.RU

Всероссийский Турнир юных биологов Что такое Турнир юных биологов (тюб)?


Всероссийский Турнир юных биологов


Что такое Турнир юных биологов (ТЮБ)?

Биологический турнир – это увлекательная и познавательная форма соревнований школьников, в которой учащиеся, кроме фундаментальных знаний по биологии, могут показать свое умение решать научные проблемы, логически мыслить, анализировать, доказывать свою правоту в форме дискуссии с другими школьниками и компетентным жюри.

Турнир – командное соревнование, которое проводится в виде серии биологических боев. Команда состоит из школьников старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Задачи, которые будут обсуждаться на турнире, публикуются заранее (ориентировочно за полгода до начала соревнования), поэтому каждая команда имеет достаточное время на подготовку. В ходе биобоя команда должна представить свое решение одной из этих задач в виде краткого иллюстрированного доклада. После этого полнота, правильность и обоснованность представленного решения подвергается критической оценке со стороны команды-соперницы, выполняющей роль оппонента. Третья команда, участвующая в бое, выполняет роль рецензента, который наблюдает за ходом обсуждения и делает заключение о том, насколько полно две другие команды справились со своими ролями. В последующем раунде команды меняются ролями и разыгрывают следующую задачу. Ход боя регулирует ведущий, а все действия участников оценивает комиссия из нескольких членов жюри. Команда, набравшая наибольшее количество баллов в ходе боя, объявляется победителем. Во время турнира проводится несколько туров, в результате которых выявляются 3-4 наиболее сильные команды, попадающие в финал, где и определяется единственный абсолютный победитель турнира.

^ Что отличает турнир от других соревнований и олимпиад?

Во-первых, турнир – первенство командное. На личных соревнованиях каждый – сам по себе, а турнир учит детей коллективной работе, что важно, поскольку совместно можно добиться более высоких результатов. Кроме того, игровой момент делает такие соревнования более интересными – требует от команды выстраивания тактики и стратегии выступлений. Отметим, однако, что структура турнира такова, что каждый участник имеет возможность проявить себя и индивидуально.

^ Во-вторых, турнир – это активная и дискуссионная форма соревнований. На турнире важно не только суметь представить и обосновать свою точку зрения, но и защитить ее в полемике с оппонентами, рецензентами и членами жюри. Как известно, истина рождается в спорах, а биобой – это и есть научный спор. В роли оппонентов и рецензентов школьники учатся анализировать представленные решения: выделять его недостатки и достоинства, правильно формулировать и задавать вопросы, обобщать и давать собственную оценку. Причем все это приходиться делать «на ходу», так как никогда нельзя заранее точно знать какое решение предложит команда-соперница.

^ В-третьих, турнир – соревнование, требующее длительной и серьезной подготовки. Для обсуждения в турнире используется заранее опубликованный список заданий, которые выполняются коллективно. При этом предполагается проведение самостоятельных экспериментальных и теоретических исследований; имеется возможность использовать любые источники, а также консультироваться со специалистами. Особенность турнирных задач в том, что они не имеют однозначных решений, а некоторые, с точки зрения современной науки, не имеют решений вообще. Тем не менее, это не является преградой, ведь при решении подобных задач, требующих максимально творческого подхода, наиболее полно проявляется умение школьников выдвигать собственные идеи, обобщать известные факты, логически рассуждать и даже фантазировать (естественно, в рамках современных научных теорий). Некоторые вопросы турнира предполагают применение знаний не только биологии, но и математики, физики, химии.

^ Турнир – только для вундеркиндов?

Нет, в турнире может участвовать любой, кто любит и умеет решать биологические задачи, ставить опыты, изучать живую природу, умеет работать в команде и хочет получить новые знания и опыт. В биологических турнирах участвует много «олимпиадников», но кроме них турнир привлекателен и для обычных школьников, которым интересна современная биология. Среди участников много «универсалов» - школьников с очень разносторонней подготовкой, учеников физико-математических лицеев, гуманитарных гимназий.

^ Зачем турнир нужен учителю?

Учитель, готовящий команду получает готовые темы для внеклассной работы с учащимися, причем повышается мотивация детей к занятиям. Многие учителя-сопровождающие с удовольствием принимают участие в работе жюри, а также в составлении задач для следующих турниров.

^ Где и когда все это будет?

Третий Всероссийский Турнир юных биологов пройдет со 2 по 8 ноября 2009 года в г. Кирове. Команда-участница турнира должна состоять из 3-5 учащихся 8-11 классов и сопровождающего (руководителя). Ориентировочная стоимость участия в турнире, включающая оплату организационных расходов, проживания и питания, составляет 10 000 (Десять тысяч) рублей за каждого участника и сопровождающего команду взрослого. Более подробную информацию можно запросить у оргкомитета по приведенным ниже контактным телефонам или найти на сайте ТЮБ в сети Интернет по адресу http://bioturnir.ru

^ Кто организует Турнир?

Организаторы турнира юных биологов – ГОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей «Одарённый школьник» (ЦДООШ), г. Киров; АНО Вятский центр дополнительного образования и МОУ «Лицей естественных наук» г. Кирова.

ЦДООШ широко известен в России как организатор игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», Уральских турниров юных математиков, Кубка памяти им. Колмогорова, Летней многопредметной школы (ЛМШ), Межрегиональной заочной школы развития. Адрес сайта ЦДООШ в сети Интернет: http://cdoosh.kirov.ru/


^ Оргкомитет Турнира юных биологов:

(8332) 35-15-03, 35-15-04 (Директор ЦДООШ – Перминова Екатерина Николаевна),

(8332) 67-99-40 (Петухова Дарья Юрьевна, Лимонова Елена Николаевна)

e-mail: center@extedu.kirov.ru (с пометкой «Турнир юных биологов»).

Правила проведения турнира доступны на сайте http://bioturnir.ru. Там же размещены материалы предыдущих турниров юных биологов и методические рекомендации для подготовки команд.

^ Заявки на участие необходимо выслать до 15 сентября 2009 года по адресу: center@extedu.kirov.ru (с пометкой «Турнир юных биологов»).

Задания ІII Всероссийского Турнира юных биологов

  1. «Драконы» В фольклоре многих народов упоминаются мифологические животные – драконы. В разных источниках их описания отличаются, но в них и много общего. Проанализируйте различные мифы о драконах. Какие общие черты характерны для этих животных? Объясните с биологической точки зрения анатомические и физиологические особенности, характерные для драконов. Какое систематическое положение среди позвоночных занимают эти существа?. Какие животные, описанные наукой, могли быть их прототипами?

  2. «Асимметрия» По внутреннему строению тело человека значительно асимметричнее, чем по внешнему. С чем это может быть связано? Верно ли это наблюдение для всех животных? Можно ли распространить этот принцип на остальные живые организмы? Приведите примеры и сделайте соответствующие пояснения.

  3. «Вторично бесполые» К преимуществам полового размножения обычно относят возможность объединения в одном геноме двух благоприятных или, наоборот, вредных мутаций, способность адаптироваться к постоянно изменяющейся среде и снижение конкуренции за ресурсы между родственниками. Тем не менее, существуют организмы, вторично перешедшие к бесполому размножению. Приведите примеры таких организмов. В чем для них заключается выгода от бесполого размножения? Как вторично бесполые организмы компенсируют потерю преимуществ, связанных с половым размножением?

  4. «Одноклеточный монстр» Некоторые одноклеточные организмы настолько велики, что видны невооруженным глазом. Какие биотические и абиотические факторы среды благоприятствуют гигантизму у таких организмов? Как приспособления к данной жизненной форме проявляются на уровне питания, подвижности, формы клеток и внутриклеточной структуры? Почему макроорганизмы все же пошли по пути увеличения числа клеток, а не размеров самой клетки?

  5. «Периодическая система» Одной из основ химии является Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. В каких областях биологии возможно создание подобных периодических систем? Признаки какого типа могут быть положены в их основу? Для решения задач какого рода может быть полезно применение таких систем? Приведите наиболее удачный, по Вашему мнению, пример построения периодической системы в биологии.

  6. «Дублер» Многие гипотезы происхождения человека придают большое значение в этом процессе случайным небиологическим факторам (извержениям вулканов, появлению горных хребтов). Допустим, что в отряде приматов не появился разумный вид. Предположите, в какой группе животных наиболее вероятно его появление. При ответе используйте информацию о последовательности этапов возникновения интеллекта, взяв за основу различные гипотезы антропогенеза.

  7. «Жизнь без углеводов» Углеводы, вероятно, менее обязательны для функционирования живых систем, чем нуклеиновые кислоты, белки или липиды. Приведите несколько примеров, когда традиционные функции углеводов выполняют другие вещества. Предложите принципы строения жизнеспособного безуглеводного организма. Какие экологические ниши он может занимать?

  8. «Суперпаразит» Рассмотрите жизненные циклы различных многоклеточных паразитических животных. Какие особенности этих циклов являются наиболее важными для выживания и размножения таких организмов? Какими критериями определяется приспособленность и «совершенство» паразита? На основе проанализированных Вами данных предложите жизненный цикл для «суперпаразита», в наибольшей степени отвечающего сформулированным Вами критериям.

  9. «Жизнь генов» Продолжительность «жизни» генов на несколько порядков превышает время жизни видов. Но, тем не менее, гены «рождаются» и «умирают». Перечислите возможные механизмы появления новых генов. Сравните эти механизмы по степени новизны получаемой нуклеотидной последовательности и по частоте встречаемости. Чем с этой точки зрения отличаются прокариоты и эукариоты?

  10. «Информация и жизнь» Существование живых систем предполагает коммуникацию, то есть передачу сообщений (информации) между частями системы. Приведите различные биологические примеры подобных коммуникационных структур. Какова природа сигналов, попадающих на вход коммуникационной цепи, и в каком виде передается информация? Выявите общие черты и различия в структуре и функционировании информационных подсистем на разных уровнях организации живого.

  11. «Многоклеточность» Клетки многоклеточного организма живут в едином сообществе, для которого опасно появление «эгоистичных» клеток, например, раковых. Какие особенности многоклеточных организмов можно рассматривать как приспособления, препятствующие появлению или передаче «эгоистичных» клеток? Выделите среди них наиболее важные для возникновения и усложнения многоклеточности.

  12. «Обратная трансляция» Одной из основных концепций ламаркизма является возможность переноса информации от фенотипа к генотипу, обеспечивающая наследование приобретенных признаков. Механизмы такого переноса информации не выявлены, но, в принципе, их существование возможно. Одним из ключевых мог бы быть процесс обратной трансляции. Предложите молекулярный механизм обратной трансляции, основываясь на логике реально существующих клеточных процессов. Почему такой путь переноса информации не возник в ходе эволюции?

  13. «Радикалы» Появление в клетке свободных радикалов, например, активных форм кислорода, может вызывать повреждения биологических макромолекул. Однако протекание некоторых биохимических процессов невозможно без участия свободных радикалов. Приведите соответствующие примеры. Насколько свободные радикалы важны для жизнедеятельности клетки? Как биологическим системам удается соблюдать баланс между полезными и вредными следствиями образования свободных радикалов?

  14. «Самый старый» Для животных разных видов характерна различная продолжительность жизни. Рассмотрите виды животных с быстрой сменой поколений и, наоборот, самых долгоживущих. Определите, какие экологические и эволюционные факторы регулируют продолжительность жизни в каждом из рассмотренных случаев. Чем с этой точки зрения может быть обусловлено существование «долгожителей»?

  15. «Метаболическая инженерия» В учебной литературе катаболические пути обычно сравниваются по выходу АТФ. Однако в природе, иногда даже внутри одного организма, могут сосуществовать несколько способов деградации одного и того же вещества, с большим и меньшим энергетическим выходом. В качестве примера можно привести гликолиз и пентозофосфатный путь. По-видимому, есть и другие критерии оптимальности катаболических путей, помимо количества образующейся АТФ. Предложите набор таких критериев. По каким критериям в разных условиях внутренней и внешней среды будет оптимален тот или иной из перечисленных выше путей?


Авторы задач: М.А. Волошина, В.А. Копысов, А.Н. Криштопа, И.А. Кузин, Д.В. Кузьмин, Е.Н. Лимонова, Ф.А. Маликова, В.В. Панов, Д.Ю. Петухова, Д.В. Пупов, А.Е. Сапрыгин, В.В. Чуб, Р.В. Шаламов, Е.С. Шилов.

zadachi-povtorit-osnovnie-ponyatiya-temi-poznakomitsya-so-svojstvami-veshestv-vhodyashih-v-sostav-organizma-sistematizirovat-znaniya-ob-osnovnih-gruppah-veshestv-organizma.html
zadachi-poznakomit-detej-s-istoriej-vozniknoveniya-teatralnogo-iskusstva-stroeniem-teatra-s-razlichnimi-vidami-teatralnih-kukol-bi-ba-bo-marionetki-palchikovie-uchit-detej-pervichnim-priyomam-perevoplosheniya-na-scene.html
zadachi-poznakomit-obuchayushihsya-s-osobennostyami-geograficheskogo-polozheniya-i-relefa-russkoj-ravnini-otrabativat-naviki-samostoyatelnoj-raboti-s-atlasom-uchebnikom-konturnoj-kartoj.html
zadachi-poznakomit-s-istoriej-sozdaniya-detskogo-alboma-uchit-analizirovat-uslishannuyu-muziku-opredelyat-harakter-proizvedeniya.html
zadachi-poznakomit-s-otlichitelnimi-chertami-terrorizma-v-sovremennom-mire.html
zadachi-poznakomit-s-tvorchestvom-i-biografiej-a-s-pushkina-poznakomit-so-skazkami-a-s-pushkina-uchit-vdumchivomu-prochteniyu-klassiki-pravila-loto.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociologiya-byulleten-novih-postuplenij-za-oktyabr-dekabr-2003-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-foruma-25-avgusta-nizhnij-novgorod.html
  • shkola.bystrickaya.ru/svodnaya-vedomost-vipusknikov-postupivshih-v-razlichnie-uchebnie-zavedeniya-obshie-svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-v-pavlov-kontaktnoe-lico-stranica-12.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-motivi-ya-ne-znayu-zachem-ti-zastavlyaesh-charli-peredavat-vse-eti-zapiski-billi-kak-budto-mi-s-toboj-vo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-uchebnoj-disciplini-utverzhdayu-direktor-ignd.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yavlenie-trete-aleksandr-nikolaevich-ostrovskij-svoi-lyudi-sochtemsya.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-kompanij-gazprom-rossijskoe-energeticheskoe-agentstvo-7-konferenciya-po-energoeffektivnosti-7-zarabotat.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-sistemi-rasseleniya-zapadnoj-evropi-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-rossijskoj-federacii-chast-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kazhdoj-zhabe-po-klichke-v-erevane-otkrili-pamyatnik-izvestnomu-armyanskomu-mecenatu-27.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/racionalnij-kompleks-geologo-geofizicheskih-issledovanij-mestorozhdenij-nefti-i-gaza-solikamskoj-depressii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/adam-smith-and-his-economic-theory-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-programme-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iv-kabbala-kak-integralnaya-nauka-ii-32-kabbala-i-religiya-32-predislovie-33-chast-istoriya-religii-36.html
  • diploma.bystrickaya.ru/voprosi-ekologii-na-urokah-fiziki.html
  • college.bystrickaya.ru/21obshaya-chast-sostoyanie-sredi-obitaniya-cheloveka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informirovannoe-soglasie-programma-sessiya-obshaya-teoriya-i-filosofiya-prav-cheloveka-dostoinstvo-nediskriminaciya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kopilov-va-byulleten-novih-postuplenij-za-2004-god.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-a-romek-psihoterapiya-rozhdenie-nauki-i-professii-stranica-22.html
  • exam.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-22-noyabrya-2007-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogo-po-berezovskomu-rajonu-2009-goda-336-p-o-programme-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-po.html
  • composition.bystrickaya.ru/paradoks-sovremennoj-astronomii-sostoit-v-udivitelno-nizkom-urovne-znanij-o-nashem-sobstvennom-dome-solnechnoj-sisteme-astronomiya-v-ramkah-izvestnih-fizicheski-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnaya-struktura-upravleniya-predpriyatiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-vistavochnih-meropriyatij-oao-ovc-yugorskie-kontrakti-na-ii-polugodie-2006-goda-data-i-mesto-provedeniya.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-subekti-avtorskogo-prava-uchebnik-izdanie-pyatoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe-prospekt-moskva-2001-tom-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-osnovi-informacionnoj-kulturi-gse-r-00.html
  • crib.bystrickaya.ru/kakoe-kolichestvo-zhira-v-tele-schitat-zdorovim-perevod-sdelan-silami-polzovatelej-foruma.html
  • teacher.bystrickaya.ru/faktori-vliyayushie-na-kachestvo-passivnoj-immunoprofilaktiki-i-immunoterapii-i-immunoterapiya-infekcionnih-zabolevanij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konstitucionno-pravovie-garantii-obespecheniya-prava-na-poluchenie-i-rasprostranenie-informacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/summa-viplati-po-kuponam-v-raschete-na-odnu-obligaciyu-opredelyaetsya-s-tochnostyu-do-odnoj-kopejki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-030508-pravovedenie-bazovij-uroven.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-29-proishozhdenie-zla-elena-uajt.html
  • essay.bystrickaya.ru/bzibskie-teksti-ocherki-po-abhazskoj-dialektologii.html
  • education.bystrickaya.ru/3-naselenie-i-emigraciya-po-150-dollarov-v-chas-plyus-rashodi-na-aviabileti-oteli-restorani-i-proch.html
  • notebook.bystrickaya.ru/investicionnie-proekti-novosti-lesopromishlennaya-konfederaciya-severo-zapada-rossii-soobshaet-ob-ugroze-ocherednogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.