.RU

Вторая лекция Берлин, 12 ноября 1906г - Ga 283 Сущность музыкального переживания тона в человеке


^ Вторая лекция Берлин, 12 ноября 1906г.

Вы видите, как весь мир, вся природа вокруг нас, делается понятным при духовно-научном способе наблюдения, и тогда нам становится все более и более ясным то, как внешние факты нашего окружения могут иметь более и менее глубокое значение для внутреннего существа человека. Сегодня мы собираемся коснуться темы: почему музыка действует на человеческую душу совершенно определенным особенным образом? – При этом мы сможем глубже заглянуть в основы души.

В качестве исходного пункта мы поставим вопрос о том, как можно объяснить случаи столь примечательного наследования определенных способностей, как это мы наблюдаем, например, в роду Бахов, где в промежутке около 250 лет появилось около тридцати членов этого рода с выдающимися музыкальными способностями. Или, вот, другой факт: в роде Бернулли сходным образом наследовались математические способности, и восемь членов этого рода стали более или менее великими математиками. Перед нами два явления, которые можно объяснить наследственностью; но тем не менее тут перед нами совершенно различные вещи.

Музыка издавна казалась тем умам, которые стремились несколько глубже проникнуть в сущность вещей, чем-то совсем особенным. Для них музыка постоянно занимала особенное положение внутри мира искусств. Попробуем стать на точку зрения Шопенгауэра. В своем сочинении «Мир как воля и представление» он говорит об искусствах, как о некоем роде познания, которое более непосредственно вводит человека в Божественное, чем это возможно для познания рассудком. Этот взгляд Шопенгауэра связан с его воззрением на мир, на все, что нас окружает, как на всего лишь человеческое представление, некое отражение чего-то. Это отражение появляется только потому, что вещи окружающего мира вызывают во внешних чувствах человека представления, и через это человек встречает во взаимоотношения с вещами внешнего мира. О том, что не может произвести никакого впечатления на внешние чувства человека, он не в состоянии знать ничего. В переводе на язык физиологии Шопенгауэр говорит о специфичности ощущений внешних чувств. Глаз может воспринимать только световые ощущения, ко всем же прочим впечатлениям он остается нечувствительным; он может воспринимать только то, что есть свет; и равным образом слух может воспринимать только ощущения звуков и т.д. Все, что человек наблюдает вокруг себя как свой мир, оказывается _ согласно воззрению Шопенгауэра _ своего рода Фата-Морганой, неким отражением окружения человека, вызываемым самой человеческой душой.

Однако, говорит Шопенгауэр, существует возможность проникнуть за эти представления. Есть одна вещь, для восприятия которой человек не нуждается ни в каком воздействии извне, и это есть сам человек. Все внешнее есть для человека всегда изменчивая, непосредственная Фата-Моргана. Только одно наблюдаем мы как неизменное и всегда остающееся тем же самим в нас, - это мы сами. Это есть наша воля; в ней мы воспринимаем самих себя и не требуется никакого окольного пути извне для того, что бы воспринять её воздействия на нас. Когда мы совершаем какое-либо действие во внешнем мире, оказываем на него свое воздействие, тогда мы ощущаем волю, - мы сами суть эта воля; потому мы знаем, что воля действительно есть. Мы знаем это из собственного внутреннего опыта и по аналогии можем заключить, что эта, действующая в нас, воля наличествует и действует также вне нас, - что вне нас должны быть силы, подобные той силе, которая действует внутри нас как воля. И эти силы Шопенгауэр называет мировой волей.

Поставим теперь вопрос: каково происхождение искусства? – Ответ на этот вопрос, данный еще в смысле Шопенгауера, гласит: искусство возникает посредством сочетания той Фата-Морганы, что вне нас, и той, что – в нас; оно возникает благодаря сочетанию их обоих. Когда художник, например, скульптор, хочет создать идеальный образ, скажем, Зевса, и озирается в поисках прообразов, то он не находит ни одного человека, который мог бы быть этим прообразом; но скульптор может охватить своим взором многих людей. Он берет немногое у одного человека, еще немногое у другого и т.д. Он запечатлевает все то могучее, возвышенное, выдающееся, что есть в них, и отсюда образует себе типичный образ Зевса подобный тому, что он несет в себе как идею Зевса. Это есть идея, возникающая в человека, и она может быть достигнута только таким путем, что то, что нам предлагает внешний мир, что к нам подступает извне, в частностях, в раздробленности, сочетается в человеке вместе.

Сопоставим эту мысль Шопенгауэра с той мыслью Гёте, которая находит свое выражение в словах: в мире природы большее значение имеют намерения. Оба, и Шопенгауэр и Гёте, полагают, что в природе существуют намерения, осуществления которых она полностью достигнуть не может, - не может полностью достичь их, по меньшей мере, в отдельных существах и вещах. Художник в своем творчестве стремится постичь эти намерения природы, схватить их и передать в образ. Отсюда становится понятным, когда Гёте говорит, что искусство есть откровение тайных намерений природы, и что художник в своем творчестве являет продолжение творчества природы. Художник воспринимает в себе мир природы, он дает ей воскреснуть в себе и затем выступить из него(в произведениях искусства). Дело обстоит так, как если бы мир природы остался незавершенным, и человеку было дарована возможность довести до конца творение природы. Она находит в нем свое завершение, свое увенчание,- она, так сказать, ликует в нем и в его произведениях.

Таким образом, в человеческой душе заключена способность додумывать до конца то, что было в намерении природы и затем выражать это вовне. Гёте видит в природе великую художницу, которая только не может полностью достичь осуществления её творческих намерений, и они поэтому встают перед нами как некие загадки. Художник, однако, разрешает эти загадки: он есть великий их разгадчик благодаря тому, что он додумывается до конца намерения природы и, исходя изнутри себя, выражает их в своих произведениях.

Это касается всех искусств,- так говорит Шопенгауэр,- но только не музыки. Она стоит на более высокой ступени, чем все другие искусства. Почему? – Шопенгауэр находит такой ответ, говоря: все другие искусства, скульптура, живопись – они должны сводить воедино различные представления прежде, чем они смогут разгадать тайные намерения природы; наоборот, музыка, мелодии, гармонии музыкальных тонов, - они суть непосредственное выражение самой природы. Музыкант непосредственно слушает биение пульса божественной Воли, пронизывающей мир; он воспринимает то, как эта Воля выражается в музыкальных тонах. Таким образом, музыкант стоит ближе к сердцу мира, чем все остальные художники; в нем живет способность передавать, выражать волю. Музыка есть выражение воли природы в то время, как все другие искусства суть выражения идей природы . Как раз потому, что музыка подступает ближе к сердцу природы, становясь непосредственным выражением валетов и падений её волн, - она и оказывает столь непосредственное воздействие на человеческую душу. Она втекает в эту душу как нечто Божественное в его различных образах. Так объясняется то, что музыка обнаруживает себя столь непосредственное, столь могущественной, столь стихийной в своих воздействиях на человеческую душу.

Теперь перейдем от этой точки зрения на возвышенное искусство музыки, какой придерживались такие значительные умы, как Шопенгауэр и Гёте, к той точке зрения, с какой освщает этот вопрос оккультизм. Тогда мы примечательным образом найдем, что исходя из того, что есть сам человек, нам становится понятным и постижимым, почему музыкальные тона, гармонии и мелодии, так действуют на него. Тут мы возвращаемся к известным нам трем состояниям сознания, которые возможны для человека, и к его связи с теми тремя мирами, к которым он принадлежит во время этих трех состояний сознания.

Итак, есть три состояния сознания, однако, только одно из них полностью знакомо обыкновенному человеку, во время же двух других он ничего не знает о себе, переживает их без того, чтобы у него осталось какое-либо воспоминание, то есть сознательное их вступление в первое, единственно ему знакомое состояние сознания. Это последнее есть то состояние сознания, которая мы обозначаем, как бодрствующее дневное сознание. Второе состояние сознания обыкновенному человеку частично знакомо; это – сон, исполненный сновидений, - тот сон, который в символической форме часто проводит перед человеком его повседневные переживания. Третье состояние сознания – это сон без сновидений, который для обыкновенного человека означает состояние пустоты.

Так, вот, Посвящение производит преобразование этих трех состояний сознания. Прежде всего изменяется жизнь сновидений. Она перестает быть хаотической, не является больше передачей повседневных переживаний в символической форме – часто сбивчивой, запутанной; но теперь человеку в сновидческом состоянии открывается некий новый мир, - мир потоков постоянно изменчивых красок; мерцающих и блистающих световых существ окружает его тогда. Это – астральный мир. Он вовсе не является каким-то новым, заново создаваемым миром; он является новым только для того человека, который доселе не мог подняться над более низким состоянием сознания, над повседневным сознанием, - на мог выйти за его пределы. Этот астральный мир есть всегда вокруг человека, постоянно окружает его. Он есть столь же действительный мир, как и окружающий нас мир внешних чувств, который является для нас действительностью. Как только человек получает Посвящение, он научается познанию этого чудесного мира. Он научается быть в нем с полным сознанием столь же ясным, как его дневное сознание – нет, даже более ясным. Он научается также познанию своего собственного астрального тела и научается жить в нем сознательно. То, что он переживает в этом новом мире, который тогда встает перед ним, есть некая жизнь и творчество по преимуществу в красочных и световых образованиях. Человек после Посвящения начинает переживать пробуждение своего сознания во время сновидческого состояния; дело обстоит так, как если бы он чувствовал себя возникшим в некоем волнующемся море потоков света и красок. И этот мерцающий свет, и эти изменчивые краски суть живые существа. Их переживание в ставшем сознательным сновидческим состоянии переносится затем во всю дневную жизнь человека с его бодрствующим сознанием; тогда он научается лицезреть эти существа также во время своей повседневной жизни.

Третъего состояния сознания человек достигает тогда, когда он оказывается в состоянии свой глубокий, лишенный сновидений, сон преобразовать в сознательное состояние. Также и теперь, тот мир, в который человек научается тогда вступить, открывается ему сначала только отчасти, но затем – все больше и больше. Если человек все дальше и дальше живет в этом мире и живет в нем все сознательнее, тогда он переживает в нем нечто очень значительное.

Видите ли, человек может придти к восприятию второго – астрального – мира только тогда, если он проходит через так называемый «великий покой». Он должен стать в себе совершенно покойным. Достижение великого внутреннего покоя, великого молчания есть предпосылка пробуждения в астральном мире. И этот глубочайший внутренний покой, внутреннее безмолвие становится все могущественнее, когда человек начинает приближаться к третьему состоянию сознания, - к тому состоянию, когда он сознательно переживает глубокий сон, лишенный сновидений. Тогда краски астрального мира становятся все прозрачнее, свет – все яснее, словно одухотвореннее. Человек тогда получает ощущение, как если бы он сам жил в той краске, в том свете, а они не были его внешним окружением. Он чувствует себя самого астральным существом внутри этого астрального мира, как бы плавая в нем и находясь сам в состоянии великого глубокого покоя, безмолвия. И вот тогда эта глубокая тишина начинает постепенно звучать, она начинает духовно звучать – начала слегка, а потом все громче и громче. Мир света и красок пронизывается звучащими музыкальными тонами. Это третье состояние сознания, в которое человек таким образом постепенно вступает, состоит в том, что красочный мир, в котором он жил как в астральном мире, начинает звучать. Это и есть Девахан, или так называемый ментальный план, который теперь выступает перед человеком. И человек вступает в тот чудесный мир через Врата великого покоя, великого молчания; из великой тишины звучат человеку музыкальные тона этого иного мира. Так он действительно встречается с деваханическим миром.

Некоторые теософические книги дают иные описания Девахана; но они основываются не на собственном опыте автора, не на их собственном переживании действительности этого мира. Например, Чарльз Ледбитер (1847-1934) дает соответствующее действительности описание астрального плана и его переживания человеком; однако, его описание плана Девахана не является верным. Это его описание есть всего лишь некая конструкция из понятий и образов, сделанная им по образу астрального плана; своих переживаний Девахана он не имел. Все описания Девахана, которые не показывают того, как из потустороннего мира начинает звучать музыкальные тона, не являются истинными и не проистекают из собственных восприятий. Деваханическому миру в особенности свойственно то, что это есть звучащий мир прежде всего. Само собой разумеется, не следует представлять себе, что деваханический мир лишен сияющих красок. Ибо астральное пронизивает собой также и деваханическое. Однако, собственно деваханическое заключается в музыкальных тонах. То, что переживалось человеком в состоянии великого безмолвия как свет, начинает теперь звучать.

На неком, еще более высоком, плане Девахана из музыкального тона возникает нечто подобное произносимому слову. Оттуда происходит всякая действительная инспирация, и в этой области бывали те авторы, которые были инспирированными. Они переживали там действительное звучание вступавших в них истин высших миров. Это вполне возможный феномен.

Так вот, мы должны себе представлять, что не только Посвященный живет в этих мирах. Разница только в том, что Посвященный переживает в сознании эти различные состояния и их изменения. В нем только вступает в сознание то, что обыкновенный человек опять и опять переживает бессознательно. Ибо также и обыкновенный человек фактически все снова и снова проходит через эти три мира, но только он нечего не знает об этом, ибо он не имеет сознания ни о самом себе, ни о своих переживаниях, когда он находится там. Тем не менее он приносит с собой нечто от воздействий, вызываемых в нем эти переживания. Когда он утром пробуждается от сна, тогда он приносит с собой из тех миров не только свежесть для своей телесности, но также и искусство. Ибо ничем иным, как бессознательным воспоминанием о переживаниях астрального мира, является то, когда, например, живописец в своих красочных тонах, красочных гармониях, которые он дает на своей картине, далеко выходит за пределы существующих красок физического мира. Где он видел эти блистающие краски, где он их пережил? Они суть плоды его астральных переживаний ночью. Лишь то волнующееся море света и красок поразительной красоты и сияющей, излучающей глубины, в котором он жил во время своего сна, дает живописцу возможность как-то передать те краски, в которых он сам жил ночью, - передать их хотя бы посредством тяжелых земных красок нашего физического мира, едва приближающихся к тому идеалу, который в нем живет, как пережитый им самим.

Итак, мы усматриваем в живописи некий отпечаток, некую тень образов астрального мира в мире физическом ; и мы видим сколь величественно, сколь удивительно это может изживаться в человеке.

В мире искусства можно наблюдать удивительные вещи, которые делаются для оккультиста понятным совсем по другому, чем для обыкновенных людей, ибо он прозревает их происхождение. Я приведу тут в качестве примера две картины Леонардо де Винчи, которые висят в парижском Лувре. Одна из них изображает Вакха, а другая – Иоанна Крестителя. Обе эти картины являют зрителю одно и то же лицо; следовательно, художником для обоих картин была использована одна и та же натура. Тем не менее эти картины совершенно различны между собой, но не по внешнему сюжетному признаку, а в силу своей мистерии света, осуществляемой в них; почти исключительно на действии, передачей света. В картине, изображающей Вакха – своеобразный, переходящий в красноватое мерцание, свет, как бы изливаемый телом. Создается впечатление, как если бы тело сначала впитало в себя свет, и это гласит об изобильной телесности, знаменательной для натуры Вакха. А затем, после того как его тело как бы впитало в себя свет, оно словно изливает его обратно окрашенным плотским изобилием Вакха. Наоборот, картина, изображающая Иоанна Крестителя, отличается чистым желтоватым красочным тоном. Создается впечатление, как если бы краска только касалась тела, как если бы оно не впитывало в себя свет, позволяя ему только обрисовать формы тела, но не желая ничего принять в себя извне. Это есть совершенно бессмертная телесность, совершенно чистая, совершенно целомудренная, которая является зрителю на этой картине.

Все это понимает окультист. Но только не нужно думать, что художнику всегда более или менее понятно то, что так таинственно вложено в его произведения. Следы его астральных визионерских переживаний не нуждается в проникновении вплоть до физического сознания художника для того, чтобы жить в его произведениях. Леонардо да Винчи, верно, не знал тех оккультных законов, по которым он создавал свои картины (до этого он не доходил своим сознанием), но он следовал этим законам, исходя из своего инстинктивного ощущения.

Итак, мы видим в живописи тень, след, отпечаток астрального мира в нашем физическом мире. Наоборот, музыкант наколдовывает душу более высокий мир, он наколдовывает деваханический мир – вносит его в мир физический. Если мы где-либо оказываемся в состоянии воспринять своего рода тень, иметь предвкушение деваханического мира, то это имеет место в мелодиях и гармониях музыки, в их воздействии на человеческую душу.

Тут нам еще раз надо вернутся к существу человека. Мы находим в нем прежде всего физическое тело, затем – эфирное тело, потом – астральное, наконец - Я, которое человек впервые стал сознавать к концу атлантического периода.

Когда человек спит, тогда его астральное тело с душой ощущающей отделяется от низшего существа человека. В постели лежит физический человек, связаный со своим эфирным телом. Все другие части его существа отделяются и живут в астральном и деваханическом мире, душа воспринимает в себя мир музыкальных тонов. При своем пробуждении от ночного сна человек каждое утро фактически оказывается пронзенным музыкальным, можно сказать, морем музыкальных тонов. И если человек имеет свою физическую натуру так расчлененную, что он может следовать этим впечатлениям, полученным в состоянии сна (причем вовсе не требуется, чтобы сам он знал об этом), тогда, значит, у него – музыкальная натура. Музыкальное чувство удовлетворенности покоится ни на чем ином, как на верной согласованности тех гармоний, которые человек принес из потустороннего мира, с музыкальными тонами и мелодиями здешнего мира. Если музыкальные тона этого внешнего мира соответствуют музыкальным тонам того внутреннего мира, тогда мы получим музыкальное чувство удовлетворенности. Для искусства музыка особенно большое значение имеет взаимодействие души ощущающей и тела ощущений.

Надо вспомнить, что все сознание возникает из своего рода преодоления внешнего мира. То, что вступает в сознание человека как наслаждение, как радость, означает победу духовного над просто телесно-живым, означает победу души ощущений над телом ощущений. Для человека, пробуждающегося от сна с внутренними музыкальными вибрациями, есть возможность дать сильнее зазвучать этим тонам и таким образом смочь ощутить победу души ощущающей над телом ощущений, так что душа оказывается в состоянии почувствовать себя сильнее тела. Всегда при воздействии, оказываемом минором, можно воспринять, как вибрациях тела ощущений оказываются сильнее, тогда как при мажорном тональности сильнее вибрирует душа ощущающая и берет верх над телом ощущений. Как только вступает малая терция чувствуется печаль души, свидетельствуя о том, что тело ощущений берет верх над ней; когда же звучит большая терция, то она возвещает о победе души.

Мы можем теперь также понять то, на чем основывается глубокое значение музыки, - почему все те умы, которые знали о внутренней связи вещей, издавна отводили музыке самое высокое место среди искусств; можем понять почему и неученые люди признавали особенное положение музыки, и почему она может затронуть и заставить звучать глубочайшие струны в нашей душе.

Когда человек в океане сна и бодрствования совершает переход от физического мира к астральному миру и отсюда – к деваханическому миру, то мы усматриваем в этом отображение его перевоплощений. Когда человек, умирая оставляет свое физическое тело, то он через астральный мир восходит в Девахан. Там он находит свою собственную родину; там – его место упокоения. Потом за этим торжественным временем покоя следует обратное нисхождение человека в физический мир и, таким образом, он все снова и снова проделывает переход из одного мира в другой.

Но как свое самое собственное, ибо оно самое родное ему, человек слушает то, что принадлежит деваханическому миру. Вибрации, которые пронизывает этот мир, человек чувствует в самых глубинах своего существа, тогда как астральное и физическое он ощущает в известной мере только как оболочки. В деваханическом мире находится его прародина, и отзвуки, доходящие из этой духовной родины человека, звучат ему в гармонии и мелодиях физического мира. Они вносят в этот низший мир предощущение некоего светлого чудесного бытия; они проникают в самые глубины существа человека и вызывают в нем трепет чистейшей радости, возвышенной духовности, которые не могут быть достигнуты человеком в земном мире. Живопись обращается к астральной телесности человека, мир же музыкальных тонов гласит наивнутреннему существу человека. И поскольку человек не является еще ни в какой мере Посвященным, постольку деваханический мир – мир его духовной родины – бывает дан в музыкальном. Отсюда высокая оценка музыки всеми теми, кто предощущает это. Также и Шопенгауэр предощущает это благодаря своего рода инстинктивной интуиции, которую он выразил в своих философских формулировках.

Итак, весь мир, а прежде всего искусства становится понятным благодаря оккультизму. «В верху – все как внизу, и внизу – все как вверху». Кто понимает это изречение в высшем смысле, тот научается в вещах мира познавать ценное, а потом еще более ценное, и так постепенно научается ощущать в том, что им признано как ценное, отображение все более и более высоких миров. Тогда он ощущает также и в музыкальном отражение некоего более высокого мира.

Произведение архитектуры создается из камня, который может противостоять столетиям; оно воплощено в материи, и таким же образом, дело обстоит также с произведениями скульптуры и живописи. Они существуют во внешнем мире, они приняли внешнюю форму.

А произведения музыки должны всегда создавать заново и заново. Они приходят и уходят в волнах их гармоний и мелодий, являя образ души, которая в своих воплошениях все снова и снова должна переживать себя в непрестанном потоке уходящего времени. Глубокое воздействие, оказываемое музыкой, покоится на этом сродстве. Человеческая душа нисходит вниз из своей духовной родины, из Девахана; затем она вздымается обратно туда ввысь,- и то же происходит, - как с её тенями, - с музыкальными тонами, с гармониями. Отсюда – интимное воздействие музыки на душу. Из музыки гласят душе доходящие до нее отзвуки из её духовной родины в самом глубоком смысле этого слова. Из её прародины, из духовного мира, из этого родного мира души звучат нам свыше музыкальные тона, принося нам утешение и возвышая нас своими волнами мелодий и гармоний.


пропуск в тексте


человек, она ничего не значит, если он не обладает музыкальным ухом; оно должно иметь особенное устройство для осуществления этой одаренности. И, вот, эта чисто телесная основа для осуществления музыкального таланта, как раз есть то, что передается по наследству от поколения к поколению. Если мы встречаем музыкальных сына и отца, и деда – это значит, что все они имели музыкальные уши. Подобно тому, как передаются по наследству от поколения к поколению физической формы человеческого тела (например, форма носа), то же происходит и со структурой уха.

Представьте себе целый ряд идивидуальностей, которые находятся в духовном мире и принесли туда с собой из предшествующего воплощения наклонность, способность к музыке, которая стремится изжить себя на физическом плане. Но что значит эта способность, если такие индивидуальности не смогут воплотиться в подходящих телах, имеющих музыкальное ухо? Им тогда пришлось бы воплотившись пройти через земную жизнь музыкально немыми, не развив, не осуществив свою музыкальную способность. Отсюда само собой разумеется, что эти индивидуальности будут чувствовать себя привлеченными к такой фамилии, члены которой наследуют музыкальное ухо. Эта фамилия внизу, на физическом плане обладает некой силой притяжения в отношении тех индивидуальностей вверху, в Девахане. Одной из них, может быть, надлежало бы пробыть в Девахане еще два столетия или даже дольше; может быть, её деваханическое время еще не истекло. Но потому, что на физическом плане находится подходящее физическое тело, эта индивидуальность воплошается уже теперь, хотя она могла бы еще пробыть в Девахане столетия два; и тогда может быть уже при следующем прохождении через Девахан, ей будет позволено возместить утраченное и пробыть в этом духовном мире соответственно дольше. Такие закономерности лежат в основе воплощения. Оно зависит не только от того, что сама индивидуальность стремится к воплощению, но также и от некой силы притяжения, которая действует на нее снизу из земного мира. Когда немецкой земле понадобился Бисмарк, подходящая индивидуальность должна была воплотиться, ибо её притягивали отношения, сложившиеся на физическом плане.

Итак, время, проводимое человеком в духовном мире, может быть сокращено или же продлено в зависимости от тех отношений, которые существуют внизу на земле и которые способствуют воплощению или же наоборот.

Теперь нам надо уяснить себе, как устроен человек, и тогда мы сможем глубоко заглянуть в его натуру. Человек имеет физическое тело, эфирное тело и астральное тело. Физическое тело является у него общим со всеми теми существами, которых называют безжизненными, а эфирное тело – общим со всеми растениями. Затем следует астральное тело, уже более сложное в своем существе, а потом Я.

Если мы точнее рассмотрим астральное тело, тогда мы встретимся с так называемыми телом ощущений. Оно является у человека общим со всеми животным миром, так что все животные подобно человеку, имеют внизу на физическом плане физическое тело, эфирное тело и тело ощущений.

В здешнем мире, внизу, человек имеет индивидуальную душу; животные же, наоборот, имеют групповую душу. Множество животных одного вида совместно имеют одну групповую душу, и если мы хотим наблюдать эту душу животных, то нам надлежит подняться в астральный план. А у человека душа находится внизу на физическом плане. У человека тело ощущений есть только часть его астрального тела. Четвертый член существа человека Я, есть то, что работает в его существе в направлении изнутри наружу.

Перенесемся теперь в далекое прошлое, в лемурийский период. Тогда произошло нечто весьма значительное. Наши предки, которые в то давнее время вели свое существование на земле, были совсем другими, чем нынешние люди. Тогда в физическом земном мире вели свое существование своего рода высшие животные, - животные, от которых ныне ничего не осталось на земле, ибо давным-давно они вымерли. У них было совсем особенное строение. Те, кого мы ныне называем высшими животными, являются их потомками, но – выродившимися потомками. И, вот, эти лемурийские существа были предками нынешних физических людей. Они имели только физическое тело, эфирное тело и тело ощущений. В то время с их существом постепенно вступало в связь Я; оно нисходило из высших миров. Животная же натура росла навстречу человеческой душе, которая спускалась к ней свыше. Итак, в направлении снизу вверх развивалось животное, а сверху вниз – спускалась душа.

Это можно сравнить со смерчем из пыли и песчинок, крутящимся на земле, а из облаков, сверху спускается навстречу ему водно-воздушный вихрь, - подобным образом соединяются животное тело и человеческая душа. Тело ощущений этого живущего внизу на земле животного постепенно развивалось настолько, что сей предок человека смог принять в себя Я.

Это Я также состояло из нескольких членов, а именно, из души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. Это невоспринимаемое для внешних чувств тело, тело Я, спустилось вниз. Навстречу ему развивались тело физическое, тело эфирное и тело ощущений.

Когда давным-давно на земле жили существа, обладавшие физическим телом, эфирным телом и телом ощущений, то они могли бы чувствовать эти, парящие над ними Я. Но они тогда должны были бы сказать, что соеденение с Я невозможно, так как эти парящие вверху души, являбтся еще настолько тонкими духовно, что они не могут соединиться с земными грубыми телами. Однако, затем эти души вверху уплотнились, огрубели, а тела ощущений внизу сделались тоньше. Благодаря этому теперь между ними возникло своего рода сродство, и душа смогла погрузиться в земное тело. Фактически произошло то, что случается, когда саблю вкладывают в ножны: так душа ощущающая вошла в тело ощущений. В этом смысле следует понимать слова Библии: «Бог вдунул в человека дыхание, и он стал живою душою».

Но если хотят вполне понять эти слова Библии, тогда нужно сначала уяснить себе, - какие различные рода субстанции есть на Земле. Мы имеем здесь сперва твердое состояние вещества; его оккультное наименование – «земля». Затем идет второе состояние – жидкости; его оккультное наименование «вода». «Водой» называется все текучее например, также и кровь. В третьих, есть газообразное состояние; его оккультное наименование «воздух».

Потом оккультист восходит к более высоким, к более тонким телесностям. Если мы хотим это уяснить себе, то можно прибегнуть к такому опыту. Возьмем кусок какого-либо металла, например, свинца. Оккультно он есть «земля». При сильном нагревании он расплавится, потечет и станет в оккультном смысле «водой». При дальнейшем нагревании он станет испаряться и превратится в оккультном смысле в «воздух». Итак, «воздух» есть то, во что может превратиться каждое твердое тело. При дальнейшем расширении «воздуха» он делается все тоньше и тоньше и, наконец, вступает в новое состояние, оккультное наименование которого – «огонь». Это есть первое эфирное состояние. «Огонь» или «тепловой эфир» относится к «воздуху», так как «вода» относится а «земле». То состояние, которое еще тоньше состояния «огня» оккультист называет «световым эфиром». Поднявшийся еще выше, мы приходим к тому, что в оккультизме называют «химическим эфиром».

Та сила, которая может соединить, например, кислород и водород в воду, есть «химический эфир». Еще тоньше чем «химический эфир» - «жизненный эфир». Итак, согласно оккультизму мы имеем эти семь различных состояний, в которых находится субстанции. Если в какой либо субстанции есть жизнь, то она восходит к жизненному эфиру. То, что есть в физическом теле, состоит из «земли», «воды» и «воздуха» (выражаясь на языке оккультизма). А то, что есть в эфирном теле состоит из жизненного эфира. Мы имеем физическое тело и эфирное тело одновременно и соединенными и разъединенными. Эфирное тело проникает собой физическое тело; подобным же образом астральное тело проникает собой эфирное тело. Астральное может спускаться вниз вплоть до огня, но оно не может пронизать собой воздух, воду, землю. Наоборот, фиэическое тело может вознестись вплоть до огня. Это можно наблюдать при образовании пара*, или в оккультных терминах - «воздух». В паре находится в рассеянном состоянии «огонь». Итак физическое восходит вверх вплоть до того же состояния огня; посередине находится эфирное тело.

И, вот, в лемурийское время, задолго до того, как эти семь частей человеческого существа соединились между собой, на земле были существа, которые не могли еще подняться в своем физическом теле до состояния «огня». Они не могли еще развить в себе теплую кровь. И лишь тогда, когда физическое тело оказывается в состоянии развить в себе теплую кровь, может оно присоединить к себе душу. Когда эти существа продвинулись в своем развитии настолько, что могли включить в себя с таким физическим теплом. Все те животные, которые остались потомками – последышами – тех давнишних существ, являются холоднокровными животными, как амфибии.

Это был момент величайшей важности, когда во время лемурийского периода существо, состоящее из физического тела, эфирного тела и тела ощущений, обрело теплую кровь и благодаря этому могло быть оплодотворено человеческой душой.

Затем, в ходе дальнейшего развития лемурийского перида душа и тело соприкоснулись между собой только в элементе тепла. С началом атлантического периода наступило нечто новое. Душевный элемент проник глубже в физическое тело, спустившись вплоть до «воздуха». В лемурийский период он смог дойти только до «огня», а в атлантический период Уже и до «воздуха». Это продвижение было очень важным для человеческого развития, так как отсюда берет свое начало способность человека жить, действовать в стихии воздуха. Поскольку в лемурийский период сначала существовали только холоднокровные животные, постольку тогда были только немые безголосные существа. И они должны были сперва овладеть стихией воздуха, прежде чем могли начать издавать из себя звуки. Только тогда могли появиться самые первые, самые примитивные зачатки пения и речи.

Следующая ступень развития принесет с собой то, что душа спустится и в жидкое состояние вещества. Тогда она сможет, например, сознательно управлять кровообращением в своем физическом теле. Эта ступень развития еще предстоит нам в будущем.

Тут можно возразить, что холоднокровные насекомые, ведь, тоже издают звуки; однако в отношении них не может быть речи о том, что издаваемые насекомыми _ внешней физической природы. Стрекотание сверчков, жужжание жуков суть внешние тона, - в них не звучит душа. В отношении же звуков человеческой речи дело идет о выражении в них самой души.

* прим. переводчика: «Паром» в физике называется газообразное, физически невидимое состояние вещества.

Как раз в атлантический период человек впервые оказался в состоянии выражать вовне, изливать свою душу в звуках. Теперь он мог отвечать изнутри себя на то, что вступало в него извне. Звуки человек воспринимает извне посредством уха и затем сам издает звуки, отправляет их в окружающий мир. Таким образом, ухо, как таковое, есть более древний по своему происхождению орган, чем гортань. Ухо и гортань находится в своем ином взаимоотношении друг к другу, чем все остальные органы. Ухо само испытывает вибрации подобно своего рода клавишному инструменту. В нем есть определенное число волокон, каждое из которых настроено на один определенный тон. То, что входит в ухо извне, оно(ухо) не изменяет или же изменяет совсем немного. Все другие органы чувств, например, глаз, видоизменяет впечатления от окружающего мира. И все другие органы чувств человека смогут только в будущем развиться до той ступени, на которой уже органический орган, стоящий ныне на самой высокой ступени развития.

Ухо находится в тесной связи с еще одним органом внешних чувств, который является еще более древним по своему происхождению, чем оно. Это, есть внешнее чувство ориентации в пространстве, то есть, способность ощущать три направления пространства. Человек больше не имеет сознания того, что это внешнее чувство заключено в нем. Это внешнее чувство находится во внутренней связи с ухом. Там, во внутреннем ухе есть три замечательных дуги, три полукруглых канала, расположенных под прямым углом друг к другу. Если они повреждены, человек утрачивает способность ориентации в пространстве. Этот орган есть последыш чувства пространства, которое является более древним, чем чувство слуха. Прежде человек воспринимал пространство так, как мы ныне воспринимаем звуки. А ныне это чувство пространства стало у человека совсем внутренним и больше не сознаваемым им. Чувство пространства дает восприятия пространства, а ухо воспринимает звуки, иначе говоря, то, что переходит из пространства во время. Отсюда можно понять, что существует некоторое сродство между способностями к музыке и к математике. Математическая способность связана с этими тремя полукружиями. Музыкально одаренная фамилия являет как свой отличительный признак, музыкальное ухо, а математически одаренная фамилия - особенное развитие трех полукружий в ухе, с чем связан талант разбираться в пространстве. Они и были, особенно развиты у фамилии Бернулли и наследовались от одного поколения к другому подобно тому, как музыкальное ухо - в фамилии Бах. И те индивидуальности, которым надлежало воплотиться, должны были для развития свойственных им способностей искать те или иные фамилии с подходящей наследственностью.

Таковы истинные взаимоотношения, существующие между физической наследственностью и душой.


zakonodatelnaya-baza-bibliotechnogo-dela-o-razvitii-bibliotechnogo-dela.html
zakonodatelnaya-baza-po-vzimaniyu-poshlin.html
zakonodatelnaya-baza-rossijskoj-reklami-stranica-15.html
zakonodatelnaya-baza-rossijskoj-reklami-stranica-21.html
zakonodatelnaya-baza-rossijskoj-reklami-stranica-7.html
zakonodatelnaya-baza-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-10.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravovaya-politika-i-razvitie-rossijskogo-zakonodatelstva-v-usloviyah-modernizacii.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdravoohranenie-b-b-prohorov-ekologiya-cheloveka-ponyatijno-terminologicheskij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-zakon-razvitiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-moskva-2006-avtori-medvedev-viktor-petrovich-ponuzhdaev-eduard-aleksandrovich.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogovij-dokument-iv-napravleniya-xvi-mezhdunarodnih-rozhdestvenskih-obrazovatelnih-chtenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/esli-subekt-nachinaet-verit-v-svoe-sobstvennoe-ya-eto-samoe-nastoyashee-bezumie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-rabota-s-odarennimi-detmi-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
  • exam.bystrickaya.ru/vs-visockij-1-chas-rabochaya-programma-po-literature-5-9-klassi.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-ekspluataciya-obektov-neftebaz-pravila-te-hnicheskoj-ekspluatacii-i-ohrani-truda-na-neftebazah-pravila-tehnicheskoj.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommunalka-naimenovanie-god-cvet-hronometrazh.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhgosudarstvennij-standart-gost-30774-2001-resursosberezhenie-obrashenie-s-othodami-pasport-opasnosti-othodov-osnovnie-trebovaniya-utv-postanovleniem-gosstandarta-rf-ot-28-dekabrya-2001-g-n-607-st.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-1-teoriya-ekonomicheskih-reform-latinskij-glagol-reformo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/russkoe-more-obyavit-ribnij-den-gosduma-rf-monitoring-smi-6-iyunya-2008-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/denezhno-kreditnaya-sistema.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voennaya-zhizn-devid-dajches.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikladnoe-yazikoznanie-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-edinogo-vsekubanskogo-klassnogo-chasa-svyataya-mat-dobrom-spaset.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-razmeshenie-vremennih-obektov-na-territorii-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vospitatelnaya-programma-rodnik-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gatchinskaya-nachalnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/obzor-sudebnoj-praktiki-po-grazhdanskim-delam-za-pervij-kvartal-2011-goda-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-19.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/imushestvennie-prava-v-rossijskom-prave.html
  • learn.bystrickaya.ru/factors-determining-managers-self-presentation-strategy-in-business-meetings-and-negotiations.html
  • write.bystrickaya.ru/generalnij-plan-zadonskogo-selskogo-poseleniya-azovskogo-rajona-rostovskoj-oblasti.html
  • klass.bystrickaya.ru/67-razvitie-inzhenernoj-infrastrukturi-shema-territorialnogo-planirovaniya-razrabotana-v-kachestve-gradostroitelnogo.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-uchet-remontnih-rabot-i-tehnicheskih-avarij-normirovanie-i-standartizaciya-territorialnie-stroitelnie-normi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kadri-nashe-glavnoe-preimushestvo.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-4-gosudarstvennoe-regulirovanie-prirodopolzovaniya-i-ohrani-okruzhayushej-sredi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vedomstvennie-normativnie-dokumenti-vipusk-11-sentyabr-2007g-stranica-22.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-yubilejnoj-60-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-21-25-aprelya-petrozavodsk.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-271500-pishevaya-biotehnologiya.html
  • books.bystrickaya.ru/demokrati-vzbriknuli-pod-kasyanovim-pervij-kanal-novosti-22-12-2005-kokorekina-olga-12-00-13.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-biologiya-dlya-specialnostej-220205-avtomaticheskie-sistemi-upravleniya-080802-prikladnaya-informatika-po-otraslyam-100111-tehnika-i-iskusstvo-fotografii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-n-bogachenko-ocenka-transportnih-sredstv.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-f-kolbanov-rukovoditel-departamenta-stranica-13.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.