.RU

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ЗАДАНИЕ 1 - Издательство томского университета


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА


ЗАДАНИЕ 1

Задание включает материал по химии углеводородов предельного и непредельного рядов: строение, изомерия и номенклатура, свойства, получение. Решение расчетных задач предполагает использование основных понятий химии: относительная атомная и молекулярная масса, моль, молярная масса, молярный объем, относительная плотность газа.

^ Примеры решения задач

Пример 1.


  1. Назовите по номенклатуре ИЮПАК каждое из следующих соединений:


а) б)


Решение:

а) 2метил3,3диметилпентан;

б) цис-пропилэтилэтилен (цис-гептен-3)


Пример 2.

Охарактеризуйте стадии инициирования, роста и обрыва цепной реакции:

СН3СН2СН3 + Br2 СН3СHBrСН3 +HBr.


Решение:

а) инициирование:

Br2 2Br•.

б) рост цепи:

CH3CH2CH3 + Br•  CH3HCH3 + HBr.

в) обрыв цепи:

CH3HCH3 + Br• СН3СHBrСН3.


Пример 3.

Закончите уравнения следующих реакций и укажите реакции, протекающие по радикальному механизму:

а) С2Н6 + Cl2 ;

б) C2H4 + HBr ;

в) H2C = CH – CH3 + HBr ;

г) С3Н8 +HNO3 (разб.) .

Назовите продукты реакций.


Решение:

а) C2H6 + Cl2 C2H5Cl + HCl;

механизм радикальный, продукты реакции: C2H5Cl – хлорэтан и HCl – хлороводород.

б) C2H4 + HBr  С2Н5Br;

продукт реакции: С2Н5Br – бромэтан.

в) H2C = CH - CH3 + HBr  H3C - CHBr - CH3;

продукт реакции: H3C – CHBr – CH3 – 2-бромпропан.

г) С3Н8 +HNO3 (разб.) H3C - CH(NO2) - CH3 + H2O;

механизм радикальный, продукты реакции: H3C – CH(NO2) – CH3 – 2-нитропропан и H2O – вода.


Пример 4.

Напишите схему химических реакций, позволяющих получить из метана хлоропрен:

.


Решение:

CH4 CH3Cl C2H6 C2H5Cl C4H10


.


Пример 5.

При пропускании 2 л смеси пропана и пропилена через жидкий бром масса склянки с бромом увеличилась на 1,1 г. Определите объемный состав смеси и массу получившихся продуктов.


Дано:

V (смеси) = 2 л

m (склянки) = 1,1 г

M (Br2) = 160 г/моль

М (C3H6Br2) = 202 г/моль

Найти:

V (пропана в смеси)

V (пропилена в смеси)

m (продуктов)


Решение:

Найдем количество вещества в смеси, пользуясь следствием из закона Авогадро:

1 моль – 22,4 л

n моль – 2 л

т (смеси) = 0,0892 моль.

С бромом при н. у. взаимодействует только пропилен. Составим уравнение реакции:

С3H6 + Br2 = C3H6Br2.

Пусть в реакцию вступает х г брома, тогда масса образовавшегося дибромпропана равна (1,1 + х). Тогда количество вещества бром равно , а количество вещества дибромпропан равно . Согласно уравнению реакции 1 моль брома дает 1 моль дибромпропана, следовательно:

.

Решим полученную пропорцию:

202х = 160х + 176, отсюда х = 4,2 г. Тогда количество вещества бром равно:

(моль).

По уравнению реакции n (Br2) = n (C3H6Br2) = n (C3H6) = 0,026 моль.

Отсюда:

m (C3H6Br2) = 202  0,026 = 5,30 (г).

m (C3H6) = 42  0,026 = 1,09 (г).

n (C3H8) = n (смеси) - n (C3H6) = 0,0892 - 0,026 = 0,0632 (моль).

Отсюда m (C3H8) = 44  0,0632 = 2,78 (г).

Найдем объемный состав исходной смеси:



V (C3H6) = 0,026  22,4 = 0,58 (л).

V (C3H8) = 0,0632  22,4 = 1,42 (л).

Ответ: V (C3H6) = 0,58 л; V (C3H8) = 1,42 л; m (C3H6Br2) = 5,3 г.


Пример 2.

Газ, образовавшийся при полном сгорании 745,7 мл смеси пропана и метана (742 мм рт. ст., 22 С) может быть поглощен 49,02 мл 5,6 %-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,02 г/мл), причем полученный раствор не дает осадка при добавлении к нему раствора хлорида кальция. Определите состав газовой смеси в объемных долях. Рассчитайте объем воздуха (н. у.), который потребуется для полного сжигания указанной газовой смеси.


Дано:

V (смеси) = 745,7 мл

р = 742 мм рт.ст.

t = 22 С (T = 295 К)

V (р-ра КОН) = 49,02 мл

 (КОН) = 5,6 %

 (р-ра) =1,02 г/мл

Найти:

 (C3H8)

 (CH4)

V (возд.) (н.у.)


Решение:

Приведем объем смеси к нормальным условиям, пользуясь объединенным газовым законом:

; тогда (л).

Вычислим количества вещества гидроксида калия, вступившего в реакцию:

m (р-ра КОН) =   V = 1,02  49,02 = 50 (г).

(г);

(моль).

При сгорании смеси пропана и метана образуется углекислый газ. Вычислим его объем.

Запишем уравнение реакции взаимодействия углекислого газа с гидроксидом калия:

CO2 + KOH = KHCO3.

Поскольку полученный раствор не дает осадка при добавлении раствора хлорида кальция, реакция между углекислым газом и гидроксидом калия прошла до конца.

По уравнению реакции n (KOH) = n (CO2) = 0,05 моль.

Отсюда V (CO2) = n  Vm = 0,05  22,4 = 1,12 (л)

Запишем уравнения реакции горения смеси.

СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О. (1)

С3Н8 + 5О2 = 3СО2 + 4Н2О. (2)

Составим пропорции, по этим уравнениям обозначив объем метана за х и объем выделившегося углекислого газа при горении метана за y. Тогда объем пропана (0,675 - х), а объем выделившегося углекислого газа при горении пропана (1,12 - y).

По уравнению (1) .

По уравнению (2) .

Решим систему из этих двух уравнений:

,

x = 0,452 (л). Следовательно, V (CH4) = 0,452 л.

Тогда V (C3H8) = V (смеси) - V (CH4) = 0,675 - 0,452 = 0,223 (л).

Зная объем смеси и объемы её компонентов, найдем объемные доли метана и пропана.

;

.

Для нахождения объема воздуха, необходимого для полного сжигания смеси, определим количество вещества метана и пропана.

(моль);

(моль).

По уравнению реакции (1) на 1 моль метана расходуется 2 моля кислорода. Следовательно, количество вещества кислорода составляет 2  0,02 = 0,04 моль.

По уравнению реакции (2) на 1 моль пропана расходуется 5 молей кислорода. Следовательно, количество вещества кислорода составляет 5  0,01 моль = 0,05 моль.

Общий объем кислорода пошедший на горение смеси пропана и метана равен:

V (O2) = (0,05 моль + 0,04 моль)  22,4 = 2,01 (л).

Так как в воздухе кислорода находится 21 % (об.), то

(л).

Ответ:  (СН4) = 0,67;  (С3Н8) = 0,33; V (O2) = 9,57 л (н. у.).


^ Задачи для самостоятельного решения


Вариант 1


  1. Назовите по номенклатуре ИЮПАК каждое из следующих соединений:






  1. Укажите из перечисленных ниже соединений те, которые при полимеризации дадут каучук: этаналь, этилен, бутен-2, дивинил, бензол, изопрен. Запишите структурные формулы всех соединений.

  2. Закончите уравнения следующих реакций и укажите, какие из них идут по радикальному механизму, а какие – по ионному:

а) С2Н4 + Br2 

б) н-С3Н6 + HCl 

в) н-С4Н10 + Cl2

г) C3H8 + H2SO4 (разб.) 

  1. Напишите уравнения реакций, показывающих последовательное превращение веществ от известняка, воды и угля до уксусной кислоты.

  2. При использовании керогаза в комнате появляется сырость. Определите массу водяных паров и углекислого газа, если в керогазе сгорит 300 г керосина, содержащего: 86 % углерода и 14 % водорода.

  3. 5,28 г смеси бутана и 2-бутена обесцветили 32 г 10 %-ного по массе раствора брома. Определите массу бутана, содержащегося в смеси.


Вариант 2


  1. Назовите по номенклатуре ИЮПАК каждое из следующих соединений:





  1. Укажите среди перечисленных соединений вещества, которые обесцвечивают бромную воду: этилен, этан, дивинил, метилацетилен, пентан. Запишите структурные формулы всех соединений.

  2. Закончите уравнения следующих реакций и укажите, какие из них идут по радикальному механизму, а какие по ионному:

а) С3Н6 + Н2О

б) С2Н2 + Cl2 

в) C2H6 + HNO3 (разб)

г) С3Н8 + Br2 

  1. Напишите уравнения реакций, показывающие последовательное превращение веществ из метана, брома, натрия в бутен-1.

  2. Циклохлоргексан С6Н6Сl6 применяется как ядохимикат в борьбе с вредными насекомыми. Определите объем ацетилена, пошедшего на получение 10 кг циклохлоргексана, по следующим реакциям:

3С2Н2 = С6Н6

С6Н6 +3Cl2 = С6Н6Сl6

  1. Определите объем водорода (условия нормальные), выделившегося при каталитическом дегидрировании 2,45 г 2-метилгексана в 2-метилгексен-3, если реакция протекает с выходом 75 % от теоретического.


Вариант 3


  1. Назовите по номенклатуре ИЮПАК каждое из следующих соединений:





  1. Укажите отличие реакции хлорирования пропана от реакции хлорирования пропилена. Приведите механизмы реакций.

  2. Закончите уравнения следующих реакций и укажите, какие из них идут по радикальному механизму, а какие по ионному:

а) С2Н2 + Н2О

б) С2Н6 + Br2 

в) н-С3Н6 +HBr 

  1. Напишите уравнения реакций, показывающие последовательное превращение веществ из ацетилена в 1,2 дихлорэтан.

  2. Определите объем кислорода и воздуха, который пойдет на полное сгорание саратовского природного газа, имеющего состав: СН4 – 96,6 %; С2Н6 – 1 %; С3Н8 – 0,5 %; N2 – 3,3 %.

  3. 4 л смеси этана и этилена при нормальных условиях пропустили через раствор брома в воде, при этом получилось 3,76 г продукта реакции. Определите массовую долю этилена в смеси.


Вариант 4


  1. Назовите по номенклатуре ИЮПАК каждое из следующих соединений:






  1. Напишите уравнения реакций, показывающих процесс полимеризации двух и трех молекул ацетилена.

  2. Закончите уравнения следующих реакций и укажите, какие из них идут по радикальному механизму, а какие по ионному:

а) С2Н4

б) СН3 - СН = СН2 + Br2 

в) С3Н8 + Сl2 

г) CH3 - C  CH + H2O 

  1. Напишите уравнения реакций, показывающие последовательное превращение веществ из углерода в 2-бромпропан.

  2. Определите объем кислорода, который потребуется для полного сжигания 13 кг ацетилена.

  3. При сжигании 14 мл газа было получено 42 мл углекислого газа и 33,75 мл воды (плотность воды при нормальных условиях равна  1 г/см3). Плотность газа по водороду – 21. Определите его молекулярную формулу.




yu-i-suharev-fgou-vpo-mgup-g-moskva-rossiya-selskohozyajstvennaya-deyatelnost-osushestvlyaetsya-v-granicah-celostnih-prirodnih-obrazovanij-landshaftov-landshaft-predstavlyaet-soboj-territoriyu-odnorodnuyu-po-proisho.html
yu-k-fetisova-v-v-vinogradova-stranica-12.html
yu-kobaladze-programma-vostok-vostok-iii.html
yu-kozenkov-ubijci-rossii-stranica-6.html
yu-l-gumanova-i-dr-pod-red-t-n-shishkinoj-mosk-gos-un-t-im-m-v-lomonosova-fak-inostr-yaz-i-regionovedeniya-7-e-izd-ster-m-knorus2010-256-s-2000-ekz-isbn-978-5-406-00754-9-138r.html
yu-lotman-semiotika-kino-i-problemi-stranica-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-p112-raschet-pokazatelej-kommercheskoj-effektivnosti-realizacii-programmi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/registracionnij-nomer-255-tehbak-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/russkaya-hudozhestvennaya-literatura-byulleten-novih-postuplenij-3-kvartal-2011-goda.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zavershilsya-otkritij-chempionat-amurskoj-oblasti-po-kiokushinkaj-karate-v-sovete-federacii-obsudili-voprosi-svyazannie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vsvoej-knige-karolinskie-rasskazi-avtor-oznakomit-chitatelej-s-vazhnejshimi-sobitiyami-imevshim-mesto-v-istorii-naselennih-mest-na-nineshnej-territorii-elskogo-ra-stranica-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchenogo-kursa-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uvazhaemie-specialisti-kalendarno-tematicheskij-plan-ciklov-specializacii-i-usovershenstvovaniya-rabotnikov-so-srednim.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znamenatelnih-i-pamyatnih-dat-stranica-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-neobhodimo-vislat-elektronnim-pismom-po-adresu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-prakticheskih-zanyatij-i-rejtingov-dnevnogo-otdeleniya-po-anglijskomu-yaziku-ii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krestyane-viktorovna-centr-obrazovaniya-109-g-moskva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-3-mezhdu-dvuh-revolyucij-stranica-17.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1973-ne-ranee-1-yanvarya-evgenij-dmitrievich-petryaev.html
  • student.bystrickaya.ru/253-organizacionnaya-i-informacionno-rasporyaditelnaya-otechestvennaya-i-mezhdunarodnaya-normativnaya-baza-reglamentiruyushaya.html
  • report.bystrickaya.ru/kachestvo-besplatno.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-minekonomrazvitiya-i-torgovli-rf-ot-21-iyunya-2003g-197-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-gosudarstvennoj-sisteme-klassifikacii-gostinic-i-drugih-sredstv-razmesheniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-razrabotchikov-oop-ekspertov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-odobrena-na-zasedanii-metodicheskogo-soveta-iuef.html
  • studies.bystrickaya.ru/filosofskie-aspekti-teorii-otnositelnosti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-7-mehanizmi-dostizheniya-programmnih-celej-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-ulan-ude-na.html
  • grade.bystrickaya.ru/nekoronarogennie-zabolevaniya-miokarda-s-m-tkach-klinicheskie-lekcii-po-vnutrennim.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vigruzka-informacii-po-usloviyam.html
  • studies.bystrickaya.ru/cennosti-kak-filosofskaya-kategoriya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-ramkah-soglasheniya-s-tnk-vr-v-ryazanskoj-oblasti-sobirayutsya-postroit-10-hokkejnih-korobok-na-otkritie-priedet-tretyak.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-molodyozhnoj-politiki-i-sporta-prika-z.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-5-9-klassi-g-barnaul-2011-god.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-licenzirovanii-promishlennogo-ribolovstva-i-ribovodstva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-17-marta-2010-g-n-188-ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-rpud-biznes-proektirovanie-kommercheskoj-deyatelnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-shestaya-strazh-robert-masello.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-v-shesti-tomah-glavnij-redaktor-stranica-20.html
  • occupation.bystrickaya.ru/montazh-kadrovka-posobie-vizovet-interes-ne-tolko-u-professionalnih-scenaristov-i-dramaturgov-no-i-u-istorikov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-osnasheniyu-rabochih-mest-dlya-detej-invalidov-i-pedagogicheskih-rabotnikov-a-takzhe-centrov-distancionnogo-obrazovaniya-detej-invalidov-kompyuternim-te-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-narusheniya-psihicheskogo-razvitiya-detej-na-temu-proyavleniya-vozrastnaya-dinamika-i-korrekciya-detskih-strahov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-telekanala-podmoskove-na-16-iyulya-2012-g-ponedelnik-05-00-fakti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.