.RU

Встатье раскрывается система творческого саморазвития педагога-дизайнера, согласно которой оптимальное функционирование возможно только при соблюдении совокупно


СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Бобряшова О.В.

Оренбургский государственный университет, Оренбург


В статье раскрывается система творческого саморазвития педагога-дизайнера, согласно которой оптимальное функционирование возможно только при соблюдении совокупности различных принципов и условий.

Ключевые слова: компетентность, готовность, инновации, мотивация.

«…Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение» ^ Маршал Маклюэн

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам высшей школы, исходя из которых, педагог должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности.

Педагог-дизайнер должен быть не только увлечен своим предметом, но и увлекаться в другие виды деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Его повседневная работа – это исследовательская лаборатория. Он сам творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности труда педагога-дизайнера, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда студент будет стремиться.

Как показывает опыт, наибольшие шансы занять место в современных секторах производства педагога-дизайнера имеют претенденты, отличающиеся не только высоким уровнем полученного образования, но и обладающие определенными качествами, повышающими - в сочетании с профессиональной подготовкой – уровень их конкурентоспособности. Эти качества включают в себя автономность, инициативность, ангажированность, способность применять свои умения и знания в процессе непрерывного производственного обучения, что в совокупности определяется термином «компетентность».

Согласно современным представлениям, именно дизайнер, который постоянно подвержен межличностной конкуренции в условиях неопределенных перспектив профессионального продвижения, приближается к идеалу специалиста будущего с его профессиональной изобретательностью, подвижностью, автономностью, постоянной мотивированностью, участием порой в рискованных экономических начинаниях. Жесткие условия конкурентной профессии вынуждают дизайнеров иметь такие качества как оригинальность, автономность, инициативность, ангажированность, самоконтроль, индивидуальная креативность, и состояние постоянного обучения.

Чтобы проанализировать путь от новичка до мастера-педагога, необходимо ответить на множество вопросов, которые возникают в процессе педагогической деятельности дизайнера. Какую роль в развитии педагога-дизайнера играет творческое саморазвитие? Является ли профессиональное самосознание показателем профессионально-личностного развития педагога-дизайнера? Как происходит формирование мотивации педагога-дизайнера на творческое саморазвитие? Каково место и значение инновационной деятельности в процессе творческого саморазвития педагога-дизайнера?

На все эти вопросы необходимо ответить, чтобы правильно выстроить стратегию творческого саморазвития себя как современного преподавателя университета в сфере творческих специальностей.

Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки описал с психологической точки зрения Беспалько В.П. Он раскрыл этот процесс через профессиональное самосознание, которое является неотъемлемой частью педагогического мастерства и мерилом профессионального развития учителя [1]. Автор выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания:

- «актуальное Я» - каким сейчас себя видит учитель;

- «ретроспективное Я» - каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы;

- «идеальное Я» - каким хотел бы стать учитель;

- «рефлексивное Я» - как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители.

«Актуальное Я» является центральным элементом профессионального самосознания педагога и основывается на трех других. По отношению к «ретроспективному Я» важна система критериев оценки собственного профессионализма. «Идеальное Я» дает перспективу личности и обусловливает саморазвитие в профессиональной среде. «Рефлексивное Я» является шкалой среды в профессиональной деятельности педагога и обеспечивает объективность самооценки.

Особую роль в процессе творческого саморазвития педагога в сфере творческих специальностей играет его инновационная деятельность. Инновация (от лат. Innovatio) – нововведение, обновление. В современной литературе инновация рассматривается как «целенаправленное изменение, вносящее в среду новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определенного результата [2].

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям.

С.Н. Чистякова, Л.В. Ботякова определяют готовность к труду как систему качеств личности, выступающую одним из следствий, проявлений его всестороннего, гармоничного развития, подготовленности к выполнению важнейших социальных функций. Профессиональную готовность авторы рассматривают в качестве субъективного состояния личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определённой деятельности [3].

Анализируя готовность будущих учителей к самообразованию, В.В. Сериков считает, что она должна отражать соответствующие способности личности. В качестве основных компонентов состояния готовности автор выделяет комплекс личностных качеств человека (эмоционально волевой аппарат), включающий личностные ценности обучаемых, определяющие их мировоззренческие взгляды на свое место в жизни общества [4].

Личностные ценности современного преподавателя выступают как ценностные ориентации, а это достаточно сложные образования. Они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности. По мнению А.В. Кирьяковой ценностно-ориентационная деятельность невозможна без знаний и умений, самостоятельного, творческого их использования на основе сложившегося опыта, отношения к знаниям, к людям, к себе. Отсюда и степень образованности (нравственности) поведения человека. Этим же критериями «измеряется» профессиональная компетентность человека [5].

В связи с этим одной из актуальных проблем управления инновационными процессами в образовательном учреждении является проблема отношения педагогов к инновациям.

Если для традиционного преподавателя главными были специальные и методические знания, то для современного преподавателя, в сфере творческих специальностей приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Так, например, для творческого саморазвития педагогов факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) высших и средних специальных учебных заведений создан в ОГУ с целью реализации системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов в области образования. В мае 2000 года ФПКП был выделен в самостоятельное структурное подразделение ОГУ. Слушателями ФПКП являются преподаватели ОГУ и его филиалов, а также преподаватели других вузов и колледжей Оренбургской области и других регионов России.

Основными направлениями работы ФПКП являются:

Из этого можно сделать вывод, что профессиональная позиция педагога – это динамическая характеристика личности, характеризующая устойчивую систему интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к себе, профессиональной деятельности, саморазвитию и проявляющаяся в инновационном характере профессиональной деятельности. Только педагог со сформированной профессиональной позицией способен активно влиять на процесс становления нового, быть инициатором нововведений.

Как видим, что деятельность преподавателя как форма организации поведения педагога представляет собой комплекс профессиональных умений – в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства педагога шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности.

Одна из таких форм обучения и является факультет повышения квалификации преподавателей, который способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий практической деятельности.

Педагог, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности, - один из важнейших показателей личностного развития педагога[6].

Итак, учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые обществом к педагогу на современном этапе, определяет индивидуальную траекторию своего развития. Необходимым условием является участие преподавателя в экспериментально-исследовательской деятельности, творческое использование опыта инновационной деятельности коллег, престиж мастера-педагога в глазах учащихся, сотрудничество с учащимися и коллегами, применение эффективных технологий обучения, воспитания учащихся, творческая атмосфера в коллективе. Необходимым условием является определение конкретных результатов творческого саморазвития, фиксация которых проводится в индивидуальном плане развития педагога-дизайнера.


Список литературы

  1. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов : учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М. : Высш. шк., 1989. - 144 с.

  2. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии, анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - М. : пед. центр Эксперимент, 1998. - 180 с. : табл. - ISBN 5-87474-011-2.

  3. Строкина, В.Л. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки как фактор формирования готовности будущего учителя к трудовому воспитанию младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: спец.: 13.00.08 - теория и методика проф. образования / В.Л. Строкина. - Челябинск : ЧелГУ, 1998. - 19 с.

  4. Сериков В.В. Педагогические сочинения/ В.В. Сериков. – М., 1962 – 1965. – Т. 1 - 4.

  5. Кирьякова. А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. – М.: дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 318 с. ISBN 978-5-89149-016-1.

  6. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для вузов по специальностям "Педагогика", "Педагогика и психология" / В. В. Сериков. - М. : Академия, 2008. - 256 c. - (Профессионализм педагога). - Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-7695-4443-9.

  7. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

  8. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами : учеб. пособие для вузов / С. В. Воробьева. - М. : Академия, 2008. - 208 с. - (Высшее профессиональное образование). - Практикум: с. 141-196. - Прил.: с. 197-202. - Библиогр.: с. 203-206. - ISBN 978-5-7695-3998-5.

  9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с. - (Психология: Классические труды).

  10. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. А. Иванов. - М. : Академия, 2008. - 331 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 324-327. - ISBN 978-5-7695-4325-8.

zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080105-finansi-i.html
zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-uchashihsya-19-h-klassov-avtor-sostavitel.html
zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-i-metodika-obucheniya-russkomu.html
zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-istoriya-antichnoj-literaturi-rostov-na-donu.html
zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti.html
zadaniya-dlya-studentov-dnevnogo-i-zaochnogo-otdeleniya-prepodavatelej-kafedri-finansi-i-bankovskoe-delo-ugaes.html
  • college.bystrickaya.ru/1-globalizaciya-kak-sredstvo-ot-globalizacii-vnutrennij-prediktor-sssr-ford-i-stalin-o-tom-kak-zhit-po-chelovecheski.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-osnovi-standartizacii-i-tehnicheskie-izmereniya-dlya-specialnosti-050503-tehnologiya-kansk.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sladko-pojmi-ti-opasen-dlya-menya-i-uzhe-ne-nuzhen-kak-tolko-dok-vvel-tebe-svoyu-chudo-.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-1-vichislitelnie-mashini-kompleksi-sistemi-i-seti.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mou-sosh-49-g-belgoroda-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1916-zhili-merk-kterls-zhne-oni-zhetekshs-az-batir-hainda.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respubliki-belarus-pravila-promishlennoj-bezopasnosti-v-oblasti-gazosnabzheniya-respubliki-belarus.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-vstuplenie-v-orden-tramplinyorov.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-i-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-031401-kulturologiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utro-i-vecher-luchshee-vremya-dlya-tihogo-bezvrednogo-volshebstva-chto-stranica-21.html
  • control.bystrickaya.ru/ekpn-sintagma-somdaushi-brlk.html
  • notebook.bystrickaya.ru/httpbooksefacultykievuafinpd1-buryakovskij-v-v-finansi-predpriyatij-elektronnij-uchebnik-2008.html
  • control.bystrickaya.ru/dokla-d-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-upravleniya-ohrani-okruzhayushej-sredi-i-prirodnogo-kompleksa-administracii-goroda-tomska-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-bratev-vo-glave-s-levim-kadetom-nikolaem-nekrasovim-dobilas-togo.html
  • college.bystrickaya.ru/-gormonalnie-preparati-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-060101.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-24-775-ot-2-iyulya-2012-g-stranica-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/risin-vt-ken-innovativnij-put-obshestvennogo-razvitiya-i-rossijskoe-gosudarstvo.html
  • education.bystrickaya.ru/215-modernizaciya-programmnogo-obespecheniya-sistemi-rukovodstvo-po-programmirovaniyu-soderzhanie-istoriya-izmenenij.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-sistemi-metrologicheskogo-obespecheniya-geofizicheskih-issledovanij-v-neftegazovih-skvazhinah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-nauki-i-obrazovaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-glava-2-princip-sili-el-rajs-dzhek-traut-marketingovie-vojni.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slovar-prakticheskogo-psihologa-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/ne-otstupajte-ved-nashe-budushee-smorit-na-vas-snizu-vverh.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-1-opredelenie-predmeta-zadachi-i-soderzhanie-istoriya-razvitiya-veterinarnoj-terapii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obshestvennie-i-literaturnie.html
  • studies.bystrickaya.ru/iii-osnovnaya-informaciya-o-finansovo-ekonomicheskom-sostoyanii-emitenta.html
  • write.bystrickaya.ru/funkcionalnaya-transformaciya-instituta-semi-v-sovremennom-rossijskom-obshestve-22-00-04-socialnaya-struktura-socialnie-instituti-i-processi.html
  • studies.bystrickaya.ru/15-ispitanie-edoj-v-ya-propp-istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki.html
  • university.bystrickaya.ru/filosofiya-mirovozzrenie-kultura-priroda-filosofskih-problem.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-god-tigra-tigr-zayavlyaet-o-sebe-nomer-303-smert-pered-televizorom-yubilej-otkritiya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-studentov-1-kursa-vseh-form-obucheniya-specialnostej-030504.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-apellyacionnogo-proizvodstva-v-sovremennom-rossijskom-ugolovnom-sudoproizvodstve.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-1-45-01-01-mnogokanalnie.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriminalisticheskoe-prognozirovanie-p-v-anisimov-redakcionnij-sovet.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.