.RU

Закон Российской Федерации о положении и правах военнослужащих статус военнослужащих - страница 20


ГЛАВА 1 НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ МЕСТНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ,ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ,ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ,ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, А ТАКЖЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ЗАКОНАМИЗДАВАЕМЫХ ИМИ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 20. Предмет надзора

1. Предметом надзора является исполнение законов местными Советами народных депутатов, местной администрацией, министерствами и ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, общественными, политическими организациями и движениями, должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

2. Прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Статья 21. Полномочия прокурора

1. В процессе проверки, проводимой по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 20 настоящего Закона, прокурор вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушений; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информациям, обращениям; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

2. Прокурор в случае установления факта нарушения закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами; опротестовывает противоречащие закону акты либо обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении; вносит представление об устранении нарушений закона.

3. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий не позднее десяти суток после их поступления.

Статья 22. Протест прокурора

1. Протест на противоречащий закону правовой акт приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в суд.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение местного Совета народных депутатовна ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором.

Статья 23. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочным устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Статья 24. Постановление прокурора

1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором и в иных случаях, преду-смотренных законом.

2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченными на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

^ ГЛАВА 2 НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Статья 25. Предмет надзора

Предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых этими органами решений.

Статья 26. Полномочия прокурора

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами.

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Статья 27. Расследование преступлений прокуратурой

Осуществляя уголовное преследование, прокуратура проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

ГЛАВА 3 НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ,ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯИ ИНЫХ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, НАЗНАЧАЕМЫХ СУДОМ

Статья 28. Предмет надзора

Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом;

установленные уголовно-исполнительным законодательством порядок и условия содержания лиц в названных учреждениях;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Статья 29. Полномочия прокурора

1. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе:

посещать в любое время учреждения, указанные в статье 28 настоящего Закона;

опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений, указанных в статье 28 настоящего Закона, и опротестовывать их в случае противоречия закону, требовать объяснения от должностных лиц. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Статья 30. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

^ IV. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРАВ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ

Статья 31. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных законом.

2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор, поддерживая государственное обвинение в суде, излагает свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания в отношении подсудимого, при этом руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах рассмотрения всех обстоятельств дела. Прокурор обязан отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.

3. Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства.

4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 32. Опротестование судебных решений

1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное судебное решение. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела может приносить протест только по делу, в рассмотрении которого он участвовал.

2. Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда является незаконным или необоснованным, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращения с представлением к вышестоящему прокурору.

3. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Статья 33. Отзыв протеста

Протест на решение, приговор, определение и постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.

Статья 34. Приостановление исполнения судебного приговора

Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Статья 35. Представление о даче судам разъяснений

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Российской Федерации представление о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Статья 36. Представление Генерального прокурора Российской Федерации о несоответствии закону постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Генеральный прокурор Российской Федерации вносит представление в Конституционный Суд Российской Федерации, если усматривает, что постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации.

^ V. КАДРЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 37. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей

1. Прокурорами и следователями могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу.

2. На должности районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет.

3. На должности прокурора республики в составе Российской Федерации, прокурора края, области, прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа приравненных к ним прокуроров назначаются лица, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет.

4. Прокуроры и следователи подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации.

Статья 38. Классные чины работников органов прокуратуры

1. Работникам органов прокуратуры, включая сотрудников научных учреждений, учебных заведений прокуратуры, учреждений по повышению квалификации прокурорских работников, присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.

2. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах работников органов прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

Статья 39. Неприкосновенность прокуроров

1. Уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении прокурорского работника могут быть возбуждены только с согласия вышестоящего прокурора, за исключением случаев возбуждения уголовного дела судом. Расследование уголовного дела, любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурорским работником являются исключительной компетенцией прокуратуры.

2. Не допускаются привод, личный досмотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.

Статья 40. Поощрение и ответственность работников прокуратуры

1. Порядок поощрения и привлечения к ответственности прокурорских работников устанавливается Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

2. За продолжительную и безупречную службу работники органов прокуратуры могут быть также награждены Генеральным прокурором Российской Федерации нагрудным знаком Почетный работник прокуратуры Российской Федерации установленного образца с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Российской Федерации. Порядок представления к награждению нагрудным знаком Почетный работник прокуратуры Российской Федерации определяется Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Отмена или изменение решения, принятого прокурором, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона либо недобросовестности.

Статья 41. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

1. Заработная плата имеющих классные чины работников прокуратуры, сотрудников научных учреждений, учебных заведений прокуратуры, учреждений по повышению квалификации прокурорских работников состоит из должностного оклада и доплат за классный чин и выслугу лет. Размеры и порядок начисления доплат за классные чины и выслугу лет определяются Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

Лица, которым присвоены классные чины, обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием в порядке и по нормам, устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

2. Прокурорским работникам предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда.

Прокурорским работникам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, очередной отпуск предоставляется продолжительностью 45 календарных дней.

Дополнительный оплачиваемый отпуск прокурорским работникам предоставляется:

после 10 лет работыпродолжительностью 5 календарных дней;

после 15 лет работыпродолжительностью 10 календарных дней;

после 20 лет работыпродолжительностью 15 календарных дней.

3. Порядок и размеры пенсионного обеспечения работников органов прокуратуры, а в случае их гибеличленов их семей, устанавливаются законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

4. Прокурорские работники имеют право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местностилюбым попутным транспортом; при направлении в служебные командировки пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

5. Местные Советы народных депутатов, местная администрация обязаны предоставлять прокурорским работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенную жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома в первоочередном порядке, а при назначении на должностьв течение шести месяцев.

В таком же порядке решаются вопросы установки домашнего телефона и предоставления мест в детских дошкольных учреждениях.

Прокурор республики в составе Российской Федерации, прокурор края, области, прокуроры городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа, города, района, приравненные к ним прокуроры, проработавшие в органах прокуратуры не менее 25 лет или по-лучившие в период работы инвалидность, повлекшую увольнение из органов прокуратуры, обеспечиваются жилой площадью в первоочередном порядке по избранному ими месту жительства или прежней работы. Им предоставляется возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительного кооператива, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве.

За работниками органов прокуратуры после выхода на пенсию сохраняется право медицинского обслуживания в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

Статья 42. Меры правовой и социальной защиты работников органов прокуратуры

1. Прокурорские работники, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся члены их семей, а также их имущество.

2. Жизнь и здоровье прокурорских работников в обязательном порядке подлежат государственному социальному страхованию из средств соответствующих бюджетов на сумму десятилетнего денежного содержания.

В случае увечья или инвалидности, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, прокурорский работник получает ежемесячную компенсацию в виде разницы между назначенной пенсией и заработной платой по последнему месту работы, а также единовременное пособие в размере от годового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности.

В случае гибели прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания. За семьей погибшего сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели работника.

^ VI. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 43. Научные и другие учреждения и организации при Генеральной прокуратуре Российской Федерации

При Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-методический совет для рассмотрения предложений по улучшению организации деятельности органов прокуратуры, могут создаваться учебные заведения, учреждения по повышению квалификации прокурорских работников и научные учреждения. Генеральная прокуратура Российской Федерации может выпускать специальные издания, иметь полиграфическое предприятие, объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Статья 44. Статистическая отчетность

Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости, следственной работе и прокурорском надзоре за исполнением республиканского законодательства, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации.

Статья 45. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры

1. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

2. Местная администрация обязана обеспечивать расположенные на подведомственной ей территории органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями на условиях аренды.

3. Транспортными и техническими средствами органы прокуратуры обеспечиваются в централизованном порядке Правительством Российской Федерации за счет средств республиканского бюджета.

Статья 46. Печать органов прокуратуры

Органы прокуратуры имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и полным наименованием учреждения.

Статья 47. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Законе

Содержащиеся в настоящем Законе наименования имеют следующее значение:

прокурорв пунктах 2, 3 и 4 статьи 4, статье 5, статье 6, пункте 2 статьи 9, пункте 1, частях 1 и 3 пункта 2, пункте 3 статьи 21, статье 24, пункте 1 статьи 26, пункте 1 статьи 29, статье 30, пунктах 1, 2, 3 и 4 статьи 31, пунктах 1 и 4 статьи 37, статьях 39 и 40 настоящего ЗаконаГенеральный прокурор Российской Федерации, все нижестоящие прокуроры, их заместители, старшие помощники, помощники, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Прокурорские работникиработники прокуратуры, имеющие классные чины.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России 17 января 1992 года 2202I

^ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Верховного Совета Российской Федерации

О порядке введения в действиеЗакона Российской ФедерацииО прокуратуре Российской Федерации

Верховный Совет Российской Федерации постановляет :

1. Ввести в действие Закон Российской Федерации О прокуратуре Российской Федерации со дня его опубликования.

2. Правоотношения, возникшие до введения в действие Закона Российской Федерации О прокуратуре Российской Федерации в связи с обращениями граждан и организаций, актами прокурорского реагирования и другими обстоятельствами, регулируются законами, действовавшими на момент их возникновения.

3. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью:

в месячный срок внести на рассмотрение Президиума Верховного Совета Российской Федерации проекты Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Российской Федерации и Положения о классных чинах работников прокуратуры Российской Федерации;

в двухмесячный срок представить в Верховный Совет Российской Федерации проект Закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации О прокуратуре Российской Федерации;

при разработке проекта Закона Российской Федерации О правовой защите работников правоохранительных органов Российской Федерации предусмотреть нормы об ответственности за невыполнение требований прокурора и вмешательство в его деятельность.

4. Правительству Российской Федерации в месячный срок разработать и ввести в действие положение о порядке и условиях государственного страхования работников органов прокуратуры Российской Федерации.

5. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью совместно с Комитетом по законодательству, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации в целях организации судопроизводства на принципах состязательности подготовить до 1 апреля 1992 года проведение в 1992 году эксперимента в нескольких регионах Российской Федерации для изучения возможности поддержания прокурорами государственного обвинения по всем уголовным делам, определения мер, обеспечивающих решение этой задачи, и этапов ее реализации.

6. Считать не действующим на территории Российской Федерации Закон СССР О прокуратуре СССР со дня введения в действие Закона Российской Федерации О прокуратуре Российской Федерации.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И.ХАСБУЛАТОВ

Москва, Дом Советов России 17 января 1992 года 2203I

Федеральный закон Российской Федерации

^ ОБ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов Федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

^ ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Органы Федеральной службы безопасности и их назначение

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Статья 2. Система органов Федеральной службы безопасности

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Создание органов Федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

В органах Федеральной службы безопасности запрещаются создание организационных структур и деятельность политических партий, массовых общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

Статья 3. Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности.

Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации на правах федерального министра. Должности Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии.

Статья 4. Правовая основа деятельности органов Федеральной службы безопасности

Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Принципы деятельности органов Федеральной службы безопасности

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:

законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими; конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов Федеральной службы безопасности

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами Федеральной службы безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Лицо, полагающее, что органами Федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган Федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов Федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов Федеральной службы безопасности возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.

Полученные в процессе деятельности органов Федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами Федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае нарушения сотрудниками органов Федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа Федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Должностные лица органов Федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Защита сведений об органах Федеральной службы безопасности

Граждане Российской Федерации, принимаемые на военную службу (работу) в органы Федеральной службы безопасности, а также допускаемые к сведениям об органах Федеральной службы безопасности, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Такая процедура включает принятие обязательства о неразглашении этих сведений.

Граждане Российской Федерации, допущенные к сведениям об органах Федеральной службы безопасности, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе органов Федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами Федеральной службы безопасности контрразведывательной, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах органов Федеральной службы безопасности.

Материалы архивов органов Федеральной службы безопасности, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы Государственной архивной службы России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

^ ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 8. Деятельность органов Федеральной службы безопасности

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью.

Разведывательная деятельность, иные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности определяются настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Для документирования деятельности органов Федеральной службы безопасности и ее результатов могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

Статья 9. Контрразведывательная деятельность

Контрразведывательная деятельность деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для осуществления органами Федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам Федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопасности. Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных Федеральным законом, или на основании судебного решения.

Для получения судебного решения на право осуществления контрразведывательной деятельности в случаях, предусмотренных частями шестой и седьмой настоящей статьи, органы Федеральной службы безопасности по требованию суда представляют служебные документы, касающиеся оснований для осуществления контрразведывательной деятельности (за исключением оперативно-служебных документов, содержащих сведения о лицах, оказывающих или оказывавших содействие органам Федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности).

Судебное решение на право осуществления контрразведывательной деятельности и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах Федеральной службы безопасности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Постановление органа Федеральной службы безопасности об осуществлении контрразведывательной деятельности и судебное решение по нему, а также материалы оперативных дел представляются в органы прокуратуры только в случаях проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами Федеральной службы безопасности законодательства Российской Федерации.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Статья 10. Борьба с преступностью

Органы Федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы Федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

Порядок и условия взаимодействия органов Федеральной службы безопасности и органов внешней разведки Российской Федерации устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.

Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

^ ГЛАВА III ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 12. Обязанности органов Федеральной службы безопасности

Органы Федеральной службы безопасности обязаны:

а) информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

г) выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

д) выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;

з) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

и) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

л) проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

м) осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации;

н) обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

о) участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-по-литических, религиозных и иных массовых мероприятий;

п) осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

р) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

с) поддерживать мобилизационную готовность органов Федеральной службы безопасности;

т) осуществлять подготовку кадров для органов Федеральной службы безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации.

Статья 13. Права органов Федеральной службы безопасности

Органы Федеральной службы безопасности имеют право:

а) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

б) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы;

д) осуществлять шифровальные работы в органах Федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);

е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности или общественным объединениям (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы Федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы Федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;

и) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

к) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

л) вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности;

м) получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы Федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации;

н) создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы Федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

о) создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы Федеральной службы безопасности;

п) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

р) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов Федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;

с) направлять официальных представителей органов Федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

т) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами Федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

у) разрешать сотрудникам органов Федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

ф) использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов Федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

х) проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;

ц) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

ч) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов Федеральной службы безопасности.

Использование органами Федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

Статья 14. Применение оружия, специальных средств и физической силы

Сотрудникам органов Федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции.

Статья 15. Взаимодействие с российскими и иностранными учреждениями

Органы Федеральный службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Органы Федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке.

Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам федеральной службы безопасности в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.

Физические и юридические лица в Российской Федерации, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов Федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами Федеральной службы безопасности.

В целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации военнослужащие органов Федеральной службы безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности с согласия их руководителей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, с оставлением их на военной службе.

Взаимодействие органов Федеральной службы безопасности со специальными службами, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается на основании международных договоров Российской Федерации.

^ ГЛАВА IV СИЛЫ И СРЕДСТВА ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 16. Сотрудники органов Федеральной службы безопасности

Органы Федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе и на конкурсной основе) военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов Федеральной службы безопасности (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.

Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Военнослужащие органов Федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей.

Численность военнослужащих и гражданского персонала органов Федеральной службы безопасности (без учета численности работников научно-исследовательских, военно-медицинских учреждений и подразделений, персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений органов Федеральной службы безопасности) устанавливается Президентом Российской Федерации. Численность военнослужащих и гражданского персонала научно-исследовательских, военно-медицинских учреждений и подразделений, персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений органов федеральной службы безопасности устанавливается Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Полномочия должностных лиц органов Федеральной службы безопасности на применение поощрений и наложение дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им военнослужащих, а также на присвоение воинских званий, назначение и увольнение военнослужащих (за исключением военнослужащих, замещающих должности высших офицеров) устанавливаются Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

С военнослужащими органов Федеральной службы безопасности, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть заключены контракты о прохождении военной службы на период до достижения ими 65-летнего возраста в порядке, определяемом Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Обязанности, права и льготы гражданского персонала органов Федеральной службы безопасности определяются законодательством Российской Федерации.

Сотрудники органов Федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций.

Сотрудникам и гражданскому персоналу органов Федеральной службы безопасности запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники органов Федеральной службы безопасности не вправе совмещать военную службу с иной оплачиваемой деятельностью, кроме занятия научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью).

Статья 17. Правовая защита сотрудников органов Федеральной службы безопасности

Сотрудники органов Федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями федеральных органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Воспрепятствование исполнению сотрудником органов Федеральной службы безопасности служебных обязанностей, оскорбление, сопротивление, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с исполнением указанным сотрудником служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника органов Федеральной службы безопасности и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При исполнении сотрудником органов Федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов Федеральной службы безопасности или решения суда.

Сведения о сотрудниках органов Федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 18. Социальная защита сотрудников органов Федеральной службы безопасности

Военнослужащим органов Федеральной службы безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет может засчитываться стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, определяемом Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Время выполнения сотрудниками органов Федеральной службы безопасности специальных заданий в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии, присвоения воинского звания и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Военнослужащим и гражданскому персоналу органов Федеральной службы безопасности оклады по воинской должности и должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются с увеличением на 25 процентов за службу (работу) в органах Федеральной службы безопасности. Военнослужащим органов Федеральной службы безопасности, имеющим право на пенсию за выслугу лет и продолжающим военную службу, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере от 25 до 50 процентов размера пенсии, которая могла быть им начислена. Порядок и условия выплаты указанной надбавки определяются Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Военнослужащие органов Федеральной службы безопасности на всей территории Российской Федерации пользуются правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а в сельской местности на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения. Военнослужащие органов Федеральной службы безопасности, обеспечивающие безопасность объектов транспорта, при выполнении служебных обязанностей имеют право бесплатного проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах. Сотрудникам органов Федеральной службы безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Военнослужащим органов Федеральной службы безопасности телефоны по месту жительства устанавливаются в срок, не превышающий одного года со дня подачи заявления. Оказание медицинской помощи военнослужащим и гражданскому персоналу органов Федеральной службы безопасности, членам семей военнослужащих, проходящих службу по контракту (женам, мужьям, детям в возрасте до 18 лет и лицам, находящимся на иждивении), а также детям гражданского персонала в возрасте до 18 лет в военно-медицинских учреждениях органов Федеральной службы безопасности осуществляется бесплатно. Оказание медицинской помощи военнослужащим органов Федеральной службы безопасности, в том числе обеспечение военнослужащих лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) в учреждениях здравоохранения других министерств и ведомств, осуществляется за счет средств Федеральной службы безопасности Российской Федерации. При этом средства, направляемые органами федеральной службы безопасности учреждениям здравоохранения иной ведомственной принадлежности за оказание медицинской помощи военнослужащим, исключаются из сумм, облагаемых налогами. Время нахождения военнослужащих органов Федеральной службы безопасности на излечении в связи с полученными ими при исполнении служебных обязанностей ранениями, контузиями или увечьями не ограничивается только при наличии неоспоримых данных о возможности восстановления способности к несению военной службы. Права и льготы военнослужащих органов Федеральной службы безопасности и членов их семей, предусмотренные частями девятой и десятой настоящей статьи, распространяются на граждан, которые уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет двадцать и более лет, а также на членов их семей.

Статья 19. Лица, содействующие органам Федеральной службы безопасности

Органы Федеральной службы безопасности могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы Федеральной службы безопасности обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Полномочия внештатного сотрудника органов Федеральной службы безопасности определяются нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Лица, оказывающие содействие органам Федеральной службы безопасности, имеют право:

а) заключать контракт с органами Федеральной службы безопасности о конфиденциальном сотрудничестве;

б) получать от сотрудников органов Федеральной службы безопасности разъяснения своих задач, обязанностей и прав;

в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

г) получать вознаграждение;

д) получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам Федеральной службы безопасности.

Лица, оказывающие содействие органам Федеральной службы безопасности, обязаны:

а) соблюдать условия заключаемого с органами Федеральной службы безопасности контракта или договоренности о сотрудничестве;

б) выполнять поручения органов Федеральной службы безопасности, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей;

в) не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;

г) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам Федеральной службы безопасности.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам Федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 20. Информационное обеспечение органов Федеральной службы безопасности

Для осуществления своей деятельности органы Федеральной службы безопасности могут без лицензирования разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Наличие в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия органами Федеральной службы безопасности мер, ограничивающих права указанных лиц.

Порядок учета и использования информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации, а также сведений о разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, устанавливается нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Статья 21. Средства вооружения и оснащения органов Федеральной службы безопасности

Органы Федеральной службы безопасности без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов Федеральной службы безопасности решением Правительства Российской Федерации, а также другое служебное и гражданское оружия и боеприпасы к нему.

Продажа, передача, вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее территорию средств вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, которые могут использоваться в деятельности органов Федеральной службы безопасности, осуществляются ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Финансовое и материально-техническое обеспечение

Финансирование органов Федеральной службы безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение органов Федеральной службы безопасности осуществляется за счет централизованных ресурсов Российской Федерации, а также за счет приобретения необходимых материально-технических средств у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Земельные участки и имущество органов Федеральной службы безопасности (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью. Органы Федеральной службы безопасности освобождаются от всех форм платы за землю с занимаемых ими земельных участков.

Органы Федеральной службы безопасности могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации, созданные или создаваемые для обеспечения деятельности органов Федеральной службы безопасности, осуществляют свою деятельность без лицензирования и приватизации не подлежат.

^ ГЛАВА V КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 23. Контроль за деятельностью органов Федеральной службы безопасности

Контроль за деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов Федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением органами Федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам Федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов Федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

^ ГЛАВА VI ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. О правопреемниках органов Федеральной службы безопасности

Федеральная служба безопасности Российской Федерации и подчиненные ей органы являются правопреемниками Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и ее органов.

Военнослужащие и гражданский персонал органов контрразведки Российской Федерации считаются проходящими военную службу (работающими) в органах Федеральной службы безопасности в занимаемых должностях без их переаттестации и переназначения, а также без проведения организационно-штатных мероприятий.

Статья 26. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации О федеральных органах государственной безопасности (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 32, ст. 1871; 1993, 33, ст. 1308; 36, ст. 1438).

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль3 апреля 1995 года 40-ФЗ

Закон Российской Федерации

^ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


zhanrovoe-svoeobrazie-pesenno-muzikalnih-tradicij-tatar-tyumenskoj-oblasti-10-01-09-folkloristika-17-00-02-muzikalnoe-iskusstvo.html
zhanuarlardi-srud-zhanuarlardi-soyua-dajindaudi-soyudi-sataudi-deud-zhne-satudi-zhzege-asiratin-ndrs-obektlerne-sondaj-a-veterinariyali-preparattardi-zhem-zhne-zhemazi-ospalarin-ndru.html
zhapon-kirgiz-birimdigi.html
zharandardin-sayaij-ekonomikalik-zhana-koomduk-turmushka-natijzhaluu-katishuusu.html
zharatilistanu-geografiya-fakultetn-dekani.html
zharatilistanu-matematika-pn-brlestgn.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-bokser-ti-chto-kupil-bileti-na-eto-shou-ili-kak.html
  • education.bystrickaya.ru/2-chto-takoe-vlast-v-tolpo-elitarnom-obshestve-vnutrennij-prediktor-sssr-kto-ne-znaet-v-kakuyu-gavan-plit.html
  • lesson.bystrickaya.ru/monetarizm-kak-teoriya-i-praktika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-agroekologiya-ulyanovsk-2010-god-ministerstvo-selskogo-hozyajstva-rossijskoj-federacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literaturnaya-igra-umniki-i-umnici-7-klass-po-povesti-nikolaya-vasilevicha-gogolya-taras-bulba.html
  • testyi.bystrickaya.ru/501054-bi-otaraeva-tv-sologub-na-kivisepp-2008-annotacii-statej.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ussr-open-v-olimpijskom-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi-razvitie-fizicheskoj-kulturi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sposobi-prokladki-teplovih-setej.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplom-o-visshem-obrazovanii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravila-priema-adres-ul-sobornaya-d-55-231822-d-zhirovichi-slonimskogo-r-na-grodnenskoj-obl-telfaks.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sm-02-ierarhiya-strategicheskih-namerenij-i-osnovnie-ponyatiya-strategicheskogo-upravleniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harakteristika-strukturnih-rejtingov-razvitiya-uslug-infrastrukturi-gradoobsluzhivayushego-sektora.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-restrukturizacii-predpriyatij-v-respublike-belarus.html
  • writing.bystrickaya.ru/ispolzovanie-fizicheskih-metodov-issledovaniya-v-astronomii.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-9-lekcij-2-seminarov-0-2-laboratornih-2-do-1-aprelya-10-ballov-na-f-kto-ne-uspel-15-ballov-do-15-aprelya.html
  • composition.bystrickaya.ru/perechen-laboratornih-rabot-tomskij-politehnicheskij-universitet.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/31rabota-subd-v-mnogopolzovatelskom-rezhime-1-osnovnie-sredstva-apparatnoj-zashiti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-lesnoe-rastitelnoe-soobshestvo-otdelnie-ego-vidi-obuchit-uchashihsya-osnovnim-navikam-polevih-issledovanij-obrabotki-i-analiza-materiala.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-socialno-ekonomicheskaya-statistika-stranica-7.html
  • control.bystrickaya.ru/blizki-do-rosen-plevneliev-firmi-pribirat-milioni-ot-sofiya-tek-park-08062012-0333-ataka-str-12-13.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-razmesheniya-sredstv-naruzhnoj-reklami-i-informacii-na-predpriyatiyah-torgovli-i-obshestvennogo-pitaniya-goskomarhitektura-respubliki-adigeya-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-12-socialno-politicheskoe-posobie-dlya-postupayushih-v-vuzi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/ajn-rend-atlant-raspravil-plechi-kniga-2-stranica-14.html
  • college.bystrickaya.ru/4-3-rezhim-vosproizvedeniya-rukovodstvo-polzovatelya-tdvr-45.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-billa-gejtsa-ochen-ubeditelna-i-realistichna-on-obladaya-darom-predvideniya-zaglyadivaet-chutochku-vpered-chtobi-pokazat-nam-kak-izmenyat-mir-gryadushie-cifrovie-tehnologii-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/lvshaposhnikova-redakcionnaya-kollegiya-akademik-raen-kandidat-istoricheskih-nauk-l-v-shaposhnikova-doktor-filosofskih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formirovanie-lichnostnih-osobennostej-materi-na-formirovanie-stilya-roditelskogo-otnosheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/21-formirovanie-universalnih-uchebnih-dejstvij-lichnostnie-i-metapredmetnie-rezultati.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-10-emocionalnaya-i-volevaya-sferi-lichnosti-uchebnik-prednaznachen-v-pervuyu-ochered-studentam-kak-visshih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-test-a-assingera-ocenka-agressivnosti-v-otnosheniyah-30-metodika-mnogofaktornogo-issledovaniya-lichnosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-upravlenie-bankovskim-produktom-dlya-napravleniya-080500-menedzhment-annotirovannaya-magisterskaya-programma.html
  • predmet.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-s-pomoshyu-voprosno-otvetnogo-i-testovogo-obucheniya-konkursi-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-klass-spisok-proizvedenij-dlya-obyazatelnogo-chteniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tip-1-zhizn-i-smert-dve-fazi-universalnogoprocessaperemen-e-a-topchinov-puti-filosofii-vostoka-i-zapada.html
  • reading.bystrickaya.ru/konec-skazki-o-novoj-ekonomike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.