.RU

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭТИКЕ - Учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20


^ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭТИКЕ



  1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).


  1. ^ Что хотел сказать автор?

Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).


  1. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.

^ Кто из них прав? Или возможен другой ответ?


  1. Что такое, по Вашему, притча? Два примера:

А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).

Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.


  1. ^ Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Правда хорошо, а счастье лучше.

Б. Платон мне друг, но истина дороже.


  1. Как Вы оцениваете утверждение:

“Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф.М.Достоевского). — ^ Дайте развернутый ответ.


  1. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым?

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.


  1. ^ Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните.

  1. Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т.Гоббс).

  2. Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус).

  3. О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру).

  4. Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.


  1. ^ Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.




  1. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?

А. “Не в силе правда, а в правде сила”.

Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).


  1. ^ В чем изъян следующего утверждения:

“С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).


  1. ^ Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?




  1. Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения?

“Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.


  1. Что (чего) Вы ждете от жизни? — Дайте развернутый ответ.




  1. Как надо жить, чтобы нам было лучше? — Дайте развернутый ответ.




  1. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? — Дайте развернутый ответ.




  1. П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству — прекрасная вещь. Но еще более высокая — любовь к истине».

Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”.

— ^ Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.


  1. Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)




  1. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? — Дайте развернутый ответ.




  1. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? — Дайте развернутый ответ, аргументируйте.




  1. Как Вы понимаете счастье? — Дайте развернутый ответ.




  1. Что нужно для того, чтобы быть счастливым? — Дайте развернутый ответ.




  1. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»?

— ^ Попробуйте реконструировать ход его мысли.


  1. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку совершенствоваться? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)? — Дайте развернутый ответ.




  1. ^ Как Вы считаете: доброта — редкое или обычное явление?

— Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения..


  1. Что такое зло в моральном смысле?

— Дайте развернутый ответ, приведите примеры.


  1. Почему добрым быть хорошо, а злым — плохо?

Дайте развернутый ответ, приведите примеры.


  1. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас? — ^ Дайте развернутый ответ.




  1. Рассудите:

А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий советовал: «Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним».

Б. Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».


  1. З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».

Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.

^ Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.


  1. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).


  1. На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос?

— ^ Дайте развернутый ответ.


  1. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»?

— ^ Дайте развернутый ответ.


  1. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)

Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).

— ^ Дайте развернутый ответ.


  1. Существуют два полярных мнения о смерти.

А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как θανάτου μελέτη (подготовку к смерти [греч.])».

Б. ^ Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).

— ^ Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.


  1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути — это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми — вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню.» (Опыты, гл. ХХ).

Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Этика)

— ^ Дайте развернутый ответ.


  1. А. С. Пушкин говорил в стихотворении “Я памятник воздвиг себе”:

Нет, весь я не умру

Душа в заветной лире мой прах переживет

И тленья убежит


^ Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?


  1. ^ Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.




  1. Рассудите:

для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства;

Кант утверждал обратное: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».

^ Дайте развернутый ответ.


  1. Один автор сказал: «Добродетель кончается там, где начинается глупость». Прав ли он?

Рассудите и приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.


  1. Т. Гоббс утверждал: «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех» (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 152.)

Прав ли Т. Гоббс? Оцените и прокомментируйте.


  1. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).

— ^ Дайте развернутый ответ.


  1. Как Вы оцениваете тезис «цель оправдывает средства». Ответ аргументируйте.




  1. С одной стороны, существует расхожее мнение «цель оправдывает средства» (вариант: «для достижения цели все средства хороши»). С другой, многие убеждены в том, что «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Рассудите. Где правда? Ответ аргументируйте.




  1. ^ Оцените и прокомментируйте утверждение Эркюля Пуаро: «Большинство из нас эгоисты; но не все в этом признаются» (из к/ф «Пуаро Агаты Кристи»).




  1. Ответьте на вопрос: можно ли быть злым и одновременно счастливым? или: может ли злой человек быть счастливым?

^ Ответ аргументируйте.


  1. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма» 1. В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь — перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? Ответ аргументируйте.




  1. ^ Что означает выражение «деньги не пахнут»? По латински оно звучит так: «Non olet peccunia». Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест1.

^ Дайте развернутый ответ.


  1. Прав ли автор этого утверждения: «Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше»?

Ответ аргументируйте, приведите примеры.


  1. Фихте утверждал: не должно быть брака без любви и любви без брака. А Вы как думаете?

^ Дайте развернутый ответ.


  1. Иногда в общественном транспорте я отдаю кондуктору деньги за проезд, но при этом не беру билет. Правильно ли я поступаю с человеческой, нравственной, юридической точек зрения?




  1. Совместимы ли политика и мораль? Ответ аргументируйте.




  1. Совместимы ли бизнес (предпринимательство) и мораль? Ответ аргументируйте.




  1. Иногда можно слышать: «добро должно быть с кулаками». Что Вы думаете по поводу этого высказывания? Верно ли оно? Ответ аргументируйте.




  1. Оцените высказывание испанского художника Сальвадора Дали: «Я богат потому, что мир полон кретинов». Как его можно квалифицировать с моральной точки зрения?




  1. «Не стoит она [высшая гармония] слезинки хотя бы только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке». (Ф. М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы»). Проведите анализ этого высказывания, дайте свою оценку.




  1. Одни говорят «Честность — лучшая политика», другие утверждают, что «Политика — грязное дело». ^ Кто прав (ближе к истине)? Ответ аргументируйте.




  1. Иногда можно слышать рассуждения типа "честный — глупый, а умный тот, кто умеет обманывать". Злодей Яго из трагедии Шекспира "Отелло" говорит: "Я предпочту быть умным. Честность — дура. И губит тех, кто с ней" (см. отечественный кинофильм "Отелло").

^ А Вы как считаете? Дайте развернутый ответ.


  1. Оцените высказывание: «Свобода — это право делать всё, что не запрещено законом» (Ш. Монтескье). ^ Ответ аргументируйте.




  1. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

«Сколько ни говори «халва, халва», во рту слаще не станет» (восточная поговорка, приписывают Ходже Насреддину).

«Если человеку долго говорить, что он свинья, я вас уверяю, он захрюкает» (из рассказа А. М. Горького?)


  1. ^ Нельзя жить так подробно.

Любопытно сопоставление двух ситуаций:

1. Буддистский монах так любил всё живое, что когда ходил — подметал перед собой дорогу специальным веником, чтобы, не дай бог, не наступить на какого-нибудь муравья или жучка. Всё хорошо... вот только сколько муравьёв и жучков было убито и покалечено этим веником — никто не считал (из Интернета).

2. Лев Толстой и комар. Гуляют как-то Лев Николаевич с другом по парку (фамилия друга, кажется, Чагин). А тут комар впился в щеку Льва Николаевича. Тот возьми да прихлопни комара — аж кровь пошла. Чагин и говорит: «Как же так, Лев Николаевич, вы все непротивленье злу насильем проповедуете — а комара-то вон убили. Убили же!» Л.Н. и отвечает: «Дорогой друг, нельзя жить так подробно… (из Интернета)


^ Приведите другие ситуации-примеры, когда справедлива формула "нельзя жить так подробно".


  1. Рассудите:

А. Шопенгауэр: «Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья».

В.Г.Короленко: «Человек создан для счастья как птица для полета».


  1. ^ Как Вы относитесь к идее заключения брачного контракта?




  1. А.С.Пушкин говорил о себе в стихотворении «Памятник»: «И милость к падшим призывал». С другой стороны, Ф.Ницше требовал: «Падающего подтолкни». Рассудите.




  1. Что такое совесть? Какую роль совесть играет в жизни человека? — ^ Дайте развернутый ответ.




  1. Русская поговорка утверждает: «Первый снег — не зима, первая зазноба — не невеста». С другой стороны, распространено мнение, отраженное в таких словах песни: «А любовь всегда бывает первою и другою быть не должна \ Самой нежною и самой верною и всегда одна». (Песня М. Фрадкина, слова Е. Долматовского). — Рассудите.




  1. ^ Как Вы объясните видимое противоречие между двумя поговорками:

«Своя воля страшней неволи».

«Хоть тяжелая доля, да всё своя воля».

В каких случаях эти поговорки справедливы? Приведите примеры.


  1. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

Хочешь освободиться от пороков, — сторонись порочных примеров (Сенека. Нравственные письма к Луцилию).

Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, а учить его сопротивляться (А.С. Макаренко).


ПОЯСНЕНИЯ и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


^ 1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.

^ 2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).

3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.

^ 4. Критерии оценки ответа:

1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются);

2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);

3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).

^ 5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.

Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.

^ 6. Студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач.



zakonodatelstvu-na-temu-o-koncepcii-modernizacii-stranica-4.html
zakonodatelstvu-stranica-5.html
zakonodatelstvu-ustavu-i-polozheniyu-stranica-4.html
zakonodavch-peredumovi-realzac-norm-mzhnarodnih-standartv-ocnki-v-ukran-12-stranica-4.html
zakonodavche-ta-normativno-pravove-zabezpechennya-mitnogo-regulyuvannya.html
zakonom-kamchatskoj-oblasti-ili-zakonom-koryakskogo-avtonomnogo-okruga-stranica-8.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinok-strausinoj-produkcii-strausi-i-perepela-v-pribajkale-tehnologii-hhi-veka-t-t-orlova-strausi-i-perepela.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-fenomenologiya-municipalnih-obrazovanij-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment.html
  • tasks.bystrickaya.ru/131-reformirovanie-obshestva-1-obrashenie-k-akcioneram-predsedatelya-soveta-direktorov-i-generalnogo-direktora-obshestva.html
  • college.bystrickaya.ru/103-tablica-periodichnosti-obsluzhivaniya-rukovodstvo-soderzhit-informaciyu-o-sostoyanii-konvejera-na-moment-postupleniya-v-prodazhu.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-upravleniya-razvitiem-regiona-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-regionalnaya-ekonomika-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meri-po-obespecheniyu-bezopasnosti-detej-dannoe-prakticheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-vpervie-perevedennoe-na.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-pyataya-kornevaya-rasa-p-m-x-etuoter-za-predelami-detej-indigo-novie-deti-i-nastuplenie-pyatoj-eri.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alena-narinyani.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikazivayu-stranica-22.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-18-769-ot-21-maya-2012-g-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-pravo-yuridicheskie-nauki-bbk-67-byulleten.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-17-aprelya-2008-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nachalnik-chao-skazal-chukotke-chao-zakonopritvorchestvo-21.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-bankovskoj-sistemi-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-shestaya-generiruyushaya-kompaniya-optovogo-rinka-elektroenergii-kod-emitenta-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-vrata-konklava-kniga-chetvertaya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-metodika-prepodavaniya-integrativnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urokov-po-osnovam-voennih-znanij-tema-organizaciya-priziva-na-voennuyu-sluzhbu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-speckursu-zhilishnoe-pravo-na-2012-2013-uchebnij-god.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-turoperatorskaya-i-turagentskaya-deyatelnost-v-sfere-turizma-zorin-i-v-kvartalnov-v-a-turizm-kak-vid-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stilisticheskie-figuri-i-tropi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smi-na-sovremennom-etape-razvitiya-lekcii-po-istorii-zarubezhnoj-zhurnalistiki-antichnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-terrore-armyanskij-terrorizm-istoki-i-prichini-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-ekologicheskie-osnovi-prirodopolzovaniya-2014g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-psihologii-kak-samostoyatelnaya-nauka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/alimentarnaya-distrofiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predlagaemaya-rabota-posvyashena-izucheniyu-osnovnih-osobennostej-dogovora-prodazhi-zhilogo-pomesheniya-osoboe-vnimanie-udelyaetsya-ponyatiyu-obekta-dannogo-dogovora-t-e.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-10-11-kl.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekarstva-stanut-dostupnee-monitoring-smi-10-fevralya-2010-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/merab-mamardashvili-estetika-mishleniya-stranica-20.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nenavisti-muzhchina-szhal-pravuyu-ladon-v-kulak-i-tut-zhe-zazhmurilsya-ot-oslepitelno-yarkoj.html
  • education.bystrickaya.ru/23-metodicheskie-rekomendacii-roditelyam-pedagogam-dou-po-obucheniyu-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pravilnomu-proiznosheniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vnedreniyu-i-ispolzovaniyu-tipovih-konfiguracij-1s-predpriyatiya-2-obnovlenie-razdela-spravochnik-hozyajstvennih-operacij-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitatelnaya-rabota-v-shkole-soglasovano-predsedatel-us-mou-olhovskaya-sosh.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-dlya-polzovatelya-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.