.RU

ВВЕДЕНИЕ - Учебное пособие Балашов 2004 удк 796








ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура как составная часть общей культуры является обязательной учебной дисциплиной. Оздоровительные, образовательные и воспитательные функции физической культуры наиболее полно реализуются в целенаправленном физическом воспитании.

В настоящем пособии нашли отражение основы физического воспитания студенческой молодежи. В основе предлагаемого материала лежит учебная программа по физической культуре для высших учебных заведений, утвержденная в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Теоретический раздел этой программы предусматривает формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний будущих учителей общеобразовательной школы по физической культуре. Студенты должны овладеть системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их использования для самосовершенствования, организации здорового образа жизни.

Цель данного учебного пособия — дать студентам теоретические основы физической культуры и показать возможности использования их в процессе педагогической деятельности в образовательных учреждениях, для улучшения собственного здоровья и повышения общекультурного и физкультурного уровней.

При написании учебного пособия активно использовались научные работы ведущих ученых в области педагогики, теории и методики физической культуры, спортивной тренировки, истории физической культуры, физиологии — Н.В.Зимкина, В.И.Ильинича, Л.П.Матвеева, Н.Г.Озолина, В.М.Платонова, В.В.Столбова и др.
^ ГЛАВА 1. Физическая культура
в общекультурной
и профессиональной подготовке
студентов педагогических вузов 1.1. История физической культуры
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В широком смысле слова культура играет важную роль в развитии человека, преобразует его биологические потребности, регулирует общественное поведение, выполняет роль социальной информации, переходящей от поколения к поколению.

^ Физическая культура представляет собой часть общей культуры, вид деятельности, направленный на познание и преобразование физической природы человека. Выражение "занятия физической культурой" соответствует обыденному сознанию и языку людей. Его следует понимать как деятельность по развитию и совершенствованию человеком заложенных в нем, имеющихся у него природных способностей, качеств, в том числе морфофункциональных и психических.

Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте определяют физическую культуру как важную часть культуры народа, являющуюся совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации.

^ Физическое воспитание входит в понятие "физическая культура" и представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитание свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. Через физическое воспитание человек превращает достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т.д.).

Физическое воспитание направлено на физическое развитие человека. В связи с этим физическое развитие — это процесс становления и изменения биологических функций и форм организма человека, совершающийся под влиянием внутренних и внешних факторов, в особенности социальных.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, рационального питания можно изменять морфологические и функциональные свойства организма человека

В процессе физического воспитания и физического развития достигается физическое совершенство человека — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, адекватный требованиям трудовой деятельности и условиям производственного дела и других сфер общественной жизни, обеспечивающий высокую дееспособность и нормальное протекание жизненно важных функций.

Первые физические упражнения воспроизводили элементы трудовой и военной деятельности. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение физических упражнений, игр и танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории. Позднее физические упражнения создавались искусственно на основе познания человеком возможностей своего тела.

Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди.

Большой вклад в развитие физической культуры внесли страны Древнего Востока (фехтование на мечах, конное поло, стрельба из лука, шахматы, йога, ушу, каратэдо и др.) и Древней Греции. Спартиаты создали суровую систему воспитания. До 7 лет дети воспитывались в семье. С 7 до 18 лет — в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражнениями (метание копья и диска, бег, борьба, прыжки, военные игры, охота). С 18—20 лет юноши зачислялись в отряды эфебов, где продолжали военную и физическую подготовку, а затем несли военную службу до старости.

В Древней Греции большой популярностью пользовались различные игры, проводимые в виде состязаний (Немейские игры в Арголиде, Истмийские игры на Коринфском перешейке, Пифийские игры в Дельфах, Панафейские игры в Афинах). Однако наибольшее значение имели Олимпийские игры, которые проходили чрезвычайно торжественно один раз в четыре года. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, никто не имел права ступать на землю Олимпии с оружием в руках. Олимпия превращалась в центр экономической, культурной и политической жизни Греции. Участники игр давали клятву, что они честно готовились и будут достойно состязаться. Победители игр пользовались большой славой, уважением, почестями. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор.

Первые известные истории Олимпийские игры отмечены 776 г. до н.э. Некоторые исследователи считают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже 28-е игры. Первый известный в истории чемпион Олимпийских игр в беге на один стадий — повар Корэб из Элиды. Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на один стадий (192 м 27 см), равный 600 стопам Геракла, впоследствии расширялась за счет состязаний в пентатлоне (5-борье), беге с оружием, кулачном бою, состязаний колесниц, верховой езде, беге на длинные дистанции (от 7 до 24 стадий). С 37-й Олимпиады в Играх стали принимать участие дети. Рабы, люди негреческого происхождения и женщины к Играм не допускались. Именем атлета, выигрывавшего самый почетный вид состязаний — бег на один стадий, — называлась следующая Олимпиада. Среди античных олимпиоников наибольшего успеха добился Леонидас из Родоса, одержавший 12 побед на различных беговых дистанциях.

Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников. В 394 г. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр. В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады.

Эпоха Возрождения характеризовалась бурным развитием наук и открытию новых научных фактов. Леонардо да Винчи изучил пропорции тела и механику его движений, У. Гарвей открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека, А.Везалий исследовал анатомическое строение человеческого тела.

Наряду с развитием естествознания крупный вклад был сделан и в педагогическую науку. Педагогические идеи физического воспитания гуманистов отражены в трудах Иеронима Меркулиаса (1530—1606), Яна Амоса Каменского (1592—1670), Франсуа Рабле (1494—1553), Томаса Мора (1478—1535), Томмазо Кампанелла (1568—1639) и др. Однако практика намного отставала от теории — мешали социально-экономические условия жизни, религия.

В XIX веке происходит развитие и становление гимнастических систем (Шведской, Германской, Французской). Это было обусловлено особенностями политического и военного развития стран в XIX веке. Армия требовала большого количества физически подготовленных резервов. Понятие "гимнастика" в первый период новой истории объединяло не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и другие виды упражнений (бег, прыжки, борьбу, катание на лыжах, коньках, приемы защиты и нападения и др.).

В 1860—1880 гг. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения: 1863 г. — Английская футбольная лига; 1881 г. — Европейская ассоциация гимнастики; 1888 г. — Американский легкоатлетический союз и т.д.

С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований.

При активном участии французского просветителя Пьера де Кубертена в 1894 г. в Париже состоялся Учредительный конгресс сторонников олимпизма. На нем было принято решение о проведении Олимпийских игр, создании Международного олимпийского комитета (МОК) и принятии Олимпийской хартии (сборника уставных документов по вопросам олимпийского движения). Местом проведения Игр I Олимпиады современности в 1886 г. были выбраны Афины — столица Греции.

^ Современные Олимпийские игры — крупнейшие комплексные спортивные соревнования, проводящиеся один раз в четыре года. Продолжительность летних Олимпийских игр 16 дней, зимних — 14 дней.

Олимпийский символ — пять переплетенных колец, олицетворяющих единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

Олимпийский девиз — "Citius, Altius, Fortius!" (СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС), в переводе с латинского "быстрее, выше, сильнее!", выражает устремление олимпийского движения.

Олимпийский флаг — белое атласное полотнище размером 3х2 м с изображением в центре олимпийского символа — пяти разноцветных переплетенных колец.

^ Олимпийский огонь рождается у развалин храма Зевса в Олимпии от солнечных лучей, собранных зеркалом. Доставляется олимпийский огонь факельной эстафетой на олимпийский стадион к моменту открытия Игр.

К ритуалам Олимпийских игр относятся ^ Церемонии торжественного открытия и закрытия Игр, клятвы спортсменов и судей. В клятве говорится об уважении и соблюдении правил, участии в соревновании в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд.

Олимпийским движением руководит Международный олимпийский комитет (МОК). Штаб-квартира МОК расположена в швейцарском городе Лозанне.

История развития физической культуры в нашей стране уходит корнями в глубокую древность. Большая роль в физическом воспитании отводилась родителям, которые должны были научить ребенка стрельбе из лука, метаниям, плаванию. Славяне отличались смелостью, силой, выносливостью. Византийский император Маврикий (IV в.) высоко оценивал воинское умение, стойкость, физическую подготовленность славян, их превосходство перед всеми в переправах через реки. В воспитательной системе большое место занимали игрища (культовые обряды матери-земле, Яриле, Перуну). В 13—14 вв. славяне участвовали более чем в 160 войнах с татарами, монголами, литовцами, немцами, шведами, поляками. В связи с этим различные формы физического воспитания (борьба, верховая езда, стрельба, метание камней, игры, кулачные бои и др.) играли важную роль в подготовке княжих дружин.

При Петре I в 1701 г. физическая подготовка впервые была введена обязательным предметом в учебном заведении (школа математических и навигационных наук). Обучение включало фехтование, верховую езду, греблю, парусное дело, стрельбу из пистолета, танцы, игры.

Впервые научная теория физического воспитания в нашей стране была создана П.Ф.Лесгафтом (его первая серьезная работа в этом направлении — "Основы естественной гимнастики" — 1874 г.).

В 60—80-х годах XIX в. в России зарождаются первые клубы и спортивные общества — "Речной яхт-клуб", "Клуб любителей бега", "Клуб велосипедистов-любителей" и др. В эти годы появляются спортсмены, заявившие о себе на международном уровне. А.Паншин — сильнейший скороход мира (1988/89 г.), Н.Струнников — неоднократный чемпион мира и Европы по конькобежному спорту, П.Заковорот — чемпион мира по фехтованию, победы в международных соревнованиях одерживали штангист С.Елисеев, гребец М.Свешников и многие другие.

Впервые представители России участвовали на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. Первым русским чемпионом стал фигурист Н.Панин-Коломенкин. Впервые команда России официально принимала участие на Играх V Олимпиады в Стокгольме. Результаты оказались скромными — 15—16 места из 18 команд (2 серебряные и 2 бронзовые медали).

После 1917 г. физическая культура политизируется, превращается в средство и составную часть коммунистического воспитания, ориентируясь лишь на физическое здоровье, необходимое сферам труда и обороны. Тем не менее этот период сыграл большую роль в становлении и развитии физической культуры.

В 1918 г. открыт первый институт физической культуры (г. Москва). В 1922—1924 гг. образуются спортивные организации "Муравей", "Динамо", "Спартак, "Комсомольский флот". В 1931 году создан всесоюзный комплекс ГТО, в 1935—1937 гг. — Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК). В 1941 г. военно-физическая подготовка введена в школах. Несмотря на тяжелую и разрушительную войну, в 1944—45 гг. спортсмены Советского Союза установили более 170 рекордов страны, 31 из которых превышали мировые.

В послевоенный период, несмотря на большие проблемы, существующие в стране, появляется большое количество эффективных научных разработок в области физической культуры и спорта. Физическая культура продолжает функционировать в рамках общеобразовательных школ, на стадионах, в специальных медицинских учреждениях, в ДСШ и ДСО, в парках культуры и отдыха, во дворах и по месту жительства.

В 1952 г. впервые спортсмены нашей страны участвуют в Олимпийских играх (Хельсинки) и делят по итогам соревнований первое общекомандное место со сборной командой США. В 1956 г. на XVI Олимпийских играх в Мельбурне с подавляющим преимуществом завоевано 1 общекомандное место (98 медалей, из них 37 — золотых). С этого года и до 1996 г. сборная команда Советского Союза, а затем России только один раз уступили первое общекомандное место на летних Олимпийских играх (1968 г., Мехико) и трижды — на зимних (1968 г. — Гренобль, 1980 г. — Лейк-Плесид, 1992 г. — Альбервиль).

XXII Олимпийские игры состоялись в Москве в 1980 г. В них участвовали спортсмены из 80 стран (всего 5283 участника). Команда СССР завоевала 80 золотых, 69 серебряных, 46 бронзовых медалей.

Наиболее выдающимися отечественными спортсменами-олим-пийцами по праву считаются: Лариса Латынина (18 Олимпийских наград, из которых 9 — золотые); Виктор Чукарин (7 золотых медалей), Лидия Скобликова и Любовь Егорова (6 золотых медалей); Николай Андрианов и Лариса Лазутина (5 золотых медалей) и многие другие.
В списке 25-ти "Атлетов века" двое наших спортсменов — гимнастка Лариса Латынина и борец Александр Карелин.

ziryanskij-pretendent-ili-konec-russkoj-demokratii.html
ziyayushie-visoti-stranica-23.html
ziyayushie-visoti-stranica-39.html
ziyayushie-visoti-stranica-8.html
zkartochka-professii-vedushij-radio-i-televideniya.html
zlaten-traktat-za-filosofskiya-kamk-predgovor-na-prevodacha.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-kak-napisat-genialnij-roman.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-61-rodoslovnaya-semi-krishni-a-ch-bhaktivedanta-svami-prabhupada-krishna-verhovnaya-lichnost-boga-istochnik.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hrestomatiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zone-raiders-zakonchit-postrojku-vibrannogo-obekta.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obshnost-idej-mora-i-kampanelli.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-04-07-10-07-2011.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vi-normirovanie-truda-zakonodatelstva-o-trude.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-narodnoj-skazki-v-processe-formirovaniya-ekspressivnosti-rechi-detej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/65-proektirovanie-konstrukcii-upakovki-konspekt-lekcij-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnosti-261201.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-laboratornim-rabotam-po-discipline-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-avotu-st-rigalv-1011.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-prioritetnim-osushestvleniem-fizicheskogo-napravleniya-razvitiya-vospitannikov.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnaya-rabota-studentov-i-aspirantov.html
  • desk.bystrickaya.ru/otvetstvennij-za-orgnizacionnie-voprosi-ass-titova-d-yu-pred-sno-najdenkova-n.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-stranica-10.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-razlichnih-tipov-reshetok-uchebno-metodicheskij-kompleks-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-2008.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-kutuzov-i-napoleon-v-romane-vojna-i-mir.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvorchestvo-v-reklame.html
  • write.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashaetsya-dine-kniga-odinochestva.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-predmetu-matematika.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-4-otnoshenie-k-sebe-samoocenka-razvitie-i-lichnostnij-rost-cennost-moej-i-tvoej-lichnosti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/82-podemnie-mashini-i-lebedki-pravila-bezopasnosti-pri-stroitelstve-podzemnih-sooruzhenij-pb-03-428-02-utv.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postatejnij-kommentarij-k-ugolovnomu-kodeksu-rossijskoj-federacii-stranica-31.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-organizaciya-i-soderzhanie-drugih-vidov-rukovodstvo-poorganizaciirabot-i.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-okazaniya-informacionnoj-podderzhki-hozyajstvuyushim-subektam-respublikanskaya-celevaya-programma-razvitie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/politicheskie-aspekti-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-v-sfere-ispolzovaniya-chistoj-vodi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-zadach-transportnogo-tipa-metodom-potencialov-chast-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/informacionno-reklamnaya-deyatelnost-vvedenie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-1-opirayas-na-nauchnie-trudi-izvestnih-russkih-lingvistov-opisat-znachenie-fonetiki-lyubogo-yazika-iz-chego-sostoit-moment-eyo-izucheniya-2-sravnit-i-proanalizirovat-principi-orfografii-oboih-yazikov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/13-perechen-klyuchevih-dejstvij-po-vipolneniyu-meropriyatij-s-planovimi-srokami-ih-vipolneniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/veleonov-m-p-gorchakova-sibirskaya-otv-red-spbgieu-d-r-filosof-nauk-prof.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tvardovskij-a-t-obshaya-harakteristika-tvorchestva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-istoricheskij-obzor-missii-pravoslavnoj-cerkvi-sredi-zaklyuchennih-s-apostolskih-vremen-do-nashih-dnej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uvedomlenie-ob-otzive-zayavki-v-a-sazonov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.