.RU

Vst и Музыкальная фабрика на


VST

и


Музыкальная фабрика на PC :::


Роман Петелин, Юрий Петелин




Взгляд изнутри.


В данной статье я попытаюсь раскрыть для рядового пользователя идею создания VST синтезаторов, которой, как мне кажется, не хватает музыкантам, в особенности тем, кто постоянно ищет всё новые и новые синтезаторы и тем кто любит поспорить какой синтезатор лучше и чем. Моё мнение естественно не является истиной в последней инстанции и я тоже могу заблуждаться. В связи с тем что многие вопросы имеют под собой психическую основу придётся рассматривать и процесс выбора “любимого” синтезатора и с точки зрения классической психологии.


Взгляд новичка


Для начала я предлагаю ответить на вопрос, какой синтезатор наиболее привлекателен для вас и почему, также какой наиболее не привлекателен. Ответь достаточно себе, так как все ваши ответы и так мне известны по форумам. Первая ошибка, которую делают новички при выборе синтезатора – это реклама, за частую звук синтезатора не нравится музыканту, он не удобен для данного индивида в настройке, но он продолжает им пользоваться только потому, что это действительно “крутой синтезатор”. Примером является тот же NI FM-7. Только благодаря огромному количеству Presets его продолжают пользовать, хотя реально настройка такого синтезатора дело рук профессионала, я имею конечно в виду не тупое кручение ручек “авось что и получится”, а направленная настройка синтезатора на определённый звук. Хотя с FM-7 я наверно поспешил, так как настраивать зачастую не умеют вовсе и более примитивные VST или не хотят, и для получения нового звука в свою композицию предпочитают скачивать новые синтезаторы, хотя многие из них просто дублируют возможности или незначительно отличаются. Ещё одной ошибкой, которая наблюдается постоянно – это стремление рассматривать звук с точки зрения имеющихся эффектов, например, один синтезатор не имеет Reverb, а второй имеет, с точки зрения качества Presets, тот что не имеет проигрывает и новички склонны думать, что имеющий синтезатор – лучше, что собственно не обязательно, так как большинство профессионалов, почти никогда не используют внутренние эффекты, а навешивают качественные внешние, например, Waves. Третьим недочётом новичка является суждение по картинке, например синтезатор с голой женщиной – находка для подростка. Если синтезатор внешне красив - это ещё не говорит о его функциональных способностях, но об этом часто забывают. Так что проблемы новичков можно выразить поговоркой “слышу звон, да не знаю где он”.


Взгляд среднего уровня


Озабоченность выбором синтезатора музыкантов среднего уровня - тоже понятна, за частую она сводится к полному незнанию принципов построения синтезатора. Например, если я скажу что синтезаторы одной фирмы производителя одинаковы – это вызовет у них бурю эмоций. Но я даже настаиваю на этом, как показывает опыт программирования, звуковое ядро присутствующее в синтезаторе редко переписывается, а если быть точнее, то почти никогда. Это же относится и к интерфейсу, легко можно заметить, что у некоторых фирм интерфейс от синтезатора к синтезатору почти идентичен, и если вы думаете что люди поленившиеся перерисовать картинки не поленятся переписать звуковое ядро, то вы ошибаетесь. Примером того может быть ныне популярный синтезатор Albino и его простейший собрат Alpha. Если произвести сравнение легко можно увидеть что Albino ничем функционально не превосходит бесплатный синтезатор Alpha, исключение – такие параметры как количество осцилляторов, голосов и прочее. Так что выбор синтезатора оказывается не более чем фикцией (смотри взгляд новичка). Так мы разобрались с ядром. К этому подходу ещё можно добавить и фильтры и эффекты, которые наследуются из поколения в поколение и старший синтезатор считается лучшим только потому, что являет собой сумму возможностей остальных, например, фирма сделала новый тип Reverb, для откатки она тут же выпускает маленький бесплатный (или платный) синтезатор с этим эффектом и смотрит на возгласы в форумах, если положительные добавляет в него, например, новый Delay, так что этот синтезатор явно является взлётом для новой версии лучшего этой фирмы синтезатора (ну например новый фильтр сразу в Albino не воткнут, а сначала встроят его в Alpha для теста), в который эти оттестированные эффекты добавляют, почему это не делается сначала – очень просто, чтобы не уронить авторитет мощного синтезатора недоделанными эффектами (в нашем случае Albino). Как собственно понятно из выше сказанного, процесс создания нового синтезатора на имеющихся основах не более чем дело пары тройки часов, редкое появление новых синтезаторов – чисто психологическая уловка, например компания NI могла бы выпускать по 7-8 синтезаторов в сутки, но вместо этого выпустила конструктор Reactor. Суть коммерческого хода в долгом выпускании синтезаторов, чтобы люди привыкли к предыдущему и не создавать конкуренцию среди своих же продуктов, дабы их покупали все, а не выборочно. Второй уловкой является понтовитость и создание имиджа синтезатора, здесь целая наука рекламы, так что глубоко влезать не будем. Так что, как можно подытожить выпуск нового синтезатора являет собой не более чем доработанный старый, какая бы разница между ними не была. Пример, популярный ныне Vanguard и PlasticZ, присмотритесь к ним внимательно. В конце данной главы хотелось бы процитировать одного моего товарища, который сказал: “Всё это разнообразие синтезаторов сделано для любителей, для мастеров уже давно есть Reactor из которого можно собрать любой синтезатор, если внимательно присмотреться к большинству имеющихся в наличии синтезаторов, то при отключении всех эффектов которые можно навесить отдельно, мы получаем абсолютно одинаковый звук, и дело выбора получается не более чем в рекламе…”.


Синтезатор из коробочки


Как я упоминал ранее, существуют синтезаторы, из которых можно собирать другие синтезаторы как из конструктора. Плюсы такого подхода в том, что люди постепенно начинают понимать описанные выше проблемы и приходят к какому то одному синтезатору. Таких конструкторов ныне очень много, но рассмотреть я хочу всего два это Reactor и SynthEdit. Не смотря на очевидные плюсы первого, такие как реклама другой продукции этой фирмы, SynthEdit часто обвиняют в одинаковости звука, как будто забывая что как и SynthEdit так и Reactor стоят каждый на своём одном ядре – следовательно и звук поделок из каждого из них будет схожим (это можно, как писалось выше, отнести и не только к конструкторам синтезаторов). Звук у Reactor действительно приятнее чем у SynthEdit, к остальным плюсам Reactor можно отнести то что делался он “для дурака”, сложен в обучении, но напутать там что-то сложно. В противопоставление SynthEdit очень прост в обучении и более гибок в отношении напутать и получить уникальный звук, да это происходит нередко. Кроме того, Reactor плох тем, что пользователи зависят от создателей, то есть ничего добавить и убрать нельзя, использовать можно только имеющиеся и не более. SynthEdit открыв архитектуру модулей наводнило интернет разными модулями, за частую с исходными текстами на C++, так что здесть возможно дорабатывать и развивать свой синтезатор без ожидания “когда ж разработчики тоже придут к необходимости этого нововведения в данном модуле”, если говорить честно, то этого уже достаточно чтобы говорить о том, что SynthEdit оказывается явно впереди. Из этого можно заключить что поделка сделанная на SynthEdit зачастую гораздо ценнее аналогии на Reactor. И чтобы как то закруглится со статьёй могу сказать, что все синтезаторы это и есть собранные из подобного конструктора, только местом для сборки является не SynthEdit или Reactor, а на C++ или Delphi, но идея сборки мало меняется от этого.


Программные аналоги железных синтезаторов


Эту тему я решил выделить отдельно, в данный момент стало очень модно выпускать программные аналоги железных синтезаторов. Мода пришла к тому что железо часто ломается, расстраивается, “глючит” и конечно дорого стоит, его нельзя найти в ведре с Warez. А программные аналоги – просто находка, но разберёмся, какие они на самом деле аналоги. Если говорить по существу - эмулировать полную работу железа можно, для этого понадобится всего около двух десятков современных супер компьютеров и пара лет сроку. Что собственно не приемлемые сроки и мощности для домашней студии. Так чем же является программные аналоги на самом деле? Ответ очень прост. Это не более чем коробочка созданная из “того что есть”, но с единственным отличаем – схема создания полностью соответствует железному аналогу и параметры ручек тоже соразмерены, вы результате при схожем положении ручек на железе и на программном синтезаторе говорят что звук похож и эмулируется хорошо, но если какие то параметры не учтены, то при одинаковом положение ручек звук будет “не похож” и говорят что эмуляция плохая, несмотря на то что для “хорошей” надо было одну из ручек немного отрегулировать. Вот так это выглядит на самом деле и не надо тут излишних надежд. В дополнение скажу что если допустим говорят что фильтр – фильтр эмулирующий Moog LP – это значит что схема работы схожая (что редко) и главное правильно отрегулированы ручки на нём (в основном главное отличие). Под схожей схемой работы я имею ввиду тип LP фильтра – количество децибел на октаву.


Заблуждение в понятиях


Не редко я сталкиваюсь с заблуждениях относительно понятий, в основном это полное непонимание терминов: осциллятор, генератор и оператор. В связи что термины не верно воспринимают, получаются проблемы типа, воспринимая их как синонимы пытаются сравнивать 3-х операторный синтезатор с 3-х осцилляторным или того хуже с 3-х генераторным, или наоборот излишне придают разности типа “фу это ещё осцилляторный синтезатор, самый лучший – это операторный”. Чтобы как то уйти от этих непониманий приведу свои объяснения. Так осциллятор – то что генерирует звук – например струна, 3 струны бас гитары имеет аналогом 3-х осцилляторный синтезатор. Оператор это осциллятор имеющий дополнительные возможности, например, модулировать другой осциллятор (FM синтез). Генератор это совсем другое дело. Генератор это может быть и осциллятор и оператор и их сочетание. Так как генератор - это то что генерирует звук не рассматривая количество составных частей, например, 1 генератор может состоят из 3 осцилляторов, так что 3-х генераторный синтезатор и 3-х осцилляторный будут с разницей в 6 осцилляторов – отсюда и звук богаче у генераторного, но генератор может быть и одно осцилляторным, тогда 3-х осцилляторный синтезатор полностью аналогичен 3-х генераторному, но по прежнему разный с 3-х операторным. Операторный, в свою очередь, если таблица модуляции пуста, является полным аналогом осцилляторного. Если проще, то все три вида могут означать одно и то же, а могут и не означать, так что сравнивать их не имеет никакого смысла, это всё равно что сравнивать стул и стол, при определённых условиях их можно использовать одинаково, но говорить что стул лучше стола – глупость. Надеюсь теперь всё понятно.


Послесловие


Если данная статья хоть немного прояснила тему поиска синтезаторов и их отличие, то я буду очень рад. Все вопросы и предложения прошу высылать на адрес y0u-file@yandex.ru


DXi плагины :::


- это многофункциональные программные синтезаторы, которые работают в режиме реального времени. И возможности, которых превышают возможности традиционных аппаратных синтезаторов. Основное преимущество программного синтеза выражается в способности воспроизводить, записывать, сводить Ваш программный синтез исключительно в цифровом представлении, в отличии от аппаратных синтезаторов, которые в лучшем случае сами осуществляют оцифровку аналогово звука с некоторой потерей качества. Работая с такими приложениями как Sonar, DXi становятся полностью встраиваемыми в проект. Например, состояние DXi удобно сохраняется как составная часть Вашего музыкального проекта, что невозможно при использовании аппаратного синтезатора. DXi технология обеспечивает наиболее надежный, наиболее эффективный способ работы с программными синтезаторами в приложениях Windows, таких как Sonar.


Можно ли записывать выходной сигнал с программного синтезатора в звуковую дорожку?


Да. Выход DXi программного синтезатора легко переводится в волновую форму. Обычно, в первую очередь записывается MIDI дорожка при использовании DXi. Это дает Вам гибкие инструменты редактирования в среде музыкального проекта. Причем в любой момент Вы можете отконвертировать эту DXi дорожку в обычную звуковую дорожку.


Какие программные синтезаторы работают в

SONAR?


Sonar совместим с тремя видами DXi программных синтезаторов, включая DreamStation DXi, Virtual Sound Canvas DXi и Tassman SE DXi. Sonar также включает одну из бесплатных версий LiveSynth Pro DXi. Конечно, вскоре и другие синтезаторы будут также совместимы с Sonar (от Native Instruments, Bitheadz, Roland and Koblo и многих других).


Что такое Tassman?


Tassman - это очень удобная рабочая среда для программного синтеза. Она использует аналоговое моделирование и физическое моделирование, чтобы создать стандартные формы аналогового синтеза и физические акустические модели, такие как колокол, струнные, горн,... В Tassman включено большое кол-во банков и пресетов, Вы можете также создавать и свои.


Существует шесть библиотечных групп, из которых можно строить модель: генератор, резонатор, фильтр, эффект, огибающие и I/O. В среде построения Вы соединяете различные части модели. Для физического моделирования также необходимо указать различные физические параметры объектов. Tassman генерирует звуки в режиме реального времени, используя математические выражения, а не сэмплирование и волновой синтез. Для звуковой генерации его возможности очень широкие. Стоимость последней версии Tassman 399$.


Отличается ли версия Tassman, включенная в Sonar XL от полной версии, презентуемой производителем AAS?


Отличие заключается только в том, что версия, которая продается отдельно, не требует наличие Sonar и работает как независимое приложение.


В чем отличие Tassman SE и Tassman в Sonar XL?


Tassman SE - это урезанная версия Tassman, описанного выше. В нем нет среды разработки, т.е. Вы не сможете создавать новые звуки, а только пользоваться пресетами, "зашитыми" в нем изначально. Еще Tassman SE - монофонический. Однако в нем много очень хороших пресетов, которые звучат богато. Несмотря на то, что нет среды разработки, пользователь может создавать огромное кол-во звуком, изменяя параметры существующих пресетов.


Чем отличается ReValver SE от полной версии ReValver, презентуемой компанией

Alien Connections?


ReValver SE (включенный в Sonar) содержит 2 preamps, 2 poweramps, 4 эффекта (включая Auto Wah) и 3 модели громкоговорителей. Полная версия включает 14 preamps, 8 poweramps, 17 эффектов и 22 модели громкоговорителей.


Почему ReValver называется DXi и не является просто плагином?

Это тоже программный синтезатор?


ReValver - это не синтезатор. Это виртуальный гитарный усилитель, подобный Line 6 Pod или johnson J-Station. Однако ReValver использует поддержку DXi, чтобы автоматизировать обработку MIDI NRPNs. Это позволяет автоматизировать уровень сигнала, установки эквалайзера и пр. Банки и патчи могут также быть автоматизированы.


В данной статье рассматривается работа микшера и уровень качества сигнала FL Studio. Данная информация получена личным опытом и написана в основном для новичков-пользователей FL Studio 5 простым и доступным языком без употребления сложной терминологии. Мы надеемся, что данная статья поможет вам правильно настраивать звучание вашего трека. Итак, вперёд!

- Микшер - общие сведения -

Микшер - это устройство для обработки всех звуковых сигналов исходящих из каналов пошагового секвенсора. Микшер имеет 64 свободных FX-канала (они разделены на 4 группы - A, B, C и D по 16 FX-каналов в каждом), 1 Общий (Master) и 4 посыла (sender). В каждом канале можно придать звуку определенный эффект (например эхо или отражение). Каждый FX-канал имеет по 8 ячеек для эффектов (то есть на канал приходится по 8 эффекторов). Далее мы поговорим о том где и как обрабатывается сигнал. Общая схема работы микшера представлена на рисунке 1.


рис. 1

- Обработка и работа FX канала -

Сигнал, издаваемый каналом(плагином или сэмплером), направляется в канал FX (по умолчанию это канал Master). Канал FX можно выбрать в настройках канала (Channel Settings). Окно для выбора индивидуального канала представлено на рисунке 2.


рис. 2

Как уже раньше отмечалось, в FX-канале можно придать звуку те или иные эффекты. Выбираются они нажатием на кнопку -- напротив ячейки FX-канала, там нужно нажать на самую верхнюю команду -Select- (или "Выбор" после русификации FL Studio), тогда появится список эффекторов.
Итак сигнал приходит в выбранный FX канал и сразу идет на обработку через ячейки FX канала (рисунок 4).

Уровень обработки сигнала в ячейке с эффектором регулируется ручкой с правой стороны ячейки(рисунок 4). Крайнее правое положение - максимальная обработка эффектором, крайнее левое - минимальная обработка (вплоть до отключения влияния эффектора). Ещё эффектор можно включать и отключать - это зелёная индикация рядом с ручкой регулировки обработки сигнала эффектором (рисунок 4). Все просто: горит - работает, не горит - не работает!
ВАЖНО ЗНАТЬ, что каждая последующая ячейка в FX-канале обрабатывает сигнал с предыдущей. Согласно рисунку 4 сигнал сначала проходит через Delay 2, а затем сигнал с Delay 2 обрабатывает Reeverb. Исходя из этого следует, что от правильной расстановки порядка эффектов зависит качество обработки сигнала (и качество звука) в канале FX. Работа FX канала представлена на рисунке 5.


рДавайте разберём такой пример: мы добавили эффекты Delay, Reeverb, Compressor, EQ, db Meter. Delay и Reeverb для придания эффекта пространства, Compressor для сжатия лишних пиков звука, EQ для придания глубины и качества звуку, db Meter для регистрации уровня децибел звука. Допустим мы выставляем в EQ низкие частоты выше среднего. Тем самым мы подняли басы и наш индикатор начал зашкаливать (индикация выходит в красную зону (это выше 0 dB)). Но почему? Ведь у нас стоит компрессор! Он не должен допускать этого! Вот тут то и играет положение компрессора. Для того, что бы все было правильно компрессоры и всякого вида лимитеры должны стоять после всех эффекторов (кроме всяких индикаторов (типа dB Meter) или контроллеров(типа XY controller)).. 6

Далее звук проходит через эквалайзер и AMP устройства, которые уже встроены в каждый канал (рисунок 6). Эквалайзер выполнен в виде трех ползунков, графического представления и ручек настройки свойств ползунков. В разделе AMP Можно найти такие ручки, как регулировка звука (эта ручка выполнена так же в виде ползунка), регулировка панорамы (лев/прав) - все перечисленное выполнено также в виде подобия XY контроллера. Еще в разделе AMP находится индикатор уровня звука.

И вот уже после всех этих путей, наш сигнал идёт в общий канал Master(рисунок 1).
Хотя и это не обязательно! Разработчики добавили микшеру в отличии от микшера Fruity Loops 3 много новых возможностей! Итак сигнал можно послать на любой другой канал микшера (кроме себя самого :)). Для этого нужно кликнуть на выпадающем меню (рисунок 3) и выбрать нужный FX канал. Это можно использовать при нехватке 8-ми ячеек для эффекторов. Правда для этого можно использовать и функцию sender, но об этом попозже.

В итоге сигналы со всех FX каналов собираются и обрабатываются в общем канале Master (обойти этот канал невозможно - на то он и общий или главный:)). В Master`е действуют все правила, что и в отдельных FX`ах, разве что нельзя посылать сигнал в другие FX`ы и sender`ы (рисунок 1). Из мастера обработанный звук идет уже в устройство рендеринга(декодирования (мр3 или wav))(об этом попозже) и через ваш звуковой драйвер (например AC`97) и выводится через звуковую карту к вам на колонки (рисунок 1).

^ Итак мы отразили работу ячеек и микшера в целом. Надеемся вам всё понятно и эта статья поможет вам в дальнейшем качественно настраивать звучание вашего трека!

- Функция Send в FX канале -

^ Функция посыла(или отправки)(Send) уже использовалась в микшере Fruity Loops 3, но для этого приходилось использовать специальный плагин Fruity Send(рисунок 7).


рис. 7

Отправка(или посыл) - это 4 канала в микшере, которые нельзя напрямую соединить с каналом сэмпла. В каждом посыле(отправке) по 8 ячеек для эффектов и уже знакомые нам Эквалайзер и АМР. Порядок расстановки эффекторов в посылах(отправках) также имеет место. Зачем же они предназначены? Все просто - для упрощения работы по настройке микшера и облегчения загруженности процессора. Если вы настраиваете много каналов микшера и в них часто попадается один и тот же плагин, одна настройка которого удовлетворяет вас для нескольких каналов, то нет смысла вставлять ее в каждый канал микшера, достаточно просто вставить этот плагин в один из каналов отправки, а потом отрегулировать его сигнал с помощью ручек регулировки отправки. На рисунке слева в вертикальном порядке под надписью SEND расположены 4 ручки. Каждая ручка отвечает за свой посыл. По умолчанию все ручки выведены на минимум, т.е. канал посыла(отправки) не воздействует на основной канал. Также можно в канал отправки вставить целый набор плагинов, которые дадут специфический звук(например электрогитары и духовых инструментов), а потом раскидать его по нужным каналам и получить целый духовой оркестр или рок-группу! Для таких целей Fruity send очень удобен, поскольку в отличие от простой регулировки воздействия на канал, он может настраивать громкость канала отправки(посыла) и выходную громкость - то есть осуществлять тонкую настройку. В обычных случаях проще пользоваться ручками регулировки отправки.
Функция посыла(отправки) находится в настройках каждого FX канала (кроме мастера и самих каналов посылов).

- Рендеринг и декодирование-

Кроме сохранения проекта композиции в формат *.flp свой проект можно сохранить в *.zip (в данном случае проект полностью сохраняется в архив вместе со звуками используемыми в треке (это могут быть *.wav,*.mp3 или *.sf2)). Кроме этого, трек можно рендерить в форматы *.wav и *.mp3. *.WAV - волновой формат сигнала, имеющий наивысшее качество звучания. Именно этот формат рекомендуется для сохранения треков, но при всех достоинствах данного формата он имеет один большой минус - файлы данного типа (без компрессии) занимают ну очень много места на винчестере. Для тех у кого присутствует нехватка места на жестком диске, предусмотрено конвертирование трека в формат *.MP3. Он практически в 10 раз весит меньше волнового формата. И опять же две стороны медали. Вторая сторона (минус данного формата) это низкое качество трека. При низком качестве рендеринга (до 128 Кbit) теряются некоторые частоты, и качество трека ухудшается в целом... Вероятны даже случаи, что звук издаваемый генератором во "фруктах" будет немного другим после конвертации в *.мр3 (в волновом формате этой проблемы нет). Качество выше 128 Кbit ещё сможет доставить вам радость от прослушивания, но опять же трек будет весить больше... Окно опций рендеринга представлено на рисунке 8. Можно конвертировать в wav и mp3 по отдельности, можно и сразу в 2 формата (на рисунке 8 отмечены оба формата).
Отдельно стоит отметить, что если есть желание подработать конвертированный трек(или партию) каким-то редактором, то лучше конвертировать в WAV, если же трек предназначается для выкладывания куда-либо, то лучше в МП3 с битерейтом 128 килобит, а для домашнего прослушивания - лучше МП3 с битерейтом 320 килобит...
Как вы заметили ещё есть формат MIDI. Трек написанный на VSTi/DXi генераторах и звуках wav НЕЛЬЗЯ конвертировать в данный формат! Вернее видимость конвертации будет, но эта работа будет проделана совершенно в пустую. Данный формат используется при написании треков полностью на плагинах MIDI Out или других "миди сэмплерах"...
Итак, какой формат для конвертации выбрать решать вам!

- Качество сигнала -



И на последок поговорим о качестве сигнала который мы слышим. Настройка качества ведётся в "аудио настройках" Fruity Loops (F10 -> Audio). В аудио настройках есть раздел "Mixer"(микшер), вот тут то и происходит выбор качества: Это функция Sample rate(Hz) - самая первая функция. Важно знать, что при выборе нормы ниже 44100 Гц трек будет звучать плохо, но это спасает от загрузки процессора(при выборе величин более 44100 Гц ваша машина будет жутко тормозить и заикаться, поэтому это могут позволить себе обладатели более мощных и современных машин). Также от выбора этого параметра зависит качество вашего сохранённого трека - как в формате *.wav так и в *.мр3!

Итак, этих сведений должно хватить для того, чтобы знать: как работает микшер и какое качество сигнала можно получить на выходе программы и при сохранении трека. Статья написана языком доступным для понимания и ориентирована в основном на пользователей-новичков FL Studio.
Желаем успехов! Команда "Musical Brothers"!

::: Музыкальная фабрика на PC :::


Роман Петелин, Юрий Петелин


Вы, наверное, много раз слышали или читали миф примерно следующего содержания: компьютер всесилен, и не обязательно быть поэтом, чтобы сочинять стихи, художником, чтобы рисовать картины, композитором, чтобы писать музыку - была бы под рукой соответствующая программа. А от такой идеи - один шаг до вывода о том, что теперь творцом нового может быть и безграмотный человек. Часто подобные утверждения иллюстрируются примерами именно из области музыкального софта. Спора нет, действительно существует много программ, позволяющих, например, записывать музыку, не зная нотной грамоты. Но это только одна сторона медали. Правда - но не вся. Никто не в силах отменить универсальный закон сохранения: если где-то что-то убыло, то где-то что-то и прибыло. Вот и здесь так: если какая-то программа позволяет обходиться, например, без нотного стана и символов сокращенного нотного письма, жди какого-нибудь подвоха - не исключено, что она потребует от пользователя навыков графического редактирования и знаний из области синтеза звука. Наш сегодняшний рассказ именно о такой программе. И называется она FL Studio.


FL Studio, и в самом деле, - музыкальная фабрика, скрытая в корпусе компьютера. Такая фабрика, где имеется все необходимое для поточного производства музыкальных хитов как раз с тем звучанием, которого жаждут толпы ваших потенциальных поклонников. Здесь вы вдоволь поруководите цехом заготовок-паттернов, сборочным конвейером, позволяющим из отдельных деталей собрать скелет будущей композиции, участком наладки, где с помощью точных станков и инструментов (обработок и эффектов) выявляются, измеряются и шлифуются все шероховатости. Можно даже организовать взаимодействие со смежниками, экспортируя проект в другие музыкальные редакторы и выполняя там отдельные этапы работы.


Идеология FL Studio предполагает, что пользователь программы не обременен знаниями в области теории музыки. Странно, но разработчики этой музыкальной студии ухитрились обойтись вообще без нот как таковых. О музыкальной сущности FL Studio напоминают в явной форме лишь виртуальные клавиатуры, спрятанные в пошаговом секвенсоре, да редактор отпечатков клавиш. Но самое удивительное, что от этого FL Studio почему-то не становится грубым инструментом, не способным передать музыке нюансы замысла ее создателя. Нет листа для нотных записей, но есть много современных, сугубо компьютерных средств воздействия на свойства музыкального звука, о которых великие композиторы прошлого вряд ли могли даже мечтать.


Несколько теплых слов


FL Studio является самодостаточной виртуальной студией, ориентированной на применение программных обработок, эффектов, инструментов. Чтобы начать писать музыку, нужны только компьютер да FL Studio. И, конечно, еще самая малость - желание и талант. В принципе, не требуется даже MIDI-клавиатура, не говоря уже о внешних синтезаторах. FL Studio позволяет использовать вместо MIDI-клавиатуры обыкновенную компьютерную клавиатуру и игровой джойстик в качестве MIDI-контроллера. А виртуальные инструменты заменят собой аппаратные синтезаторы и сэмплеры.


К достоинствам FL Studio можно отнести стоимость, невысокую по сравнению со стоимостью таких профессиональных виртуальных студий, как Cakewalk SONAR и Steinberg Cubase. Многие музыканты просто не в состоянии в полной мере применить на практике возможности этих музыкально-звуковых монстров. Тогда зачем платить за то, что ты не используешь? Принято считать, что названные программы обеспечивают микширование звуковых потоков с более высоким качеством, чем это делает FL Studio. Действительно, с целью снижения нагрузки на процессор в процессе воспроизведения композиции в реальном времени качество звучания проекта FL Studio искусственно занижено. Однако при экспорте композиции в WAV-файл можно задать такой алгоритм обработки звуковых потоков, при котором пересчет 5-минутной композиции на компьютере с процессором 3 GHz Intel Pentium 4 займет несколько десятков минут. Качество звучания полученного в результате файла будет соответствующим.


FL Studio позволяет подключать к проекту другие музыкальные приложения по протоколу ReWire. В свою очередь, программу FL Studio можно подключить к другим хостам в качестве приложения-клиента ReWire. Программа FL Studio рассчитана на использование в проектах DX- и VST-плагинов. В то же время ее можно использовать в качестве плагина DXi и VSTi в других музыкальных приложениях. Даже если вы уже работаете в Cakewalk SONAR или Steinberg Cubase - почему бы не расширить ваши творческие и технические возможности, подключив к проекту FL Studio? Ведь многие вещи (например, создание барабанных лупов, мелодических грувов) удобнее делать в FL Studio.


Что за фрукт?


Успех этой программы во многом объясняется тем, что ранние версии Fruity Loops (программы-предшественницы нынешней FL Studio) отличались простотой, столь привлекательной для начинающих компьютерных музыкантов (см. "Fruity Loops 3.0 - это уже не игрушка"). Суть работы с ней сводилась всего к нескольким действиям: нужно было выбрать один из встроенных синтезаторов, записать его голосом в пошаговом секвенсоре фрагмент партии (паттерн), "набить" необходимое количество паттернов и, наконец, указать программе очередность их воспроизведения (заполнить плей-лист). "Здание" музыкальной композиции оказывалось сложенным из паттернов, как из отдельных "кирпичиков", которые воспроизводились в цикле, превращаясь в "лупы" (loops). Получалось, что разработчики Fruity Loops предлагали пользователям такую технологию создания музыкальных произведений, при которой вполне можно обходиться без знания теории музыки. Во всяком случае, ни о какой записи музыки нотами или заменяющими их графическими символами и речи не было. Вместе с тем, и набор синтезаторов, и набор доступных для редактирования параметров синтеза, и сама технология применения программы оказались весьма подходящими инструментами создания музыки с современным звучанием. Ценой относительно небольших временных затрат без особого труда можно было записать электронную композицию, пригодную для воспроизведения, например, на школьной дискотеке. В итоге сформировалось целое сообщество поклонников Fruity Loops.


Секвенсор вместо нотатора


Однако постепенно появлялись другие программы, основанные на аналогичных принципах. Кроме того, в профессиональных музыкальных редакторах, подобных Cakewalk SONAR и Steinberg Cubase, появились средства для работы с лупами. В свою очередь разработчики Fruity Loops (http://www.flstudio.com/) не остановились на достигнутом и продолжали развивать программу.


Результатом такой конкуренции и стала виртуальная студия FL Studio. С ее помощью теперь можно реализовать все основные операции, необходимые для создания музыкальной композиции: записать аккомпанемент, используя встроенные или подключаемые синтезаторы (VST-инструменты); выполнить запись звука с микрофона; преобразовать спектр и динамический диапазон аудиосигнала, обработать его эффектами (применяя встроенные и подключаемые DX- и VST-плагины); свести композицию в стереофоническом формате.


Музыкальную информацию в FL Studio можно представлять в формах, традиционных для профессиональных виртуальных студий (например, в виде отпечатков клавиш и графиков-огибающих).


Программа FL Studio богата самыми разными, в том числе уникальными, встроенными синтезаторами, в которых реализованы довольно непростые для понимания методы синтеза, такие как, например, FM-синтез (синтез на основе частотной модуляции), RM-синтез (синтез на основе кольцевой балансной модуляции), гранулярный синтез (синтез на основе комбинирования коротких фрагментов сэмплов).


FL Studio позволяет в полной мере использовать DX- и VST-плагины (эффекты и обработки) и DX- и VST-инструменты (виртуальные синтезаторы, сэмплеры). К ней на правах клиента можно подключать ReWire-приложения. В свою очередь, FL Studio можно подключать к другим музыкальным редакторам (хостам) в качестве VST- или DX-плагина либо в качестве ReWire-клиента.


FL Studio присущи и черты, не очень приятные для пользователя (хорошо, что их мало). С одной стороны, в ней сохранены элементы, характерные для ее давних версий (пошаговый секвенсор и плей-лист). С другой стороны, появились новые формы представления и редактирования музыки (редактор отпечатков клавиш). В результате возникает неоднозначность в структуре композиции, сформированной разными средствами, в чем-то дублирующими друг друга. Логика построения и функционирования FL Studio стала довольно запутанной, отличающейся и от того, что было во Fruity Loops, и от того, к чему пользователи привыкли, работая с классическими виртуальными студиями.


Все перечисленные обстоятельства привели к тому, что применять FL Studio на уровне интуитивного восприятия элементов интерфейса стало затруднительно. Теперь нужно понимать и знать многое. Этот вывод и подтолкнул нас к тому, что в серии книг, раскрывающих секреты музыкальных компьютерных технологий, очередной нашей работой стала книга "Fruity Loops Studio: музыкальная фабрика на PC" (издательство БХВ-Петербург, 2004 г.). Косвенным подтверждением справедливости нашего вывода о том, что FL Studio - не игрушка, а достаточно сложная в освоении программа, с которой не сразу справятся пользователи "старых" версий Fruity Loops, может служить следующий факт. Задолго до выхода в свет этой книги и книги, посвященной новой версии программы Cakewalk SONAR, мы, как обычно, объявили конкурс, предложив нашим читателям и посетителям сайта присылать работы для сборников композиций на компакт-дисках, которыми сопровождаются наши книги. Работы с проектами в формате SONAR начали поступать сразу же, и к моменту формирования сборника было, из чего выбрать. А вот музыку в формате FL Studio прислал только один автор, и этот конкурс не состоялся.


Тяжек труд на фабрике


К основным операциям при работе с FL Studio относятся:

создание нового проекта и выбор шаблона;

выбор текущего паттерна;

работа с транспортной панелью;

применение пошагового секвенсора и выполнение элементарных операций с паттернами;

редактирования отпечатков клавиш в окне Piano roll;

составление композиции из имеющихся паттернов с помощью редактора Playlist;

работа с окном Mixer (применение эффектов последовательного и параллельного действия).


Микшируют все


С помощью редактора Graph editor, который представляет собой графическую диаграмму, для каждого шага секвенсора можно задавать значения: панорамы; Velocity (скорости нажатия MIDI-клавиши, фактически - громкости); параметров фильтра, применяемого для модификации тембра; смещения ноты по высоте тона и времени. А клавишный редактор Keyboard editor позволяет для каждого шага секвенсора задавать высоту тона (ноту).


Количество каналов в проекте может исчисляться десятками. Чтобы не запутаться в них, в окне пошагового секвенсора предусмотрена возможность выбора отображаемых каналов.


Технология многослойности обеспечивает воспроизведение одновременно нескольких тембров для озвучивания одного инструмента.


Редактор отпечатков клавиш Piano roll появился только в третьей версии Fruity Loops (программы-предшественницы FL Studio 4). Однако в настоящий момент способ редактирования музыкальной информации с помощью Piano roll успешно вытесняет традиционное для Fruity Loops программирование звуков в пошаговом секвенсоре. Окно Piano roll содержит две секции - секцию отпечатков клавиш и секцию графического редактирования параметров синтеза. В нем имеются инструменты, предназначенные для редактирования отпечатков клавиш и диаграмм параметров синтеза, а также для изменения масштаба их отображения.


К основным операциям редактирования элементов в окне Piano roll относятся:

рисование/перемещение диаграмм параметров синтеза и отдельных отпечатков клавиш, изменение их длины;

рисование последовательности отпечатков клавиш;

выделение, стирание отпечатков клавиш и диаграмм параметров синтеза;

выделение графических объектов или фрагмента шкалы времени.


В меню окна Piano roll имеется команда Chord, обеспечивающая автоматическое формирование аккордов выбранного типа.


Малая толика доступных аккордов


В редакторе Playlist из отдельных паттернов собирают композицию. Окно Playlist содержит две секции - секцию треков паттернов и секцию аудиотреков.


Скелет композиции


Основным элементом окна Playlist является секция треков паттернов, представляющая собою координатную плоскость. Горизонтальная ось этой плоскости соответствует музыкальному времени, измеряемому в формате такт:доля:тик. Отметки на вертикальной оси соответствуют трекам паттернов, различаемых по номерам или названиям. Здесь пользователь может рисовать, перемещать и удалять графические объекты. Так из кирпичиков-паттернов формируется композиция.


В секции аудиотреков на одной оси времени с паттернами можно размещать звуковые файлы.


В FL Studio имеется возможность формирования композиции из паттернов "на лету". Запускать нужные паттерны на воспроизведение можно с помощью MIDI-клавиатуры (или заменяющей ее компьютерной клавиатуры).


Станочный парк расширяется


Очень трудно работать с FL Studio без понимания сущности методов синтеза звука. Ведь в программе имеется много самых различных по назначению и принципу действия инструментов (встроенных, и подключаемых к ней в качестве плагинов формата Fruity). Взгляните на их перечень.

Sampler - простой встроенный сэмплер, позволяющий загружать лишь один звуковой файл.

TS404 - псевдоаналоговый синтезатор, имитирующий звучание легендарного синтезатора Roland TB-303 и некоторых других культовых аналоговых синтезаторов; позволяет синтезировать уникальные, присущие именно этому инструменту звуки и ориентирован на озвучивание партий баса "электронными" тембрами.

3x Osc - синтезатор, основанный на аддитивном методе синтеза; предназначен для создания ярких тембров, насыщенных высокочастотными компонентами.

BeepMap - уникальный синтезатор, преобразующий изображение в сигнал звуковой частоты.

BooBass - модуль синтеза звука бас-гитары.

FL Keys - модуль, предназначенный для высококачественного озвучивания партий фортепиано, электропиано и органа. Достоинством FL Keys являются небольшая нагрузка на процессор и экономное использование оперативной памяти.

Plucked - синтезатор, имитирующий звучание струнных инструментов.

Fruity Slicer - плеер барабанных лупов. Фрагменты лупа распределяются по MIDI-клавиатуре так, чтобы каждому из них соответствовала MIDI-клавиша. Автоматически формируется трек отпечатков клавиш, при воспроизведении которого последовательно воспроизводятся все фрагменты лупа. Вы можете изменять порядок следования фрагментов лупа (меняя порядок отпечатков клавиш), индивидуально для каждого ударного звука настраивать параметры синтеза (редактируя параметры отпечатков клавиш).

Fruity Granulizer - гранулярный синтезатор, в котором звук синтезируется из множества коротких фрагментов (гранул) сэмплов. Тембр синтезируемого звука зависит от свойств отдельных гранул и порядка их чередования. Синтезатор не подходит для озвучивания партий традиционных инструментов - слишком заметны искажения, обусловленные алгоритмом его работы. Однако Fruity Granulizer - отличный инструмент для реализации электронных эффектов, основанных на обработке голоса человека.

Wave Traveller - специализированный плеер звуковых файлов, позволяющий реализовывать эффект скретча - особого приема игры на виниловой пластинке, применяемого диджеями: пластинку вручную "дергают" в разных направлениях, а игла проигрывателя при этом остается в канавке.

Sytrus - 6-операндный FM-/RM-синтезатор, обладающий отличным звучанием. По своей функциональности и качеству звучания напоминает Native Instruments FM7 - один из лучших программных FM-синтезаторов. Совместим с культовым синтезатором Yamaha DX7 на уровне SysEx (привилегированных системных MIDI-сообщений) и позволяет загружать пресеты от DX7.

Fruit kick - синтезатор, предназначенный для озвучивания партий синтетического басового барабана.

Fruity Vibrator - плагин, позволяющий использовать в качестве генератора устройство ввода с обратной связью, например, джойстик, руль, штурвал.

Fruity Wrapper - плагин формата Fruity, который служит своего рода адаптером, позволяющим передавать аудио- и MIDI-информацию от FL Studio к DXi- или VSTi-плагину и наоборот от него к FL Studio.

MIDI Out - генератор, обеспечивающий возможность управлять любыми внешними (по отношению к FL Studio) MIDI-инструментами (включая аппаратные инструменты, DX-инструменты и VST-инструменты).

Fruity Keyboard Controller - специализированный контроллер, позволяющий преобразовать сообщения о нажатии MIDI-клавиш в угол поворота вращающегося регулятора, который можно настроить на управление любым параметром любого виртуального устройства.

ReWired - плагин, позволяющий подключать к FL Studio другие приложения, поддерживающие технологию ReWire.


^ Цитрусовый синтезатор для фруктовой студии


А еще здесь есть VST-инструмент FL Slayer, имитирующий шестиструнную электрогитару, а также бас-гитару. Он разработан с использованием методов, подобных физическому моделированию, и при относительно небольшом объеме программы и невысоких требованиях к компьютеру позволяет воспроизводить многие приемы звукоизвлечения, характерные для современной электрогитары. Областью его применения является создание гитарных партий с явно выраженным "электрическим" звучанием, насыщенным различными эффектами, основанными на перегрузке усилителя и акустической системы. Правда, это не очень похоже на звучание реальной акустической гитары и даже электрогитары, свободной от обработок. Кроме собственно виртуальной электрогитары в состав плагина входят несколько вариантов моделей комбо (усилитель + акустическая система) и эффект-процессор, что делает его завершенным инструментом, позволяющим создавать партии электрогитары с использованием всех традиционных эффектов и обработок.


^ FL Slayer - это звучит круто


FL Studio позволяет записывать звук от внешнего источника с использованием виртуального микшера, имеющегося в программе (окно Mixer). Можно также записывать и редактировать звуковые файлы с помощью встроенного звукового редактора WaveEditor. Для успешной записи звука, конечно, нужно иметь представление об особенностях применения микрофонов в различных условиях.


К микшеру FL Studio можно подключать массу плагинов, поставляемых как вместе с программой, так и тех, что можно приобрести отдельно от нее. Перечень основных плагинов FL Studio выглядит впечатляюще:

Fruity 7 Band EQ, Fruity Parametric EQ, Fruity Bass Boost, Fruity Fast LP, Fruity Filter, Fruity Free Filter - эквалайзеры и фильтры;

Fruity Compressor, Fruity Soft Clipper - плагины динамической обработки;

Fruity Delay, Fruity Delay 2 - плагины, реализующие эффект "дилэй";

Fruity Flanger, Fruity Flangus, Fruity Phaser, Fruity Stereo Enhancer - плагины, реализующие эффекты "флэнжер", "фейзер" и расширение стереобазы;

Fruity Chorus - плагин, реализующий эффект "хорус";

Fruity Reverb - плагин, реализующий реверберацию;

Fruity Blood Overdrive, Fruity Fast Dist - различные варианты эффекта "дистошн";

Fruity Vocoder, Speech synthesizer - вокодер и встроенный синтезатор речи;

Fruity dB Meter, Fruity Spectroman - анализаторы уровня и спектра сигнала.

Fruity Balance, Fruity Center, Fruity PanOMatic, Fruity Send, Fruity Mute 2, Fruity Phase Inverter - вспомогательные плагины, расширяющие возможности микшера;

Fruity LSD - специализированный плагин, синтезатор, поддерживающий сэмплерные банки формата DLS;

Fruity Scratcher - специализированный плагин, симулятор проигрывателя виниловых дисков;

Fruity X-Y Controller - специализированный контроллер, позволяющий управлять двумя произвольными параметрами с помощью мыши или джойстика;

Fruity Formula Controller - специализированный контроллер, генерирующий управляющий сигнал на основании заданной пользователем формулы.


Хотя по сути FL Studio является законченным самостоятельным средством создания музыки, в проект FL Studio довольно часто требуется импортировать материал, подготовленный в других программах. Операции импорта реализуются командами подменю Import меню FILE.


Когда работа над проектом FL Studio будет завершена, становится актуальным вопрос об архивации проекта и экспортировании его в звуковой файл для дальнейшей записи на CD или опубликования композиции в Интернете в формате MP3. Вполне возможно, что вы захотите перенести свой проект в другой музыкальный редактор и доработать его там, или экспортировать отдельный паттерн, содержащий барабанный луп, в WAV-файл. Во всех этих случаях вам помогут команды экспорта, доступные в подменю Export меню FILE.


FL Studio можно использовать совместно с программами Steinberg Cubase SX, Cakewalk SONAR и Adobe Audition. Существуют особенности подключения к программам-хостам различных версий FL Studio - с одним и с шестнадцатью стереофоническими выходными портами. Каждая из версий существует в вариантах DXi и VSTi. С Cakewalk SONAR удобнее всего использовать FL Studio в качестве плагина DXi, а с Steinberg Cubase - в качестве плагина VSTi.


Представим на минуточку, что перечисленных инструментов и эффектов, встроенных в FL Studio, для реализации ваших творческих замыслов оказалось недостаточно. И из этой ситуации есть выход. Совместно с FL Studio можно применять практически любые из тысяч VST/DX-инструментов и VST/DX-плагинов, созданных мировой музыкально-компьютерной индустрией. Просто выбираете в соответствующих меню строку More… А дальше открывается список, длина которого зависит от того, какие виртуальные инструменты вам удалось раздобыть и, главное, уместить на жесткий диск. Дело это не простое. Виртуальное "синтезаторостроение" сейчас вступило в эпоху "гигантомании". Дистрибутивом синтезатора, занимающим пять-шесть дисков CD-ROM, в наши дни никого не удивишь. На горизонте уже появились инструменты, для которых и два-три диска DVD - в самый раз.


Помощник "фруктовых Лупов" - "грувовый агент"


В общем, схитрили разработчики FL Studio. Обошлись без нотного редактора, чтобы не отпугнуть от программы легионы пользователей, неискушенных в музыкальной грамоте, заменив запись нот "набиванием" паттерна. Сохранили в названии программы оттенок несерьезности. И в самом деле, ну при чем здесь какой-то фрукт? Постепенно надстраивая программу, которая исходно напоминала детский конструктор, незаметно превратили FL Studio в виртуальную студию. И, в конце концов, заполнили, ее жутким количеством такого виртуального оборудования, что, как говорится, без "пол-литры" не в нем уже и не разобраться.


Конечно, последнее утверждение - преувеличение. Разобраться можно во всем, если уж не самостоятельно, то, во всяком случае, хотя бы с помощью нашей новой книги.

zadanie-podgotovit-almati-2011-testovie-voprosi-msfo-ias1-predstavlenie-finansovoj-otchetnosti.html
zadanie-proanalizirujte-situaciyu-i-razrabotajte-plan-meropriyatij-po-restrukturizacii-otdela-zakupok-predstavte-novuyu-strukturu-otdela-zakupok.html
zadanie-provedenie-kontent-analiza-publikacij-posvyashennih-innovaciyam-na-zheleznodorozhnom-transporte.html
zadanie-referat-soderzhanie-perechen-uslovnih-oboznachenij-terminov-i-sokrashenij-vvedenie-osnovnaya-chast-zaklyuchenie-spisok-ispolzovannih-istochnikov-prilozheniya-4.html
zadanie-shema-dejstviya-ekologicheskogo-faktora-kakoe-znachenie-faktora-nazivaetsya-optimalnim.html
zadanie-sostavit-protokol-doprosa-obvinyaemogo-prilozhenie-94-metodicheskie-materiali-dlya-provedeniya-seminarskih.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-uchebnoj-discipline-teoreticheskie-osnovi-zashiti-okruzhayushej-sredi-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/formula-svobodi-veroyat-nost-neobho-svoboda-sluchaj.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-istorii-dati-dlya-zapominaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-26-obespechenie-ispolneniya-gosudarstvennogo-kontrakta-postavka-uchebnoj-literaturi-na-yazikah-korennih-malochislennih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-na-predpriyatiyah-goroda-sokratilas-zadolzhennost-po-zarplate-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obespechenie-obrazovatelnogo-processa-oborudovannimi-uchebnimi-kabinetami-obektami-n-pp-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-universitet-sreda-30-dekabrya-2009-g-dajdzhest-publikacij-federalnih-smi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sindrom-upornih-rvot-i-srigivanij-u-detej-uchebnoe-posobie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-vvedenie-v-mediaplanirovanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-uchebnoj-discipline-teoriya-i-praktika-svyazej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-1-58-01-01-inzhenerno-psihologicheskoe-obespechenie-informacionnih-tehnologij-zaochnoj-formi-obucheniya-minsk-2012.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-dlya-samostoyatelnoj-raboti.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursanta-krasnoyarskogo-voenno-uchebnogo-centra-shokirovala-boesposobnost-odnoj-iz-dejstvuyushih-v-sibiri-voinskih-chastej.html
  • school.bystrickaya.ru/kurs-4-4-kurs-6-5-kurs-8-1-kurs-vvedenie-v-specialnost-rabota.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverdit-programmi-obucheniya-rabotayushego-naseleniya-v-oblasti-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-prilozhenie-1-lichnogo-sostava-spasatelnih-sluzhb-prilozhenie-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analz-grovo-dyalnost-yak-zasobu-socalzac-osobistost-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovnie-opredeleniya-v-himii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rol-bankovskogo-kredita-v-usloviyah-rinochnoj-ekonomiki-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testi-ent-2012-po-istorii-kazahstana-s-otvetami-po-sbornikam-avtonomii-obrazovannie-na-territorii-kazahstana-v-noyabre-dekabre-1917-goda-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-muzike-v-4-klasse-tema-vgostyah-u-volshebnici-muziki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sevmashvtuz-novie-programmi-folkunivorsitota-17-studentam-zhirinovskij-prishelsya-po-dushe-18-mozhet-stoit-park-postroit-19.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-29-sentyabrya-2006-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udk-519-6-616-832-02043-matematicheskoe-modelirovanie-i-optimizaciya-korrekcii-nestabilnosti-pozvonochnika-cheloveka.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervaya-gruppa-rassmotrennih-problem-funkcionalnoe.html
  • crib.bystrickaya.ru/inzhenernoe-delo-tehnika-v-celom-byulleten-novih-postuplenij-za-dekabr-2010-goda.html
  • lecture.bystrickaya.ru/46-zatrati-i-problemi-jan-van-bon.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vii-dva-techeniya-a-l-pumpyanskij-napisal-seriyu-iz-treh-knig-po-perevodu-nashej-nauchnoj-i-tehnicheskoj-literaturi.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-predostavlyaetsya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-po-adresu-organizatora-konkursa-ukazannomu-v-dannom-izveshenii-v-rabochie-dni-s-00-do-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izdayotsya-pri-podderzhke-ligi-strahovih-organizacij-ukraini.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-god-20062007-rabochij-plan-fakultet-istoricheskij-specialnost-napravlenie-istoriya-ochnaya-forma-obucheniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-11-konflikti-v-obshestve-praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe-i-pererabotannoe.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specialnie-termini-i-ponyatiya-vstrechayushiesya-v-slovare-kratkij-slovar-krim-geograficheskie-nazvaniya-predstavlyaet.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-mosoblprommontazh.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-vospitanie-lyubvi-k-prirode.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-disciplini-otechestvennaya-istoriya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2-ot-rinka-k-nauke-m-r-safiullin-ministr-ekonomiki-respubliki-tatarstan.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.