.RU

возвышении - «Советы по медитации в затворничестве»


возвышении. Лучше всего приспособить под алтарь специальный шкафчик. Было бы хорошо, если бы у всех у вас дома был такой алтарь. Алтарь должен быть самым прекрасным местом в вашей квартире. Алтарь изменит атмосферу в вашем доме. Тогда ваши дети с удовольствием будут проводить время дома, чувствуя эту особенную атмосферу. Когда я был ребёнком, мы жили очень бедно, и снаружи наш дом был неказистым. Но как только зайдёшь в дом — не хотелось из него выходить, такая в нём была атмосфера. Самым красивым предметом обстановки в нашем доме был алтарь. На нём постоянно курились благовония, хотя благовония — не самое важное. Никому не разрешалось пить или курить в той комнате, где стоял алтарь. Атмосфера в доме благодаря этому была очень уютной и легкой, и нам не хотелось выходить из дома.

В первый день ретрита вам нужно проснуться в 5:30 или в 5:40 утра. Первую сессию начинайте с шести утра. Она длится с шести до восьми. Когда группа людей делает практику вместе, это очень для всех полезно. Если вы ленивый человек, другие вас вовремя разбудят, и вам волей-неволей придётся встать. Лентяи обязательно должны проводить ретриты в коллективе, бок о бок с более усердными и энергичными людьми. После первой сессии — завтрак. Вторая сессия длится с десяти до двенадцати. Потом обед, небольшой отдых, а с трёх до пяти — третья сессия. У вас будет очень много времени для отдыха. С пяти до семи вы отдыхаете. В это время ничего не ешьте — просто выпейте чаю с печеньем. Затем с семи до девяти — четвёртая сессия. После неё постарайтесь расслабиться и ложитесь спать до десяти вечера, потому что на следующее утро вам опять придётся встать в половине шестого.

Между сессиями не надо слишком много болтать. В перерывах вы можете обсуждать Дхарму. Кто-нибудь из вас может вслух почитать книгу о Дхарме, а остальные будут слушать. Во время ретрита по Прибежищу полезнее всего читать мои комментарии к этой практике — я дал очень подробные комментарии по практике Прибежища. Когда один человек читает, а остальные слушают, это очень полезно, ваше понимание практики будет углубляться. Итак, в перерывах всем нужно по очереди читать вслух мои книги. Один человек читает текст полчаса, затем передаёт книгу другому. Все остальные в это время могут расслабляться, лежать и слушать. Итак, каждый день между сессиями нужно проводить такие чтения.

Сейчас я дам вам передачу мантры увеличения заслуг. Когда вы просыпаетесь по утрам, ещё до начала практики, вам нужно семь раз прочесть эту мантру, и тогда все эти заслуги от практик, которые вы будете выполнять в течение дня, возрастут в сто тысяч раз. Поскольку мы все лентяи, очень важно, чтобы мы практиковали эффективно. Я — ленивый учитель, и мои ученики такие же, как я. Но это не страшно, быть лентяем — не так уж плохо. Гораздо опаснее быть не в меру активным — тогда вы можете накопить много негативной кармы. Если вы — ленивый человек, и при этом знаете, как правильно, эффективно практиковать, — это очень хорошо.

Возьмём для примера удачливых бизнесменов. Многие из них не слишком суетятся на работе. Они точно знают, что им нужно сделать и в какое время. Они действуют эффективно и вовремя. Тогда даже малейшее их движение приносит большие результаты. В духовной практике также нужно действовать эффективно и вовремя. Проявлять чрезмерную активность, не зная, как правильно практиковать, — это всё равно, что бегать по дворам и помойкам и собирать пустые бутылки, а затем набивать ими квартиру. Получается, что у вас дома очень много вещей, но все они бесполезны. Вместо этого сначала нужно узнать, где лежит золото, а где — бриллианты. Точно это зная, нужно пойти по известному вам адресу и собрать немного этих драгоценностей. Тогда это небольшое усилие с вашей стороны будет иметь значительные результаты. Сейчас, когда я передаю вам мантру увеличения заслуг, я, по сути, показываю вам, где лежат бриллианты. Если вы будете её читать каждое утро, то любая практика, которую вы выполняете в течение дня, будет приносить в сто тысяч раз больше заслуг. Это невероятно, это подобно алхимии! Итак, с большой радостью в уме получайте эту мантру. Обычно учитель не должен что-либо делать без просьбы учеников, но, поскольку вы — новички в этом деле, вы ещё не знаете этого, и я вам даю эту мантру в виде исключения. (Передача мантры.) Вам очень повезло, что вы получили передачу этой мантры. Я получил её от Его Святейшества Далай-ламы. Эта линия передачи мантры исходит от самого Будды Шакьямуни.

Ещё одна важная для вас мантра—это мантра благословения чёток. Читайте эту мантру семь раз и затем подуйте на чётки. Тогда ваши четки будут благословлены. Во время ретрита у вас должны быть чётки, но их нельзя показывать всем подряд. Это ваши личные чётки, и вы должны их прятать от посторонних глаз. Иногда люди, наоборот, наматывают чётки на руку, надевают на шею, но это неправильно. В особенности нужно прятать те чётки, которые вы используете для начитывания мантр. Если же вы хотите появиться с чётками на людях, возьмите в руку обычные чётки, а те чётки, которые вы используете для основной практики, нужно скрывать от других. Для этой практики подходят хрустальные, костяные или сандаловые чётки. Хорошие чётки делают из полудрагоценных камней или семян бодхи. В общем, те чётки, которые вы используете в практике, благословляйте каждое утро перед практикой семикратным начитыванием мантры благословения чёток. Прочтя мантру, подуйте на чётки. Со временем эти чётки станут драгоценны, потому что будут получать очень большое благословение, и вы начитаете на них много мантр. Вы должны постараться найти для этой цели чётки хорошего качества, с прочной нитью. Тогда впоследствии вы можете подарить их своим детям. Вы скажете им: «Это лучший подарок, который я могу вам сделать. Всю жизнь я практиковал Дхарму, начитал на этих чётках много мантр, и они для меня — большая драгоценность. Теперь я дарю их вам, и пусть они защитят вас от многих препятствий».

Действительно, чётки, которые вы столько раз благословляли, будут иметь особую силу. Например, если какой-то человек одержим духом, вы можете положить эти чётки ему на голову, и, возможно, он освободится от дурного воздействия. Верьте в себя. Верьте, что чем больше вы читаете мантр, чем больше благословляете чётки, тем сильнее они станут. Это послужит ещё одним условием возрастания силы ваших чёток. (Передача мантры.) Прочтите эту мантру семь раз и затем подуйте на чётки. Каждое утро, когда вы садитесь на свою подушку для медитации, сначала читайте мантру увеличения заслуг, потом мантру благословения чёток. Потом начинайте свою практику. Очень важно в качестве обязательства каждый день перед практикой читать ежедневную молитву, которую мы читали перед лекцией.

В буддизме, когда духовный наставник что-то даёт ученикам, взамен он просит их дать некое обязательство по практике. В вашем случае это две мантры и ежедневная молитва. Это обязательство вы даёте только для собственной пользы. Духовный наставник от этого никак не выиграет. Мне нет разницы, будете вы практиковать каждый день или нет. Но для вас это полезно. Ретрит проводить хорошо, но в качестве первого шага вы должны взять себе за правило каждый день делать какую-нибудь практику. Это займёт у вас пятнадцать минут. Подумайте: в сутках двадцать четыре часа, и из них всего пятнадцать минут вы уделяете практике. Но это должно стать вашим обязательством, вашей привычкой.

Сейчас пока у вас нет копии ежедневной молитвы, но, начиная с завтрашнего дня, вам нужно будет читать её каждый день. Для вас очень важно делать практику ежедневно. Вы можете делать её утром или вечером — это не имеет значения. Если вы поздно просыпаетесь, можно делать её и днём. Но как только вы проснётесь, сразу прочтите мантру увеличения заслуг — тогда, чтобы вы ни делали в течение дня, это будет приносить в сто тысяч раз больше заслуг. Вы должны немного себя подтолкнуть к практике, сказать себе: «Это моё обязательство, я буду это делать». Иначе, если вы будете только и делать, что расслабляться, вы никогда не изменитесь к лучшему. Подтолкните себя к практике, но не слишком сильно. Если вы уже сделали свою ежедневную практику, после этого даже смотреть телевизор будет намного приятнее. А если вы весь день смотрите телевизор, в этом ничего интересного нет. Если вы уже поработали, сделали свою практику, потом сели к телевизору — это будет истинным удовольствием. Но не надо целыми днями смотреть телевизор, надо ещё и практиковать.

Я взял обязательство делать практику Ямантаки, когда мне было семнадцать лет. Тогда я ещё не был монахом. У меня тоже были свои интересы, как у всех молодых людей, — мне хотелось ходить на дискотеку. Когда я с друзьями шёл на дискотеку, по пути я делал практику. Я говорил друзьям: «Идите, не ждите меня, я догоню вас чуть позже». Они, наверное, ломали голову: что же я делаю, когда отстаю от них... А я в это время читал мантры и делал садхану, которую я знал наизусть. В общем, я делал практику на ходу. Поскольку практика оказывает на ум некоторое воздействие, дискотека не увлекала меня так, как других. Я смотрел на танцующих людей со стороны и не был всецело поглощён танцами. Я словно смотрел их по телевизору... Я наблюдал за тем, что происходит, за тем, что происходит в сознании танцующих людей, за тем, как они прыгают... Меня всё это не слишком интересовало. Я приходил туда только для того, чтобы не расстраивать друзей.

Поскольку мой учитель взял с меня обещание регулярно делать практику, я не утонул в сансаре — что-то меня постоянно оттуда выталкивало, защищало, не давая поскользнуться и погрязнуть в этой трясине. Упасть туда очень легко, но меня что-то всё время защищало. Я знаю, что этой защитой было именно моё обязательство. Иногда я забывал о своей практике и засыпал, не сделав её. Тогда во сне меня начинали преследовать дикие слоны, тигры... Они атаковали меня, пытаясь загрызть. От этого я просыпался и вспоминал про свою практику.

Итак, если бы вы дали искреннее обещание выполнять практику, то, если вы даже забудете её сделать, вам не дадут про неё забыть. Возможно, вам приснится змея, которая будет пытаться ужалить — вы в ужасе проснетесь и вспомните про практику. Обязательство — это очень важно. Мой духовный наставник взял с меня такое обещание, и для меня это было очень полезно. Я хочу, чтобы и вы мне это обещали. Вначале вы должны делать больший упор на свою ежедневную практику, чем на затворничество. Сейчас это для вас важнее. Если вы не выполняете ежедневную практику, но при этом хотите уйти в ретрит, - это не практично. Так же и с лечением: сначала лекарство надо принимать ежедневно, а потом уже можно пройти курс интенсивного лечения в течение месяца. Ежедневное обязательство по практике подобно регулярному применению лекарства.

Когда вы читаете молитву, вначале вы порождаете правильную мотивацию. В эту молитву включено всё, что вам требуется для практики, — порождение правильной мотивации, принятие Прибежища, визуализация Поля заслуг... Всё это необходимо для накопления заслуг. Далее следует семичленное подношение, подношение мандалы — всё это также существенно для накопления заслуг. Затем вы обращаетесь к учителям линии преемственности и получаете от них благословение, что имеет огромное значение для ваших духовных реализаций. Если вы выполняете даже небольшую практику, но имеете благословение на это от духовного наставника, результат не заставит себя ждать. Это тоже проявление взаимозависимого происхождения. Как бы сильно вы ни практиковали, не имея преданности учителю, не имея благословения от духовных учителей — результаты будут сомнительны. А если ученик ленив, но предан учителю и имеет благословение от учителей линии преемственности, то даже краткая практика принесёт ему большие результаты.

Поэтому я и говорю, что секрет быстрого достижения реализации — это преданность учителю. Это нужно не мне, меня не интересует ваша преданность. Я не люблю, когда люди проявляют свою преданность мне. Я говорю вам о преданности учителю не ради себя, но ради вас. Для меня гораздо важнее дружба, а не преданность. Но для вас преданность учителю очень важна. Это — кратчайший путь к достижению реализаций. Но вы не должны выполнять всё, что приказывает учитель, — это уже не преданность. Если учитель заставляет вас делать то, что противоречит Дхарме, не слушайтесь его. Лама Цонкапа говорил, что настоящая преданность — это выполнение тех советов учителя, что соответствуют Дхарме. Если же учитель говорит вам: «Продай свою квартиру и принеси деньги мне», — не делайте этого. Это не имеет отношения к преданности учителю. Услышав подобную просьбу, вы должны застыть на месте, как бревно. Если учитель попросит вас причинить кому-то вред, вы также не должны его слушаться. Это противоречит Дхарме. Если вы встанете перед выбором: отдать свою квартиру или причинить вред другому человеку, то лучше отдайте квартиру, в этом ничего плохого нет, вы потом только выиграете от этого. Но ни в коем случае не вредите другим — это противоречит Дхарме.

Итак, преданность учителю очень важна. Очень важно также получать благословение от всех учителей линии преемственности. У Атиши — великого индийского гуру, который специально прибыл в Тибет, чтобы помочь возродить Дхарму в Стране Снегов, было много учеников. Один из них был его личным помощником. Он был очень предан Атише и всё время ему прислуживал. Но Дхарму он знал мало и в горах не медитировал, в отличие от многих других учеников. Однажды Атиша решил показать ученикам, как важна преданность учителю. Он объявил, что хочет устроить состязание между одним учеником, который медитировал в горах, и своим помощником, и проверить, у кого из них реализация больше. Монах, который медитировал в горах, был в недоумении: «Как я могу состязаться с этим недалёким человеком, слугой Атиши? Он же не имеет опыта медитации!»

Когда началось состязание, Атиша попросил монаха сделать особый тантрический жест и с его помощью на расстоянии сорвать с дерева плод и положить его на стол перед Атишей. Монах жестом сорвал фрукт, который медленно приплыл к ним по воздуху и опустился на стол. Затем Атиша попросил сделать то же самое своего помощника — ко всеобщему изумлению, помощник без труда справился с заданием. «А теперь, — сказал Атиша монаху, — перенеси этот фрукт обратно на ветку, с которой ты его сорвал». Как монах ни пытался, он не смог это сделать. Тогда Атиша повернулся к своему помощнику: «Ну-ка, теперь попробуй ты!» И помощник, сделав тантрический жест, легко вернул плод на ветку. Все присутствующие были потрясены.

Когда Атиша удалился, все ученики окружили его помощника и стали расспрашивать, как ему удалось достичь такой высокой реализации. Он ответил: «Я не был так умён, как вы, и не мог глубоко постичь Дхарму. У меня также не было возможности медитировать в горах. Я понял, что для меня лучший способ достичь реализации — это служить моему учителю, радовать его, заботиться о нём... Поэтому я стал ухаживать за ним. Когда я мыл за ним посуду, то думал, что не просто смываю грязь, но очищаю свой ум от омрачений... Однажды Атиша заболел. Иногда учитель делает вид, что болеет, — чтобы дать Ученикам возможность накопить заслуги. Атиша был так нездоров, что не мог даже выйти на улицу по нужде, и ему пришлось опорожняться прямо в постели. Когда я убирал за ним и выносил его экскременты, у меня не возникало ни мысли о том, что это нечистоты. Я делал это с радостью, с чистой преданностью... Однажды, когда я понёс экскременты за дверь, в моём сознании что-то произошло. Я очистил столько негативной кармы, что ум вдруг необычайно прояснился и обрёл небывалую проницательность. Я стал видеть всё — до мельчайших деталей. С того момента, стоило мне открыть любой философский текст, как я сразу же понимал его смысл. Днём я служил Атише, ночью же медитировал втайне от всех. Благодаря этому благословению я легко достиг шаматхи. Как только я пытался сосредоточиться на объекте, мой ум тотчас же погружался в однонаправленное сосредоточение. Шаматха далась мне легко, без усилий, а за ней последовали и остальные реализации. Я понял: умён человек или не очень, он очень быстро может достичь реализаций благодаря преданности учителю».

После получения благословения учителей линии преемственности начинается молитва к этапам пути к просветлению — Ламриму. Это краткий вариант текста ламы Цонкапы «Основа всех достоинств». Читая эту молитву, вы должны породить в себе некое чувство. По сути дела, эта молитва представляет собой полный Ламрим, только в очень сжатом виде.

Затем, представляя перед собой Будду Шакьямуни, несколько раз прочтите его мантру. Затем почитайте мантры Авалокитешвары, Манджушри, Тары, Ваджрапани, Его Святейшества Далай-ламы, ламы Цонкапы. Это должно входить в ваше ежедневное обязательство по практике. Потом сделайте посвящение заслуг. (Передача мантр.)

Я дал вам передачу всех важных мантр. Мантра Авалокитешвары предназначена для развития любви и сострадания и накопления благих заслуг. Мантра Манджушри необходима для возрастания мудрости, мантра Ваджрапани — для возрастания силы, могущества, мантра Тары — для устранения всех препятствий. А мантра духовного наставника нужна для всего. Если вы будете её читать, у вас будут возрастать все достоинства — любовь и сострадание, мудрость и сила.


2


Лекция вторая


Из уважения к буддийским текстам, пожалуйста, не кладите на пол книги и молитвы. Как обычно, породите в себе правильную мотивацию.

Как я рекомендовал вам вчера, старайтесь читать эту молитву каждый день, потому что она содержит в себе в сжатой форме полное учение Ламрим. Буддийская молитва — это не молитва к Богу: «Бог, дай мне, пожалуйста, то-то или то-то»... Буддийская молитва подобна медитации. Вы размышляете над каждой фразой этой молитвы, стараясь породить в себе соответствующие чувства: любовь, сострадание, Прибежище, отречение. Эту молитву написал великий буддийский мастер, исходя из личного опыта. Он составил её в правильной последовательности, соответствующей всем этапам практики. В этой молитве содержится всё необходимое: принятие Прибежища, порождение бодхичитты, обращение к Полю заслуг, очищение негативной кармы, краткая аналитическая медитация на Ламрим. Несмотря на то, что мы уже получали учение, кое-что знаем о Дхарме, самостоятельно нам трудно об этом вспомнить, поэтому мы нуждаемся в молитвах, которые бы напоминали нам обо всех прослушанных учениях.

Эту молитву не обязательно читать вслух. Вы можете не торопясь читать про себя каждую её строку, размышляя над её смыслом. Самое главное — пытайтесь породить в себе необходимые чувства. Но если вы торопитесь, можете прочесть её быстро. Я сам так иногда поступаю. Когда у меня мало времени, я читаю все свои молитвы быстро, главное — не нарушить данное обязательство. А когда у вас больше времени, старайтесь читать помедленнее, с чувством.

Дойдя до этапа чтения мантр, визуализируйте перед собой Будду Шакьямуни на львином троне. Мантру Будды Шакьямуни вы можете прочитать три раза, двадцать один раз или больше. Как минимум, прочтите её три раза. Во время чтения мантры представляйте, что из сердца Будды исходят белый свет с нектаром, который входит в вас, наполняет всё ваше тело, очищает от огромного количества негативной кармы, накопленной за многие жизни. Почувствуйте, что вы также получили благословение от Будды. Это очень хорошая подготовка к будущей медитации. Если без подобной практики вы начнёте заниматься медитацией, ваша медитация будет сухой.

Вспомните историю про помощника Атиши. Если вы умеете делать практику искусно, то реализации придут к вам сами собой. Вы будете потрясены: «Как мне удалось всего этого достичь? Я этого не заслужил! Я не очень усердствовал в практике...» Если же вы не знаете, как правильно практиковать, то даже после длительной, интенсивной практики, как бы вам ни казалось, что вы заслужили реализации своими трудами, результатов не будет. Поэтому накопление заслуг и очищение негативной кармы — это очень важно для достижения реализации. Я вам уже говорил, что нашим реализациям препятствует только одно — наша негативная карма. Например, сейчас рядом с нами могут находиться Авалокитешвара, Манджушри, Будда Майтрейя и другие божества, но мы не способны их увидеть. Нам мешает это сделать наша негативная карма, подобная грязи на очках.

Асанга медитировал в пещере двенадцать лет, стремясь обрести прямое видение Будды Майтрейи. И целых двенадцать лет он не мог увидеть Будду Майтрейю. Наконец, он отчаялся и сказал: «Всё, оставляю эти попытки, у меня ничего не выйдет». Выйдя из пещеры, он увидел на дороге больную собаку. В её боку была огромная гниющая рана, кишащая червями. На самом деле эта собака была эманацией Будды Майтрейи. Асанга почувствовал к несчастному животному огромное сострадание и задумался, как бы помочь этой собаке. Он подумал: «Если я вытащу этих червей из её раны, то они умрут, им нечем будет питаться». Тогда он отрезал кусок собственной плоти и положил его рядом, решив перенести на него червей. Боясь причинить им вред, он решил слизнуть их с раны своим языком. Он был преисполнен такого сострадания, что не чувствовал ни малейшего отвращения. Он закрыл глаза и вытянул язык, но ощутил перед собой пустое пространство. Открыв глаза вместо собаки, он увидел перед собой Будду Майтрейю. «Где же твоё сострадание! — воскликнул Асанга. — Двенадцать лет я просидел в медитации, но ты ни разу не явился мне!» Будда Майтрейя ответил ему: «Я был рядом с тобой с первого дня твоей медитации. Если не веришь мне, вот доказательство: во время своего затворничества ты всё время плевал на пол, и твои плевки попадали мне на одежду, смотри. Основной причиной, мешавшей тебе меня увидеть, была твоя неблагая карма. Ты занимался много лет, но недостаточно эффективно, чтобы очистить негативную карму. Сегодня я специально явил тебе больную собаку, чтобы помочь тебе породить сострадание. Сила сострадания огромна, она способна очистить даже тяжкую негативную карму, что произошло и с тобой. Твоё сострадание очистило тебя от неблагой кармы, мешавшей тебе меня увидеть. Если ты всё ещё не веришь мне, посади меня на плечо, иди в город и кричи всем встречным, что у тебя на плече — Будда Майтрейя».

Асанга посадил Будду Майтрейю себе на плечо и пошел по городу, крича: «Люди, смотрите, у меня на плече Будда Майтрейя!» Люди стали говорить, что Асанга сошёл с ума. Но одна старуха, очень добрая женщина, сказала Асанге, что видит у него на плече труп собаки. Это было всё, что она могла увидеть.

На примере этой истории я хочу показать вам одно: всем нашим реализациям, видениям божеств и прочим достижениям препятствует только наша негативная карма. Если вы каждый день будете читать эту молитву и эти мантры, представляя, что из сердца Будды исходят свет с нектаром, очищающий вашу негативную карму—это будет очень хорошая подготовка. При этом вы также ощущаете, что свет и нектар очищают вас от всех болезней и препятствий. Такую же визуализацию делайте во время чтения других мантр. Представьте, что Будда Шакьямуни превращается в Авалокитешвару, и читайте мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Затем Авалокитешвара превращается в Манджушри, и вы читаете мантру ОМ А РА ПА ЦА НА ДИ. Затем Манджушри превращается в Тару, и так далее. Вы должны ощущать, что все эти божества — различные аспекты единого целого. Такой должна быть ваша ежедневная практика.

Тем из вас, кто уже делает практику «Лама чопа», не нужно каждый день читать эту молитву. Гуру-пуджа — более обширная практика чем ежедневная молитва. Если вы делаете обширную практику, краткий вариант вам делать не обязательно. Выполняя эту практику, вы будете каждый день создавать причины своего счастья. Ежедневная практика приносит гораздо большую пользу, чем интенсивный ретрит в течение шести-семи месяцев, после которого вы вообще всё бросаете. Сначала вы должны сделать упор на обязательную ежедневную практику, каждый день старайтесь хотя бы кратко, но выполнять какую-то практику. Принцип лечения болезней тела очень схож с лечением болезней ума. Для излечения физического недуга необходимо регулярно принимать лекарства каждый день и по часам. Поэтому ежедневное обязательство по практике очень полезно для вашего ума. Повторяйте за мной слова по-тибетски (передача обязательства). Итак, теперь делайте эту практику каждый день.

Теперь поговорим о проведении ретрита по практике Прибежища. В целом вы должны начитать чуть больше ста тысяч мантр Прибежища. Если каждую сессию вы будете читать по 1800 мантр, то вы завершите ретрит за пятнадцать дней. Во время ретрита вы можете даже не заниматься подсчётами — просто каждую сессию начитывайте по 1800 мантр. Во время чтения мантр у вас должны быть чётки из ста восьми бусин и горсть монет. Один круг на чётках вы засчитываете не за 108, а за 100 мантр. Прочитав один круг, вы берёте одну монетку и откладываете её в правую сторону. Когда десять монеток переместятся вправо, значит, вы начитали тысячу мантр. А затем вы начинаете перекладывать монетки влево. У вас всё должно быть систематично, чтобы вам не пришлось сомневаться в своих расчётах. Вы можете отложить две монетки в другое место — тогда у вас уже останется восемь монеток, и когда все они соберутся слева — вы начитали 1800 мантр. Это очень легко.

Поскольку во время практики вы будете сосредоточены только на чтении мантры и визуализации, вы можете запутаться в подсчётах, поэтому вам нужна такая система, чтобы подсчёт мантр производился автоматически. Для отсчёта кругов пользуйтесь либо счётчиками на чётках, либо монетками — как вам будет удобнее. Вообще-то, монетки проще, чем счётчики. Этим средством пользуются многие практики, и это им помогает правильно подсчитывать мантры. Потом эти монетки станут вам дороги, и вы сможете хранить их на алтаре. Итак, начитывая по тысяче восемьсот мантр за сессию, вы завершите ретрит за пятнадцать дней.

Для того чтобы выполнять практику Прибежища, вы должны знать, что такое объекты Прибежища. Существуют три объекта Прибежища — Будда, Дхарма и Сангха. В первую очередь, вы должны узнать: кто такой Будда, что такое Дхарма и Сангха? Если у вас нет правильного понимания того, кто есть Будда, ваша практика Прибежища не будет иметь большой силы. Статуя Будды — это не Будда, а лишь олицетворение, символ Будды. Определение Будды таково: это существо, которое полностью освободилось от всех своих омрачений и реализовало весь свой потенциал. Такое существо называется Буддой. Итак, никакого изначального Будды нет. Все будды вначале страдали, как и мы, от своих омрачений. Но затем они очистили своё сознание от всех омрачений и реализовали весь благой потенциал своего ума. В итоге они достигли состояния будды.

Дхарма — это реализация Будды. Мудрость Будды, познающая пустоту, есть Дхарма. Его сострадание, бодхичитты — также Дхарма. Чистота его ума, в которой пресечены все омрачения, — это тоже Дхарма. Всё это называется Дхармой, и это второй объект Прибежища

Третий объект Прибежища — это Сангха. Сангха — это те практикующие, которые достигли прямого познания пустоты. Эти Три Драгоценности называют объектами Прибежища. Итак, вы должны принять Прибежище в Будде, как во враче, который прописывает вам нужное лекарство для исцеления от болезни ваших омрачений. Вы принимаете прибежище в Дхарме, как в действенном лекарстве от болезни. Вы должны практиковать то учение, которое указал вам Будда. Это подобно принятию лекарства. Когда вы принимаете Прибежище в Дхарме, это означает, что вы практикуете согласно учениям Будды. Не вредите другим. Старайтесь помогать другим. Очищайте негативную карму, накапливайте заслуги. Развивайте в себе благие качества — любовь, сострадание, сосредоточение, мудрость, познающую пустоту. Всё это составляет Прибежище в Дхарме. Практикуя всё это, вы тем самым будете культивировать Прибежище в Дхарме. Принимая Прибежище в Сангхе, вы ищете помощи у сестёр милосердия.

В буддийской практике, когда мы принимаем Прибежище в Будде, мы воспринимаем его не как творца всего сущего. Мы не молимся ему: «О Будда, всемогущий Творец! Пожалуйста, избавь меня от всех страданий! Дай мне сиддхи! Пусть всё будет хорошо!» Будда не может сделать так, чтобы у вас всё было хорошо. Он — не Создатель. Согласно теории буддизма, будды и божества не могут быть всемогущими творцами. Если бы они могли сотворить всё сущее, то изначально создали бы всё безупречным. Зачем сначала создавать массу проблем, а потом посылать кого-то людям для разрешения этих проблем? Это нелогично. Итак, в буддизме не признаётся Бог-творец. Если вы верите в Творца, который сотворил всё живое, то, когда вы увидите огромное количество страдающих существ, у вас могут появиться сомнения в таком «творце». Вокруг столько разных страданий, зачем же Бог всё это создал?

Я слышал, что, когда умерла Мать Тереза, в её дневнике нашли следующую запись: «В конечном итоге я сомневаюсь в том, что Господь сотворил всё». За свою жизнь Мать Тереза видела столько страданий и пыталась помогать всем несчастным и обездоленным. Естественно, у неё возникли сомнения: почему Бог создал все эти проблемы? Кто сотворил все эти страдания? Задаваясь всеми этими вопросами, она написала в дневнике, что сомневается в существовании Бога-творца.

Будда, в свою очередь, говорил, что теория Бога-творца логически противоречива. Бог может делать много добра, может помогать нам, но нельзя утверждать, что он создал всё сущее. Буддисты в это не верят. Но при этом буддисты не являются и атеистами, то есть не утверждают, что Бога вообще не существует. В этом мире есть люди, которые утверждают, что есть некий Бог-творец, который сотворил всё сущее. Они уповают только на этого Бога и просят его послать им хлеб насущный. Они ничего для этого не делают, только молятся, и одними молитвами, конечно, хлеб не падает к ним с неба. Другие люди сами зарабатывают себе на жизнь, сами достают еду и деньги и поэтому говорят, что никакого Бога нет. Это атеисты. Итак, одна категория людей верит в Бога-творца, другая же вообще не верит в Бога. С точки зрения буддизма и те, и другие немного впадают в крайность.

Правильный подход должен быть таким: Бог подобен учителю, а мы — ученикам. Учитель не может одним щелчком пальцев превратить ученика в великого учёного. Это невозможно. Это подобно вере в Бога-творца. Вторая крайность — когда ученик думает: мне не нужен никакой учитель, я всё могу постичь самостоятельно, могу сам себя обучить. Если вы учитесь самостоятельно, у вас уйдёт слишком много времени на то, чтобы открыть даже маленькую теорию. Как вы получите все знания об этом мире самостоятельно, без учителя? Срединный путь — это понимание того, что ученик должен наполовину опираться на свои силы, а на другую половину — полагаться на учителя. Буддийский подход к Прибежищу — это принцип «пятьдесят на пятьдесят». На пятьдесят процентов всё зависит от вас, ученика, и на пятьдесят процентов — от учителя. Именно с таким настроем мы принимаем Прибежище в Будде, в божествах и в защитниках Дхармы. И они действительно могут нам помочь. Но при этом половина успеха зависит от нас самих.

Теперь я объясню, почему Будда — подходящий объект для Прибежища. Существуют четыре причины, по которым Будда подходит для принятия Прибежища.

Во-первых, Будда обладает великим состраданием. Все те, у кого есть великое сострадание, являются надежной опорой. В особенности это касается тех, кто заботится о вас больше, чем о себе. Им можно полностью доверять — они вас никогда не обманут и не предадут. Когда ребёнок находится рядом с матерью, он очень спокоен, потому что знает, что мать будет заботиться о нём больше, чем о себе. А человек, у которого нет сострадания, — ненадёжен. Он может быть вашим другом, когда у вас есть богатство, власть и так далее, но, когда у вас начнутся проблемы, он от вас отвернётся. Когда Будда был ещё бодхисаттвой, он много раз жертвовал своей жизнью, посвящая эту жертву нашему счастью. Когда же он стал Буддой, его сострадание возросло ещё больше. Итак, поскольку Будда наделён великим состраданием, поскольку он заботится о нас больше, чем о себе, он — подходящий объект для принятия Прибежища.

Вторая причина, по которой Будда подходит для Прибежища, состоит в том, что он сам освободился от сансары. Если бы он не был свободен от сансары, он не смог бы нас защитить. Если вы тонете в болоте, то человек, который помогает вам выбраться из трясины, должен сам стоять на твёрдой земле. Подобным образом, если Будда сам не свободен от сансары, как он может нас защитить от сансары и омрачений? Итак, вторая причина в том, что он свободен от омрачений и сансары, поэтому он и подходит для принятия Прибежища. С другой стороны, говорится, что божества, которые сами ещё не свободны от сансары, — неподходящий объект для Прибежища.

Третья причина, по которой Будда подходит для принятия Прибежища, — в том, что он обладает полным потенциалом, или силой, для того чтобы помочь всем живым существам. Если бы у него не было этой силы, то одного сострадания было бы недостаточно. Итак, он создаёт все причины для того, чтобы даровать нам защиту, и если мы со своей стороны создадим эти причины, то непременно достигнем результата. Вспомните, что Будда Майтрейя был постоянно готов помочь Асанге, — и как только Асанга приложил все усилия для очищения негативной кармы, он сразу достиг результата — видения Майтрейи. Чтобы достичь просветления, Будда накапливал заслуги в течение трёх неисчислимых кальп и посвящал их благу каждого живого существа. В этом он подобен матери, которая завещает ребёнку всё своё имущество, все деньги, и единственное, что ему надо сделать, — это приехать и забрать всё это. Точно так же Будда создал полную причину для того, чтобы помочь всем живым существам. Однако мы, дети, так и не идём к своей матери, — вместо этого мы продолжаем вращаться в сансаре. Проблема в том, что мы не создаём никаких причин для того, чтобы встать под защиту Будды и освободиться от сансары. Итак, Будда полон сил для оказания нам помощи, но одной его силы недостаточно, поскольку он — не творец всего сущего. Здесь необходим механизм взаимозависимого происхождения, необходимо взаимодействие двух сторон.

Четвёртая причина, по которой Будда подходит для принятия Прибежища, — в том, что у Будды совершенно равностное отношение ко всем. Тот, кто относится ко всем равностно, совершенно надёжен. Если человек относится к людям пристрастно, на него нельзя положиться. Если вы сделаете ему что-то хорошее, он будет вас любить, а если перестанете приносить ему пользу, он вас возненавидит... Надежный человек—это тот, кто всё время относится к вам одинаково, вне зависимости от того, делаете вы ему добро или нет. Мирские боги ненадежны, так как у них нет этой равностности. Когда вы делаете им подношения, они помогают вам, а если вы перестанете ублажать их, они начнут вам вредить. Поэтому на них опираться нельзя. Что касается Будды, то у него настолько равностное сознание, что если один человек будет умащивать его маслами, благовониями, восхвалять его, а другой в то же самое время будет оскорблять его, колоть и резать его тело — он будет испытывать совершенно равное сострадание и к тому, и к другому. Именно в силу своей равностности он подходит для принятия Прибежища

Запомните четыре причины, делающие Будду подходящим объектом для принятия Прибежища. Во время ретрита, приступая к сессии, сначала вы должны прочесть молитву, затем — все мантры, а потом переходите к чтению мантры Прибежища. Предварительно вы должны провести небольшую аналитическую медитацию. Кстати, вы можете одновременно читать мантру и делать аналитическую медитацию. Сначала нужно обдумать, почему Будда подходит для принятия Прибежища — то есть подумать о четырёх положениях, которые я вам дал. Тогда вы ощутите: он действительно является подходящим объектом для принятия Прибежища.

Когда я размышляю о том, почему Будда подходит для принятия Прибежища, то вспоминаю, что он испытывает необычайное сострадание ко всем живым существам, заботится о нас больше, чем о себе, и у меня возникает сильное чувство Прибежища в Будде. Любой человек, чьё сострадание велико, который любит других больше себя, — полностью надёжен, и в нём можно искать прибежище. Будда же надёжен не только благодаря своему великому состраданию, великой любви, но и благодаря тому, что он полностью свободен от своих омрачений. Он также обладает совершенной силой для того, чтобы защитить нас. Его ум настолько равностен, что если один человек режет и истязает его, а другой в это время ублажает его и натирает ароматными маслами, Будда испытывает к обоим абсолютно равное чувство любви и сострадания — настолько он надёжен. По всем этим четырём причинам Будда — по-настоящему надёжный объект Прибежища.

Некоторые тиртхики (небуддисты) утверждают, что их боги — надёжные объекты прибежища, так как способны видеть то, что творится далеко от них. На это великий индийский мыслитель Ашвагхоша возразил: «Если вы, индуисты, считаете, что ваши боги подходят для прибежища, так как могут далеко видеть, вы должны принять прибежище в орлах — они тоже обладают острым зрением». Некоторые утверждают, что их боги подходят для принятия прибежища, потому что способны летать. Этого тоже недостаточно — тогда вам надо принимать прибежище и в птицах, которые летают. Буддисты же считают, что Будда подходит для принятия Прибежища по этим четырём причинам — не только по одной причине, но по всем четырём. С этим трудно не согласиться.

Во-первых, Будда обладает великим состраданием. Он заботится о других больше, чем о себе. Помимо этого, он сам свободен от сансары. Он полностью свободен от омрачений и не тонет в болоте сансары вместе с нами. Он уже освободился из этой трясины, чтобы протянуть нам руку помощи. Кроме того, Будда обладает силой для дарования нам защиты. Если бы, допустим, у него было только сострадание, но не было бы силы, он не смог бы защитить нас. Ваша мать, например, заботится о вас больше, чем о себе, но она — неподходящий объект для прибежища, потому что у неё недостает силы, и она не свободна от сансары. Она заботится о вас больше, чем о себе, но вместе с вами тонет в болоте сансары. Итак, если бы причиной принятия Прибежища в Будде служили бы только его великое сострадание и забота о вас, этого было бы недостаточно для того, чтобы искать у него защиту.

Равностный ум Будды — это также хорошее основание для принятия Прибежища. У нас в Тибете никогда не было института судейства — в случае разногласий тибетцы обращались за помощью к мудрецу, обладавшему равностным, беспристрастным умом. Раньше в тибетском обществе было много таких мудрых людей. Такой человек никогда не будет выгораживать собственного сына — он судит беспристрастно и объективно, по справедливости. Почему такие люди пользовались всеобщим доверием? Потому, что у них было равностное отношение ко всем. Итак, равностность — одна из основных причин для того, чтобы считать кого-либо надёжным.

И для вас также очень важно развивать равностность и в семейных отношениях, и в обществе. Всегда старайтесь взглянуть на ситуацию объективно. Даже если ваш враг делает что-то хорошее, вы должны быть первым, кто скажет: «Это очень хорошо, я его поддерживаю». А если ваш друг поступает неправильно, не поддерживайте его — тем самым вы его испортите. Вы должны честно сказать: «Я тебя люблю, но здесь ты не прав, и я не могу встать на твою сторону». В семье также нужно поддерживать тех, на чьей стороне правда. Вы должны всегда быть на стороне истины. Например, вам не следует во всём поддерживать своего сына и защищать его перед невесткой. Вы должны поддерживать того, кто прав. Тогда в семье не будет проблем и воцарится гармония.

Итак, когда вы обдумаете эти четыре причины, по которым Будда подходит для принятия Прибежища, у вас появится вдохновение. Вы должны культивировать в себе это вдохновение. Когда мы приобретём все эти четыре качества, мы станем буддами. Тогда и мы станем подходящим объектом для Прибежища. Пока же у нас нет этих четырёх качеств. Мы не можем заботиться о других больше, чем о себе. Мы способны заботиться об одном человеке больше чем о себе, но не обо всех живых существах. Кстати, трудно утверждать, что каждый из нас способен заботиться так даже об одном человеке... В наши дни не каждая мать заботится о своём ребёнке больше, чем о себе. Когда вы полюбите всех живых существ больше себя, вы станете бодхисаттвой. Но даже в этом качестве вы ещё не будете полностью подходящим для Прибежища объектом — для этого вам нужно стать Сангхой. Вы будете объектом поклонения, поскольку будете заботиться о других больше, чем о себе, но ещё не будете объектом Прибежища.

Затем, когда вы полностью освободитесь от омрачений, вы станете архатом. У вас уже не будет омрачений, но не будет полной реализации всего потенциала вашего сознания. Когда ум полностью освобожден от омрачений, это ещё не означает, что у этого ума полностью реализован его потенциал. Хинаянские архаты полностью свободны от омрачений, но у них ещё нет достаточного потенциала для того, чтобы помогать всем живым существам. Они не способны являть миллионы тел, которые могли бы помогать живым существам в миллионах миров. Такой способности у них ещё нет. Когда же вы приобретёте это качество, реализуете весь благой потенциал, необходимый для помощи всем живым существам, — вы станете буддой. Будда не только устранил из своего ума все омрачения и ограничения, но и полностью развил все свои благие качества. Он способен являть миллиарды различных тел для помощи живым существам. Когда практикующий достигает пути видения, то есть прямого познания пустоты, он обретает способность являть сто разных тел. Эти тела могут отправиться в сто миров, чтобы получать в них учение и помогать живым существам. На это всё способен один поток ума.

Наверное, вам трудно в это поверить: «Возможно ли, чтобы один ум проявлялся в ста различных телах?» Ваш ум пронизывает всё ваше тело — например, он находится и в вашем пальце, и в ухе. Ваш палец к чему-то прикасается, вы это чувствуете, при этом вы слышите всё то, что я говорю, и видите меня. Всё это — функции одного ума. Bаш единичный ум одновременно выполняет в теле множество функций. Подобным образом благодаря той силе, что вы обретёте, ваш ум будет способен одновременно пребывать не в одном, а в сотне различных тел, выполняющих различные функции. Пока это недоступно нашему пониманию, но тем не менее это существует. Одно из ваших тел будет находиться в Москве, другое — в другом городе. Тело подобно дому. У некоторых богатых людей есть дома в разных странах. Точно так же у арьи есть сто различных домов — домов тела — в разных мирах.

Итак, во время практики, читая мантру, вы анализируете четыре причины, по которым Будда подходит для принятия Прибежища. И у вас возникает в сердце некое чувство. Только читать мантру — недостаточно, при этом нужно испытывать некоторые чувства. Практика Прибежища зависит от создания двух причин. Это так называемые две причины принятия Прибежища.

Первая причина — это страх. Здесь под страхом имеется в виду не тот, что мы испытываем обычно. Буддийская философия гласит, что люди боятся того, чего бояться не надо, но не боятся того, чего им следует бояться. В этом их ошибка. Все встречи заканчиваются разлукой, однако люди боятся расстаться с желанными объектами. Но это неверно. В конечном итоге всё равно придётся расстаться, и бояться этого нет смысла. Все встречи заканчиваются расставанием, поэтому не бойтесь расстаться с тем, что вы любите и что вам дорого. Этого бояться глупо... Допустим, вы увидели в небе красивое облако и боитесь, что оно вот-вот изменит свою форму. Этого бояться глупо, потому что через секунду-другую это действительно произойдёт. Наш страх расстаться с желанными объектами столь же глуп, как страх ребёнка, что понравившееся ему облако вдруг исчезнет. Всего этого вам бояться не стоит.

Или, например, страх перед старостью. В нём также нет никакого смысла. Вы начинаете стареть, по сути, с момента своего рождения — этот процесс необратим. Когда у вас появляются седые волосы, этого не надо бояться, наоборот, это хороший знак — вы получаете приглашение от Владыки смерти. Он шлёт вам сигнал: «Ты уже достаточно пожил, теперь пора готовиться ко встрече со мной». Люди же торопятся закрасить седину, чтобы забыть о старости. Затем смерть присылает вам ещё одно приглашение — морщины на лице. Люди же бегут делать пластические операции... Это самообман. Если ваши волосы поседели, не надо их красить. Вы должны расценить это как приглашение от Владыки смерти и сказать себе: «Я получил приглашение и теперь должен готовиться к смерти». Это очень хорошее напоминание. Вы должны смириться с тем, что рано или поздно постареете. И не надо скрывать от себя признаки старения — лучше примите их, живите с ними.

Ещё нас всё время охватывает панический страх перед неприятностями, которые могут ожидать нас в будущем. Этот страх мы чувствуем постоянно. Но и здесь нечего бояться. Какую карму мы создали, такой результат и получим. Наш страх не помешает этой карме проявиться, поэтому бояться не следует. Все наши мирские страхи лишь добавляют нам депрессии, но ничем нам не помогают. Когда вы слишком сильно боитесь чего-то неприятного, это со временем переходит в паранойю, в навязчивую идею. Вы должны понимать, что в сансаре всё самое худшее всё равно с нами случится. Не бойтесь этого.

Чего же вам надо бояться? Вы должны бояться причин страдания и негативной кармы. Вы должны бояться рождения в низших мирах, потому что это — настоящая катастрофа. В человеческой жизни в действительности ничего кошмарного нет. Настоящий кошмар случится, если завтра вы внезапно умрёте и родитесь в мире животных — каким-нибудь бараном. Вот это будет несчастьем. Даже если я буду непрерывно давать вам учение десять лет подряд, вы, будучи бараном, не сможете понять ни слова. Я буду учить вас, а вы будете мотать головой. Вы будете думать: «Где бы найти сочную травку? Не болтали бы так много, лучше дали бы мне пощипать травки!» И мне будет очень трудно вам чем-либо помочь.

Итак, вашим первым реальным страхом должен быть страх перед внезапной смертью и рождением в низших мирах. Этого следует бояться, эта опасность нам реально грозит. Образно говоря, мы висим над пропастью, цепляясь за край обрыва, и руки наши ещё в человеческой жизни, а ноги уже провалились в низшие миры. Мы вот-вот сорвёмся и упадём... Таково наше реальное положение, верите вы в это или нет. Сначала вы должны осознать, что вот-вот упадёте в пропасть низших миров. Тогда вы будете изо всех сил цепляться за скалу человеческой жизни, будете стараться подтянуться и встать на неё обеими ногами. Сейчас мы ещё обладаем человеческой жизнью, но нет никакой уверенности в том, что в следующей жизни мы также родимся человеком.

Исследуйте свою карму, как математик, вычислите, какова вероятность того, что в следующей жизни вы вновь будете человеком. Эти расчёты очень просты. Где мы родимся — в высших мирах или в низших — зависит от того, сколько у нас положительной и отрицательной кармы. В этой жизни вы — люди, вы кое-что узнали о Дхарме, имеете какое-то представление о том, что правильно, а что — нет. Посчитайте, сколько вы создали позитивной и негативной кармы с момента своего рождения и по сей день. Например, если хотя бы один раз вы в ярости обозвали кого-то «собакой», тем самым вы создали кармическую причину для того, чтобы пятьсот раз родиться собакой. Такой реальный механизм кармы. Будда открыл этот закон и объяснил это людям. У него не было ни малейшего повода говорить неправду. Точно так же, когда учёные на основании своих опытов и открытии говорят: «Если вы выпьете такой-то яд, это причинит вашему организму такой-то вред», — у них нет причин нам лгать. Мы не знаем всех подробностей этих биологических реакций, но верим им на слово. Итак, когда вы исследуете свои поступки, то поймёте, что за свою жизнь создали гораздо больше негативной кармы, чем позитивной. А сколько мы накопили негативной кармы с незапамятных времён, за все наши бесчисленные рождения, по большей части — нечеловеческие? Только представьте... Если вы проведёте вычисления, то получите следующий результат: из ста процентов у вас, возможно, один или два процента вероятности снова родиться человеком. Зато на девяносто восемь или девяносто девять процентов вы рискуете попасть в низшие миры. Подумайте об этом, и тогда у вас возникнет некий страх — страх перед тем, чего на самом деле следует бояться. Этот страх заставит вас искать Прибежище, защиту от этого кошмара. И вы поймёте, что такое Прибежище могут даровать вам Будда, Дхарма и Сангха.

Когда у вас породится такой страх и в поисках Прибежища вы обратитесь к Будде, Дхарме и Сангхе, на следующем этапе вы задумываетесь над тем, почему Будда подходит для принятия Прибежища. Тогда вы анализируете четыре качества Будды, о которых я говорил. Именно в такой последовательности вы должны обдумывать эту тему.

Когда у вас породится сильная вера в Будду, Дхарму и Сангху, обратитесь к ним с просьбой: «Три Драгоценности, прошу вас очистить меня от основной причины рождения в низших мирах — моей негативной кармы! Пожалуйста, защищайте меня жизнь за жизнью!»

Три Драгоценности могут дать вам такую защиту, что если перед смертью вы примете в них Прибежище, то на одну жизнь будете спасены от рождения в низших мирах. Такова их сила. Таким образом, сильный страх перед низшими мирами и сильная вера в Будду, Дхарму и Сангху являются двумя основными причинами Прибежища. Кроме того, если это возможно, подумайте о страданиях животных, о страданиях голодных духов и страданиях, которые испытывают мученики в адах. Представьте, что завтра вы внезапно умрёте и родитесь животным. Как это будет невыносимо! Ощутите себя в шкуре животного, и тогда в вашем сознании откроется некое новое измерение. Ваши обывательские проблемы перестанут обременять вас. Таким образом, вы должны поочерёдно обдумать страдания животных, голодных духов, существ в аду. Скажите себе: «Как я смогу вынести все эти страдания?»

Мы рождаемся не только в мире людей. В зависимости от своей кармы мы постоянно перерождаемся в одном из шести миров, переходя из одного мира в другой. Это происходит со всеми живыми существами, наделёнными сознанием. Не думайте, что люди рождаются только людьми, а собаки — только собаками, это нелогично. Это весьма примитивное представление о жизни. Если собака, допустим, создала много хорошей кармы, почему же она не может родиться человеком? Думать, что каждый из нас навеки заключён в рамки одного мира, — все равно, что делить людей на касты. Раньше было принято считать, то править страной могут только аристократы, а простолюдины на это не способны. Это кастовая система. Я слышал, что в некоторых религиях утверждают: «Человек может родиться только человеком, а собака — только собакой». Это тоже кастовый подход, логически безосновательный. Это заблуждение. Не думайте, что вы, люди, будете рождаться всегда только людьми. Если вы создадите большую негативную карму, вас ждёт ещё более печальная участь, чем рождение собакой. Таков механизм причинно-следственной связи. Ваше будущее не зависит от того, кем вы являетесь сейчас. Оно зависит от причин и следствий. Даже если вы — брат самого Далай-ламы, закон причинно-следственной связи вас не пощадит.

Итак, вы должны знать: есть три высших мира и три низших. Место вашего будущего рождения зависит от вашей кармы. Чем больше вы будете бояться рождения в неблагих уделах, тем лучше и чище станет ваше Прибежище. Думая обо всём этом, вы не прекращаете чтение мантры.

После этого, когда у вас породится сильная вера в Будду, Дхарму и Сангху, вы заканчиваете аналитическую медитацию и начинаете выполнять визуализацию. Всё это время вы непрерывно, автоматически читаете мантру. Подсчёт мантр также должен быть автоматическим, поскольку в это время в вашем уме ведётся большая многоплановая работа. Итак, завершив свой анализ, вы представляете перед собой Будду Шакьямуни, окружённого божествами и защитниками Дхармы. Это благородное собрание называется Полем заслуг. Читая мантру, вы представляете, что из сердца Будды, а также из сердец всех других фигур Поля заслуг исходит белый свет с нектаром, который стекает на вас, заполняет ваше тело и очищает вас от огромного количества негативной кармы, которая может ввергнуть вас в низшие миры.

Сначала свет и нектар очищают вас от негативной кармы, созданной действиями вашего тела. Вы концентрируетесь на этом. В это время вы должны почувствовать раскаяние, сожаление о негативной карме. Вы должны сказать себе: «Я ошибался, мне не надо было это совершать, но я совершил это по своему неведению. Как я сожалею об этом!» Сначала вы делаете нисходящее очищение, представляя, что свет и нектар наполняют вас сверху вниз и вымывают из вас все загрязнения. Затем вы делаете восходящее очищение: когда в сосуд наливают воду, вся грязь со дна всплывает на поверхность. Если при нисходящем очищении вся негативная карма выходила из вас через нижние отверстия тела в виде скорпионов, змей, пауков, крови, гноя и т.д., то при восходящем очищении вы представляете, что свет и нектар поднимаются вверх по вашему телу, и вся грязь и нечистоты выходят из вас через верхние отверстия. Сегодня мы на этом остановимся, а завтра я закончу объяснение.

3


Лекция третья


Породите в себе правильную мотивацию. Вчера мы с вами говорили о том, как проводить ретрит по практике нёндро Прибежища. Я рассказал вам, почему нам необходимо выполнять нёндро Прибежища, и каковы преимущества этой практики. Мы остановились на визуализации, которую нужно делать во время чтения мантры Прибежища.

Коротко повторю то, что мы уже обсудили. Перед сессией необходимо расставить подношения на алтаре и так далее. Вы садитесь на подушку для медитации и сначала читаете ежедневную молитву, а после неё — те мантры, что я вам передал. Каждую мантру читайте по три раза, и не нужно их петь — просто читайте. Всё, что я сейчас говорю, касается практики Прибежища в затворничестве. Затем представьте перед собой на львином троне Будду Шакьямуни — вы визуализировали его ранее во время молитвы. Теперь нужно представить его ещё отчётливее и ярче. Когда вы начинаете читать мантру, сначала нужно провести аналитическую медитацию, которую я дал вам ранее, — для того, чтобы породить в себе чувство Прибежища. Породите в себе причины Прибежища: страх и веру. Затем, продолжая читать мантру НАМО ГУРУ БЭ..., представьте, что из сердца Будды исходят свет с нектаром, который наполняет ваше тело и очищает вас от большого количества негативной кармы, созданной действиями тела. Не прекращая чтения мантры, сначала делайте нисходящее очищение, затем — восходящее очищение. Нисходящее очищение подобно принятию душа: свет и нектар льются на вас сверху, проникают в ваше тело и очищают. Восходящее очищение подобно наливанию воды в чашку, когда вся грязь со дна всплывает на поверхность. Точно так же вы представляете: нектар и свет поднимаются снизу вверх по вашему телу, и все ваши загрязнения и негативная карма тела выходят через верхние отверстия.

Третье очищение — это спонтанное очищение. Это подобно тому, как в тёмной комнате включают свет, и вся тьма мгновенно исчезает. Вы представляете, что от Будды к вам протягивается луч света, и как только он проникает в вас, тьма омрачений, негативной кармы вашего тела мгновенно рассеивается. Вы должны это почувствовать. Продолжая начитывать мантру, вы представляете, что из сердца Будды исходит красный свет с нектаром. Ваше тело наполняется красным светом и нектаром... Если можете, представляйте, что сначала из межбровья Будды исходят белый свет с нектаром, и делайте нисходящее, восходящее, спонтанное очищение. Затем из горла Будды исходит красный свет с нектаром, и вы начинаете новый цикл — очищение негативной кармы речи. Здесь также надо сделать нисходящее очищение, восходящее и спонтанное очищение. Во время этих циклов очищения вы визуализируете, что негативная карма — сначала тела, а затем и речи — выходит из вас в виде крови, гноя, сажи, скорпионов, пауков, змей и тому подобной нечисти. Все загрязнения выходят через отверстия вашего тела в виде разнообразных омерзительных существ.

Затем представьте, что из сердца Будды исходят синие лучи света с нектаром, которые наполняют ваше тело и очищают вас от негативной кармы ума. Вы вновь совершаете три вида очищения, всё это время автоматически читая мантру. На четвёртом этапе вы представляете, что из межбровья, горла и сердца Будды одновременно исходят белый, красный и синий свет с нектаром. Ваше тело наполняется радужным светом и нектаром, и вы очищаетесь от негативной кармы, которую вы накопили одновременно действиями тела, речи и ума. Кроме того, вы чувствуете, что получаете благословение тела, речи и ума Будды, ощущаете, что встаёте под защиту Будды, Дхармы и Сангхи. Вы с сильной верой принимаете Прибежище в Будде как во враче, который лечит вас от болезни омрачений и очищает от негативной кармы рождения в низших мирах. Дхарма — это лекарство, которое, собственно, исцеляет вас, а Сангха—это сестры милосердия, которые помогают вам в исцелении. С этим чувством вы просите Три Драгоценности о том, чтобы они даровали вам Прибежище.

Если, завершив всю эту медитацию, вы ещё не начитали 1800 мантр, которые должны прочитать за сессию, начните этот цикл снова. Сначала — небольшая аналитическая медитация для порождения чувства Прибежища. Затем — очищение негативной кармы тела, речи и ума и одновременное очищение кармы тела, речи и ума. Наконец, заключительная просьба к Трём Драгоценностям всё время защищать вас. Закончив практику очищения, вы должны представить, что вся негативная карма, которая вышла из вашего тела в виде всяких нечистот, проникла глубоко под землю. Под землей находится чудовище, людоед, и вся эта негативная карма стекает в его разинутую пасть. Вы должны представить, что, попав ему в пасть, вся эта грязь превращается в нектар. На самом деле существует много вредоносных духов, которые постоянно хотят причинить вам вред, — всех их вы визуализируете в облике этого людоеда. Вся негативная карма, которая попадает ему в пасть, превращается в нектар, и он насыщается им и чувствует удовлетворение. Теперь вместо того, чтобы стремиться навредить вам, он хочет вам помочь. Затем его пасть закрывается и запечатывается двойной ваджрой.

Когда вы начитаете 1800 мантр, сделайте посвящение заслуг. На этом ваша сессия закончена. В перерывах между сессиями во время ретрита вам нужно поменьше заниматься всякими посторонними делами. Было бы замечательно, если бы на период ретрита вы дали обет молчания или хотя бы поменьше разговаривали. Следите затем, чтобы все ваши слова были только о Дхарме либо вызваны необходимостью. Поскольку вначале очень трудно отличить Дхарму от того, что Дхармой не является, то если речь идёт не об учении, лучше молчать. Вы можете поступить так: один день вы вообще не разговариваете, на второй день можете немного поговорить, но строго о Дхарме, а следующий день опять проведите в молчании. Можете на шею повесить табличку: «У меня обет молчания!» Видя это, другие не будут с вами заговаривать. А иначе они забудут, что вы дали обет молчания, и будут задавать вам вопросы, а вы, тоже забывшись, начнёте им отвечать... Обет молчания — отличная практика развития внимания и осознанности, так как вы должны будете всё время помнить о том, что не разговариваете. Вначале вам будет трудно, иногда вы будете забывать об этом обете, но постепенно привыкните.

Во время ретрита между сессиями медитации также очень важно читать буддийские книги, посвященные теме Прибежища. Можете немного заниматься йогой. Это будет очень полезно для разминки — ведь во время сессии вам приходится подолгу сидеть в одной позе. Но не занимайтесь йогой непосредственно перед сессией — ваша энергия пойдет вверх, ум придёт в состояние возбуждения, и вам очень трудно будет сосредоточиться.

Очень хорошим упражнением являются простирания. Вы можете делать простирания в перерывах между сессиями. Одно из самых лучших упражнений — это полное простирание. Оно оказывает замечательное воздействие на всё тело. Но самое главное — с помощью простираний вы сможете накопить заслуги и очистить очень большую негативную карму. В буддизме существуют два вида простираний — полупростирание и полное простирание.

Каждое ваше движение во время простирания глубоко символично. Когда вы ставите соединённые ладони на макушку, тем самым вы создаёте причину для обретения в будущем ушниши Будды. Когда вы прикасаетесь ладонями ко лбу, это символизирует создание причины обретения тела Будды. Затем вы прикасаетесь ими к горлу, что является причиной обретения речи Будды. Вы можете про себя пожелать: «Да смогу я обрести речь Будды!»

Что такое тело Будды? Когда вы обретёте тело Будды, у вас будет как грубое, так и тонкое энергетическое тело. Своё грубое, материальное тело вы можете являть во множестве различных форм, во множестве разных миров, и тем самым помогать живым существам. Что касается тонкого энергетического тела, то оно вездесуще. Везде, где люди и иные существа верят в вас, вы сможете являться прямо перед ними в тонком энергетическим теле. Это качество тела Будды уникально. Несмотря на то, что тонкое энергетическое тело Будды непостоянно, оно неразрушимо, и его поток вечен.

Каковы качества речи Будды? Будда может произнести одно слово, и его поймут тысячи человек, говорящих на разных языках. Каждый услышит это слово на своём языке, и у людей возникнет вера в Дхарму.

Когда вы касаетесь ладонями сердца, в районе сердечного центра, это символизирует причину обретения ума Будды. Затем вам нужно опуститься и вытянуться на полу. Когда вы полностью опускаетесь на пол во время простирания, вы должны почувствовать, что вы подрубаете под корень древо сансары, и оно падает. Вы вытягиваетесь на полу, представляя, что древо сансары падает, но сами не должны так же падать, иначе второе простирание уже не сможете сделать. Вы становитесь на колени и плавно вытягиваетесь на полу, а затем поднимаетесь — в обратной последовательности. Когда вы встаёте, представьте, что вы поднимаетесь навстречу освобождению. Вы должны представлять, что делаете простирания перед стопами тысяч будд и бодхисаттв. Очень полезно также визуализировать, что вы делаете простирания не в единственном числе, а в миллионах тел. Чем больше тел вы представите, тем больше накопите заслуг. Многие тибетцы способны с помощью простираний вылечиться от болезней. Это правда.

Итак, вы можете ежедневно делать простирания дома. Я дам вам передачу мантры увеличения заслуг от простираний. Если вы будете делать простирания с этой мантрой, ваши заслуги возрастут в сто тысяч раз. Поскольку среди вас есть новички, сначала я снова передам вам обет Прибежища. Те, кто уже принял этот обет, должны ощутить, что теперь ваш обет Прибежища ещё больше укрепился. Основной обет Прибежища — непричинение вреда другим. (Передача обета Прибежища и мантры увеличения заслуг от простираний). Перед каждым простиранием вы должны один раз прочитать эту мантру. А во время самого простирания читайте мантру Прибежища: НАМО ГУРУ БЭ НАМО БУДДАЯ...

Кроме того, поскольку мы с вами едим мясо, очень важно иметь передачу мантры благословения мяса. Перед тем как съесть что-нибудь мясное, нужно прочитать эту мантру семь раз и затем подуть на мясо. Это не только очистит негативную карму употребления мяса, но и благословит сознание этого животного и поможет ему получить более благоприятное перерождение. Каждый раз, когда вы едите мясо, следует осознавать, что благодаря доброте животного, чью плоть вы едите, вы способны выжить, и желать отблагодарить его даянием Дхармы. Вы должны молиться о том, чтобы в будущем получить возможность даровать этому существу Дхарму, тем самым, отблагодарив его за доброту к вам.

Итак, я передал вам основные мантры. Ещё, конечно, осталось множество мантр, которые вы не получили. Я передам их вам как-нибудь в другой раз. Сейчас вам пока достаточно мантр — пользуйтесь ими. Читайте эти мантры во время индивидуальной практики, но не рассказывайте о них своим друзьям. Не нужно, например, объяснять людям, как благословлять мясо, и передавать им эту мантру. Делайте всё это сами — другим не обязательно об этом знать.

В перерывах между сессиями вы можете после йоги делать некоторое количество простираний. Вторую сессию следует выполнять в той же последовательности, что и первую. Старайтесь сохранять один и тот же ритм на каждой сессии. Каждый день ваши занятия должны протекать в одном и том же ритме, по одному и тому же графику. Во время ретрита постарайтесь как можно меньше есть, не переедать. Если ваш желудок поделить на четыре части, то две из них должны быть заполнены пищей, одна — водой, а одну следует оставлять пустой. Тогда вам будет легко сосредоточиться, легко медитировать. Если ваш желудок переполнен, вам будет тяжело сидеть на сессии. Как я вам уже говорил, во время ретрита следует питаться два раза — утром и днём, но обходиться без ужина. Вместо ужина можно выпить чая с печеньем. Поэтому не надо делать слишком много простираний — трёх-четырёх достаточно. И не слишком интенсивно занимайтесь йогой. Чем больше вы будете делать физических упражнений, тем больше потратите энергии, и вам соответственно потребуется больше еды. Но йога хороша тем, что в это время вы не теряете много энергии. Вы должны делать все движения мягко, неторопливо, растягивая мышцы своего тела. Если каждый день вы будете следовать одному и тому же режиму, за пятнадцать дней вы завершите свой ретрит.

На следующий день после завершения ретрита вы должны сделать большое подношение перед алтарём — поставить на столик пирожные, фрукты и другие угощения. Затем прочтите ежедневную молитву с чувством благодарности буддам, божествам и защитникам Дхармы за то, что они помогли вам провести этот ретрит. Скажите: «Благодаря вашей доброте и поддержке, мой ретрит прошел без препятствий. Прошу вас, благословите меня на то, чтобы в будущем я имел возможность уходить в ретрит снова и снова».

После этого можете расходиться по домам. После ретрита не надо возвращаться к старой жизни, к старым привычкам. Постарайтесь немного измениться к лучшему и вести себя по-другому — лучше, чем раньше. Вам нужно в своём поведении подняться на качественно новый уровень. Вы должны считать себя духовным человеком — человеком, который живёт по принципу ненасилия, непричинения вреда другим. Очень важно иметь какие-то жизненные принципы и следовать им любой ценой. Вы должны сказать: «Я ни за что на свете не буду вредить другим — чего бы мне это ни стоило». Это должно стать вашим принципом. Люди, у которых есть свои принципы, очень сильны. Если вы придерживаетесь принципов ненасилия, непричинения вреда, помощи другим, то счастье придёт к вам само собой. Вы должны быть подобны не собаке, а снежному льву. У снежного льва есть принцип: достичь вершины снежной горы. Когда он достигнет цели, то получит всё, что ему надо. Поэтому он будет следовать своему пути, своим принципам, не глядя по сторонам и не бросаясь к каждому куску мяса, летящему в его сторону. Он принципиально будет следовать своему пути. А собаки поступают наоборот — они беспринципны. Как только собака увидит кусок мяса, она тут же бросится за ним. Вы должны понять, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если вы, как собака, будете бросаться за каждым лакомым куском, то попадёте в западню.

Очень важно быть принципиальным человеком, но вести простой образ жизни. Не старайтесь понравиться другим, произвести на них впечатление. Живите скромно и будьте естественны. Тогда, если вы — золото, все увидят его сияние, вам не надо будет ничего объяснять. Живите просто, превращайте себя в золото, и золото воссияет само собой. Если вы будете следовать своим принципам, ваша жизнь обретёт смысл. Если вы следуете буддийскому учению, то должны понимать, что одному человеку не так трудно стать счастливым, но помочь другим — очень трудно.

Итак, я дал вам достаточно наставлений для вашей практики. Очень важно каждый день читать молитву и выполнять краткую медитацию. Делайте это с чувством, сердечно. А теперь — посвящение заслуг.



vse-dlya-fronta-vse-dlya-pobedi.html
vse-dolzhno-hranitsya-v-sisteme-upravleniya-versiyami-zakon-boj-skautov-robert-martin-robert-c-martin-uncle-bob.html
vse-eksperti-i-vse-oprosi-mogut-skazat-kakie-knigi-pokupayutsya-luchshe-kakie-huzhe-ili-kakie-zhanri-no-kakaya-kniga-dejstvitelno-nuzhna-neobhodima-vostrebovana-stranica-7.html
vse-est-vo-vsem-o-malchike-kotorij-umel-letat-ili-put-k-svobode.html
vse-eto-ulozhilos-u-menya-v-golove-okolo-tridcati-treh-let-nado-zametit-chto-togda-ya-ne-bil-znakom-s-teoriyami-vernadskogo-i-gumileva-ne-chital-shopengauera-i-to-stranica-3.html
vse-formuli-po-algebre-i-geometrii.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashij-sbornik-posvyashennij-nacionalnim-problemam-v-sssr-publikuetsya-v-ramkah-shirokoj-programmi-demokratizacii-obshestvennoj-misli-osvobozhdeniya-ee-ot-okov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovnie-napravleniya-sovremennoj-psihoterapii-dlya-napravleniya-030300-68-psihologiya-podgotovki-magistra.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mutodi-i-upravlenie-konfliktami.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-state-of-the-problem-of-teachers-scientific-meth-odical-preparedness-to-using-internet-for-developing-the-scientific-potential-of-senior-pupils.html
  • reading.bystrickaya.ru/menedzhment-turizma-v-stranah-sng-na-praktike-sushestvuet-uzhe-davno-no-teoriya-ego-razrabotana-otnositelno-slabo-mnozhestvo-publikacij-raznoobrazie-podhodov-v.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-2-vklyuchaet-instrukciya-ob-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-moskovskom-universitete-mvd-rossii-moskva-2006.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-rozhdeniya-17-sentyabrya1969-g.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-rossii-xx-vek.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klassifikaciya-vidov-tormozheniya-kurs-lekcij-po-discipline-fiziologiya-centralnoj-nervnoj-sistemi-i-visshej-nervnoj.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-za-dohodite-1-balans-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-18-aprelya-2006-g.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-zarabotat-na-konsaltinge-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-obrazovatelnoj-i-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-uchrezhdeniya-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-sankt-peterburge-proshla-press-konferenciya-po-zashite-semi-institut-semi-i-zakonodatelstvo-o-gendernom-ravenstve.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/o-byudzhetnoj-sisteme-v-pridnestrovskoj-moldavskoj-respublike-stranica-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-18.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mitropolit-nikolaj-yarushevich.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-nazvat-ten-timoti-roderik-misterii-temnoj-luni.html
  • school.bystrickaya.ru/kreditnaya-kooperaciya-v-stranah-azii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pridatochnie-predlozheniya-obraza-dejstviya-adverbial-clauses-oi-manner.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sokrashennoe-na-russkom-yazike-mou-urmarskaya-sosh-1-im-g-e-egorova-stranica-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-upravleniya-roskomnadzora-po-moskve-i-moskovskoj-oblasti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/58-teoriya-prazdnogo-klassa-i-protivorechij-kapitalisticheskogo-obshestva-t-veblena.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-voda-v-prirode-i-zhizni-cheloveka-ponyatie-o-gidrosfere-proishozhdenie-struktura.html
  • learn.bystrickaya.ru/garri-potter-i-uznik-azkabana-stranica-9.html
  • assessments.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-dlya-uchashihsya-mou-sosh-95-na-18-0219-02-5-a-klass.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rechevoj-etiket-prakticheskoe-posobie-moskva-udk-159-98-bbk-88-5-k89.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-germaniya-v-xii-xv-vv-istoriya-srednih-vekov-v-dvuh-tomah-pod-p-obshej-redakciej.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-tuve-2-aprelya-ozhidaetsya-poteplenie-informacionnoe-agentstvo-tuvaonline-01042012.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/investicionnij-klimat-i-investicionnij-potencial-rossii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-viii-neobhodimoe-predislovie-kniga.html
  • tasks.bystrickaya.ru/133-plan-raboti-otdela-po-delam-molodezhi-i-vospitatelnoj-rabote-plan-raboti-municipalnogo-kazennogo-uchrezhdeniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/pablik-rilejshnz-i-imidzhelogiya-g-g-pochepcov-informacionnie-vojni.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-gentlepersons-guide-to-forum-spies-forum-shpionov-informacionnij-byulleten-osint-26-iyul-avgust-2012-g.html
  • school.bystrickaya.ru/ekspozicionno-vistavochnaya-deyatelnost-muzeya-morskogo-flota.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.