannaya-zhizn-serdca.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-profilyu-podgotovki-25-00-36-geoekologiya-po-otraslyam.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-18-kazalos-on-prospal-tolko-paru-sekund-geroi-olimpa-poteryannij-geroj-glava-1-dazhe-pered-udarom-tokom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-b-bushev-yazik-i-mezhkulturnaya-kommunikaciya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-domenov-sistema-ru-net-marketing.html
  • turn.bystrickaya.ru/poluchenie-i-osnovnie-fotofizicheskie-svojstva-nanorazmernih-itterbievih-kompleksov-na-osnove-dimetoksigematoporfirina.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliografiya-metodicheskie-rekomendacii-uchebniki-posobiya-tvoreniya-svyatih-otcov-raboti-po-pravoslavnoj-pedagogike.html
  • writing.bystrickaya.ru/issledovaniya-i-razrabotki-v-oblasti-fullerenov-v-rossii-opit-naukometricheskogo-analiza.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/-2-funkcionalno-semanticheskaya-sfera-pole-aktualnogo-chleneniya.html
  • university.bystrickaya.ru/golovanova-nf-socializaciya-i-vospitanie-rebenka-ucheb-posobie-spb-2004.html
  • college.bystrickaya.ru/24-gidrogeologicheskie-usloviya-1-sovremennoe-ispolzovanie-i-arhitekturno-planirovochnaya-organizaciya-territorii-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-prohodit-uzhe-v-tretij-raz-on-startoval-v-2008-godu-v-2009-godu-v-god-molodezhi-proekt-vserossijskij-konkurs-nezavisimih-studencheskih-videoproektov-zolot.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-inostrannij-yazik-uroven-opp.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blgariya-e-domakin-na-forum-na-zbolekarite-v-iztochna-evropa-v-standart-lekari-prosyat-taksi-ot-bolen-pacientt.html
  • college.bystrickaya.ru/-kniga-tretya-stranica-55.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-mehanicheskih-i-tehnologicheskih-specialnostej-zaochnoj-formi-obucheniya-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-budto-tebe-ne-hvataet-lekcij-no-kto-ya-takaya-chtobi-tebya-otgovarivat-eto-tvoya-zhizn-trat-svoyo-vremya-kak-tebe-zablagorassuditsya-a-ya-poshla-gotovitsya-k-zavtrashnemu-seminaru.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-g-lomonosov-vremya-sobirat-misli.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-ob-obespechenii-edinstva-izmerenij-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursi-perepodgotovki-po-socialnoj-rabote-s-detmi-i-semyami-dlya-praktikov-sistemi-socialnoj-zashiti-detej-ruz.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-metodov-geofizicheskih-issledovanij-skvazhin.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskaya-chast-administrativnoe-zdanie-ovd-po-majkopskomu-rajonu-s-ivs-na-26-mest-v-pos-tulskom-2-ya-ochered-zdanie-ovd.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-znanij-ekzamenuemogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/dejstvuyushaya-redakciya-ustava-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacboli-vne-zakona-vremya-novostej-volkov-oleg-kolesov-yurij-veretennikova-kseniya-30062005-115-str-1.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-trebovaniya-k-instrukcii-po-primeneniyu-markirovke-i-upakovke-lekarstvennih-sredstv.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipi-funkcii-i-struktura-vagonoremontnih-predpriyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vagonnoe-hozyajstvo-nazvanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-territorialnaya-organizaciya-2-osnovnie-ponyatiya-territorialnoj-organizacii-naseleniya-tema-obshie-zakonomernosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/114-pribori-ucheta-kolichestva-teploti-kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya-teploenergetika.html
  • school.bystrickaya.ru/dvoryanskaya-usadba.html
  • znanie.bystrickaya.ru/54-programma-matematika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-florinda-donner.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-obrazovatelnoj-programmi-dopolnitelnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.