.RU

ВВЕДЕНИЕ - Закономерности историчности и их применение в концепции современного естествознания


ВВЕДЕНИЕ
Всемирно известного английского ученого Исаака Ньютона его коллеги превозносили выше знаменитого французского фи­лософа и математика Рене Декарта. На это И. Ньютон ответил: «Я вижу дальше и больше Декарта потому, что стою на плечах этого гиганта».

Напрашивается аналогичный вопрос. На «плечах» каких ос­новоположников стоит современная экономическая теория? По­лучить ответ на этот вопрос важно по следующим причинам.

Во-первых, экономическая история человечества в целом раз­вивается как бы по восходящей спирали. В этом возвратно-по­ступательном движении неизбежно повторяется пройденное, хотя и на более высоком витке исторической «спирали». Поэто­му знание предшествующего опыта решения экономических про­блем приносит пользу нашей нынешней хозяйственной практи­ке. Выдающийся английский экономист Джон Кейнс пришел к такому заключению. Идеи экономистов и политических мысли­телей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораз­до большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого.

Подтверждая и дополняя эти положения, американские про­фессора Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю в учебнике «Экономикс» (1990) делают такое обобщение. Соперничающие в борьбе за наши умы идеологии современного мира в значитель­ной мере сложились под влиянием трудов великих экономистов прошлого, например Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стю­арта Милля, Карла Маркса и Джона Мейнарда Кейнса. Для ми­ровых лидеров теперь обычное дело получать от экономистов или просить у них советы и рекомендации по проблемам экономичес­кой политики; политэконом ныне входит в качестве непременно­го члена в высшие правительственные советы.

Незнание или некритическое восприятие экономических идей прошлых времен сослужили в 90-х годах отрицательное воздействие на проведение экономических реформ в нашей стране. Как известно, ошибки были допущены из-за попыток следовать давно устаревшим установкам — отстранить государ­ство от вмешательства в экономику.

Во-вторых, будущие профессионалы могут получить полно­ценное высшее образование, если овладеют наукой, как гово­рится, не из «вторых рук» — из разного рода учебных пособий. Фундаментальные знания они могут почерпнуть из первоисточ­ников — трудов ученых, где впервые изложены научные от­крытия и другие результаты исследований. Чтение таких про­изведений помогает, как бы с глазу на глаз встретиться с вид­ными мыслителями прошлого и настоящего, от них самих уз­нать о многих достижениях экономической мысли и хозяйст­венной практики.

Знакомство с передовыми мыслителями-экономистами еще в прошлом столетии считалось признаком высокой образованнос­ти. В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал о главном герое:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Вряд ли нужно доказывать, что сейчас углубленное овладе­ние экономической теорией необходимо всякому специалисту нашей страны, чтобы успешно трудиться и жить в обстановке коренного обновления всей экономической системы.

Однако многие ли студенты и выпускники вузов могут сказать о себе, что они читали труды Адама Смита, других кори­феев экономической науки и знакомы с достижениями лауреа­тов Нобелевской премии по экономике? Между тем все желаю­щие ознакомиться с первоисточниками по экономической тео­рии сталкиваются со значительными препятствиями.

Начальная трудность такова. В действующих вузовских про­граммах курса экономической теории указываются первоисточ­ники, с которыми студенты должны ознакомиться. Однако большинство основополагающих экономических произведений было издано разрозненно и в разное время, а сейчас достать их практически невозможно.

Данная хрестоматия значительно облегчает положение сту­дентов. В ней в систематизированном виде и в исторической последовательности приводятся отрывки из важнейших трудов видных экономистов прошлого и настоящего — от мерканти­листов и физиократов и до лауреатов Нобелевской премии по экономике. Лучше понять современную рыночную экономику помогут также извлечения из некоторых наиболее распростра­ненных сейчас в мире учебников по экономической теории.

Немалые трудности испытывает всякий студент, который впервые начинает изучать историю экономической мысли. Чтобы облегчить читателю овладение первоисточниками, из них подобраны такие отрывки, которые более доступны для самостоятельной работы. В данном пособии приводятся также краткие сведения об основных течениях экономической мысли и об их представителях, дается характеристика публикуемых трудов. В конце книги помещен краткий словарь терминов, нуждающихся в пояснении, а также предметный указатель по основным разделам курса экономической теории.

Наконец, читатель столкнется с еще одним затруднением. При последовательном чтении всех разделов студент может по­чувствовать, что он движется по кругу, словно в каком-то ла­биринте. Не пройдут, наверное, незамеченными такие моменты истории экономических учений. Несколько раз, например, ме­нялись представления ученых об экономической природе созда­ваемого богатства, о роли государства в экономике и даже о названии самой науки.

В связи с этим читателю могут посодействовать следующие пояснения, которые, словно нить Ариадны, позволят найти выход из сложного лабиринта экономической мысли.

Во-первых, разные школы ученых неодинаково трактуют одни и те же вопросы не случайно. За последние три столетия экономика — как предмет исследования ученых — неоднократ­но качественно изменялась. Не удивительно, что во всякую пос­ледующую эпоху ученые застают качественно иную экономику и, естественно, по-новому теоретически освещают ее.

Во-вторых, разноголосица по одному и тому же вопросу объясняется неполным, неправильным отражением в теории объективно существующих экономических систем, которые являются симметриями особого рода.

Первый род симметрии образуется в природе. Он означает полное соответствие в расположении частей целого относитель­но средней линии, центра. Так, в живой природе симметрия — правильное расположение одноименных частей тела или орга­нов по отношению к некоторой оси или плоскости. При этом одна половина тела является как бы зеркальным отражением другой и повторяет ее (примерами могут служить бабочки, внешняя форма тела человека).

Симметрия второго рода часто встречается в хозяйственной жизни. Обычно экономическое отношение представляет собой единство двух противоположных сторон:

а) продавец — товар — деньги — покупатель,

б) кредитор — ссуда — ссуда вместе с процентом — должник,

в) предложение товаров на рынке — рыночная цена — спрос потребителей товаров и т.п.

vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-4.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-60.html
vozrast-na-moment-podpisaniya-stranica-65.html
vozrast-na-moment-podpisaniya.html
vozrast-uchashihsya-kanikulyarnie-gruppovie-programmi-dlya-detej-i-molodezhi-2008-velikobritaniya.html
vozrastanie-agressivnosti-sredi-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kafedra-pedagogiki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svojstva-polyusov-ranzhit-mohanti-lechebnaya-sila-vodi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7merkite-koito-sa-predvideni-za-predotvratyavane-namalyavane-i-vzmozhno-naj-plno-kompensirane-na-neblagopriyatnite-posledstviya-vrhu-okolnata-sreda-ot-osshestvyavaneto-na-plana-za-upravlenie-vrhu-okolnata-sreda.html
  • school.bystrickaya.ru/ekonomchna-bezpeka-ros-chast-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/departament-informacii-i-pechati.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/76-upravlenie-oborudovaniem-dlya-monitoringa-i-izmerenij-rk-o-10-131-2011-rukovodstvo-po-kachestvu-iso.html
  • student.bystrickaya.ru/0673-finansovaya-nauka-denezhnie-i-nalogovie-teorii-kreditno-finansovie-instituti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vistupleniya-uchastnikov-plenarnogo-zasedaniya-stranica-13.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priglashayut-prinyat-uchastie-v-cikle-prakticheskih-seminarov.html
  • institute.bystrickaya.ru/generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-peskovatskoe-suvorovskogo-rajona.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meropriyatiya-po-zashite-i-himizacii-selskohozyajstvennih-kultur-kirgizstane-segodnya-formiruetsya-novaya-ekonomicheskaya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitoring-na-temu-vibori-mart-2011goda-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/teatr-luni.html
  • desk.bystrickaya.ru/ostyah-sudovoditeli-sudomehaniki-elektromehaniki-nahodyatsya-na-polnom-gosudarstvennom-obespechenii-aeto-besplatnoe-obmundirovanie-pitanie-komfortnie-uslovi.html
  • university.bystrickaya.ru/filipp-bonevits-realnaya-magiya-stranica-12.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-vseh-specialnostej-krome.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-19-04-2012g-268-oprovedenii-municipalnogo-festivalya-detskogo-tvorchestva-v-ramkah-prazdnovaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sortirovka-metodom-scepleniya-ocheredej-poisk-metodom-sostavnih-atributov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vipolneniyu-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-po-specialnostyam-230102-65-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya-230104-65-sistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-2-chast-i-instrukciya-uchastniku-razmesheniya-zakaza-4-razdel-termini-ispolzuemie-v-aukcionnoj-dokumentacii-4-razdel-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-5-stranica-6.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-monarhij-v-sovremennom-mire.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-evolyuciya-teorii-liderstva-v-hh-v-situacionnie-teorii-liderstva-povedencheskie-teorii-liderstva-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-prityazhenie-kuzbassa-uzhe-358-detej-v-vozraste-do-18-let-prozhivayushih-v.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stanovlenie-gazeti-nyu-jork-tajms-kak-obshenacionalnogo-izdaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chto-oznachaet-mimika-lica.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskie-sredstva-avtomatizacii-v-sovremennih-sistemah-upravleniya-himiko-tehnologicheskimi-processami-i-proizvodstvami.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sergej-shojgu-mozhet-vozglavit-krasnoyarskij-spisok-edinoj-rossii-na-vibori-v-gosdumu-internet-resurs-kgsru-15082011.html
  • testyi.bystrickaya.ru/97perspektivi-razvitiya-portala-olimpiadi-shkolnikov-lomonosov-otchet-po-meropriyatiyu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/30062008-g-s-5-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskie-trebovaniya-na-okazanie-telekommunikacionnih-uslug-po-predostavleniyu-kanalov-svyazi-dlya-obektov-departamenta-kulturi-goroda-moskvi-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/fonetika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-02-istoriya-russkogo-yazika-chast-1-istoricheskaya-grammatika-russkogo-yazika.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-ou-shkola-prodolzhaet-rabotu-po-napravleniyam-programmi-razvitiya-vitiya-shkola-osnova-socializacii-lichnosti-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-zhenshin-kotorie-izmenili-mir-stranica-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-6-federalnij-nauchnij-centr-mediko-profilakticheskih-tehnologij-upravleniya-riskami-zdorovyu-naseleniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-1-zakritaya-forma-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-drevnego-mira-dlya-dnevnogo-otdeleniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/patofiziologiya-goloda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.