.RU

Возрождение русской святости

Перевезенцев С. В.

В XIX в., несмотря на усиление позиций Русской Православной Церкви, тема святости не получила широкого развития, а канонизации совершались редко (например, в 1830-е гг. был канонизирован святитель Тихон Задонский). В начале XX вв. стремление к возвращению идеи святости в русскую жизнь усилилась, причем инициаторами и участниками прославлений были император Николай II и его семья. Так были канонизированы преподобный Серафим Саровский, святитель Гермоген, княгиня Анна Кашинская (вторично). А вообще, по сведениям Синодальной Комиссии по канонизации святых, с 1721 по 1917 г. к общецерковному почитанию было прославлено 11 подвижников.

Но независимо от того жила и развивалась русская православная духовная жизнь, жила и множилась Святая Русь. Православное богословие продолжало традиции "ученого монашества" XVIII века. Еще в начале XIX столетия открываются несколько Духовных академий — Санкт-Петербургская (1809 г.), Московская в Троице-Сергиевой Лавре (1814 г.) Киевская в Киево-Печерской Лавре (1819 г.). Позднее возникнет Казанская Духовная академия.

В Духовных академиях изучались самые сложные метафизические системы новой европейской философии. Неслучайно, что академии, при серьезности изучения философии, долгое время поставляли преподавателей философских дисциплин в университеты. Среди них были действительно незаурядные ученые, такие как П.Д. Юркевич, М.М. Троицкий, архимандрит Феофан (Авксенев), О.М. Новицкий, С.С. Гогоцкий, М.И. Владиславлев и некоторые другие. Наиболее яркие русские мыслители, служившие в Духовных академиях — профессор Московской Духовной академии, протоиерей Ф.А. Голубинский (1797–1854) и профессор Санкт-Петербургской Духовной академии В.Н. Карпов (1798–1867). Вообще влияние академических философов на развитие русской философской традиции трудно переоценить. Особо это касается начального периода ее развития, когда многие светские любомудры, из-за неимения правильного школьного философского образования находились зачастую перед неразрешимыми проблемами в изучении различных философских систем. Большую роль в становлении философского обучения в Духовных академиях сыграл ученик митрополита Платона (Левшина), святитель митрополит Московский и Коломенский Филарет, ставший первым в России доктором богословия.

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1782–1867) родился в Коломне в семье священника. Учился в семинарии Троице-Сергиевой Лавры, где обратил на себя внимание митрополита Московского Платона (Левшина). В 1808 г. принял монашеский постриг, а в 1812 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и настоятелем Новгородского Юрьева монастыря в сане архимандрита. С 1821 г. — архиепископ Московский, в 1826 г. был возведен в сан митрополита. Уже в эти годы Филарет стал известен как талантливый православный богослов, автор "Христианского катехизиса Православной кафолической Восточной Греко-Российской Церкви" (1823 г.). Именно митрополит Филарет был составителем и хранителем тайного манифеста-завещания императора Александра I о передаче им престола великому князю Николаю Павловичу. Позднее, в 1861 г. митрополит Филарет написал знаменитый Манифест об отмене крепостного права. Огромный труд митрополита Филарета — подготовка и издание нового перевода Библии на русский язык, который вышел в свет уже после кончины святителя в 1877 г. Митрополит чутко реагировал на сочинения русских литераторов. Известен его поэтический диалог с А.С. Пушкиным в конце 1820-х гг. Святитель в своих стихах напомнил поэту, переживавшему чувство тоски и безотрадности, о смысле жизни и высоком предназначении человека.

Митрополит Филарет твердо стоял за чистоту православной веры, был непримиримым противником сектантства и суеверий. Он отказывался от потворства светским обычаям, заведенным со времен Петра I и противным духу Русской Церкви. К примеру, в 1829 г. вопреки пожеланию императора Николая I Филарет отказался участвовать в освящении Триумфальных ворот в Москве, украшенных иероглифами, зверообразными фигурами и языческими лжебожествами. Святитель резко выступал против материализма и нигилизма, проповеди которого неоднократно звучали в либеральной и "передовой" печати. В Москве святитель Филарет приложил много усилий к тому, чтобы искоренить чуждые русскому православному сознанию и враждебные российской государственности масонские увлечения. Так, по его инициативе произошло переосвящение храма архангела Гавриила (на Чистых прудах), до того превращенного в место сборища московских масонов. Святитель Филарет защищал государственные интересы Российской империи. Так, в 1863 г. он высказывался за сохранение единства России, за подавление мятежа в Царстве Польском и западных губерниях, осуждал всякую нерешительность правительства в борьбе с польскими мятежниками. Труды митрополита Филарета были по достоинству оценены потомством — в 1994 г. он был канонизирован Русской Православной Церковью. День памяти 19 ноября (2 декабря).

В XIX столетии в царствование императора Николая I Павловича высшего пика достигло понимание Россией и самим государем великого духовного смысла существования Российской империи на земле. Современный исследователь М.Д. Филин совершенно справедливо отмечает, что сам император, конечно же, не был мыслителем на троне, и не дано ему было создать теорию грядущей "Христианской Империи". Но его русская православная душа, наполненная готовностью к свершению духовного подвига, несомненно, интуитивно чувствовала этот великий духовный смысл бытия России. И потому духовная энергия императора пробудила к жизни, стимулировала труды многих русских мыслителей.

Одним из таких мыслителей, охваченных истинным духовным порывом, пробужденным государем, был министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров (1786–1855). Еще в 1832 г. в своей записке на имя императора С.С. Уваров писал об "истинно русских охранительных началах Православия, Самодержавия и Народности, составляющих последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия Отечества". При своем вступлении в должность министра в 1833 г., С.С. Уваров провозгласил принцип деятельности министерства: "Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности".

В 1837 г., в отчете о деятельности вверенного ему министерства С.С. Уваров раскрывал сущность этой тройственной формулы: "При оживлении всех умственных сил охранять их течение в границах безопасного благоустройства, внушить юношеству, что на всех степенях общественной жизни умственное совершенствование без совершенствования нравственного — мечта, и мечта пагубная; изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в юных умах уважение к отечественному и полное убеждение, что только приноровление общего, всемирного просвещения к нашему народному духу может принести истинные плоды всем и каждому; потом обнять верным взглядом огромное поприще, открытое перед любезным Отечеством, оценить с точностью все противоположные элементы нашего гражданского образования, все исторические данные, которые стекаются в обширный состав Империи, обратить сии развивающиеся элементы и пробужденные силы, по мере возможности, к одному знаменателю; наконец, искать этого знаменателя в тройственном понятии "Православия, Самодержавия и Народности" — вот в немногих чертах направление, данное Вашим Величеством…"

Так, в нескольких кратких выражениях и родилась знаменитая формула, может быть, одна из самых знаменитых в истории России, более того, выражающая идеал истинного устройства земного бытия России — Православие, Самодержавие, Народность. Немного позднее эта формула стала основой так называемой "теории официальной народности". А в русских сердцах она получила и еще одно звучание: "За Бога, Царя и Отечество!".

Первооснованием для теории официальной народности явились идеи Н.М. Карамзина, изложенные в его записках "О древней и новой России" и "Мнение русского гражданина", в которых историк предложил концепцию российского самодержавия как Палладиума России. Эти идеи всецело были разделяемы и даже вдохновляемы самим императором Николаем I. Еще в 1826 г. при посещении Императорского Московского университета император выразил желание видеть в студентах университета "прямо русских", подчеркивая тем самым национальный характер своей политики.

Наряду с С.С. Уваровым большую роль в формировании теории официальной народности сыграли профессор русской истории М.П. Погодин, а также академик и профессор русской словесности С.П. Шевырев. В своей научной и педагогической деятельности в Императорском Московском университете они оба выступали за роль науки и просвещения, как охранительницы и блюстительницы общественного спокойствия, внося своими взглядами определенный вклад в развитие официальной идеологии царствования императора Николая I. Значительную роль в пропаганде официальной идеологической формулы сыграл академик и профессор русской истории Н.Г. Устрялов и некоторые другие. Впоследствии формулу "Православие. Самодержавие. Народность" историк А.Н. Пыпин назвал "официальной народности теорией" (в журнале "Вестник Европы", 1872–1873 гг.). Данное название и закрепилось в научной и научно-популярной литературе.

"Православие. Самодержавие. Народность" — это, конечно, духовно-политический идеал, к которому должна стремиться Российская империя, ибо в этой формуле обозначено столь чаемое на Руси триединство веры, власти и народа. Но "Православие. Самодержавие. Народность" — это еще и краеугольный принцип, на основе которого предполагалось строить всю русскую жизнь.

"Православие" — так звучит первый элемент русской духовно-политической триады. С.С. Уваров писал: "Исконно и глубоко привязанный к Церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть". И именно в годы царствования Николая I начинается постепенное возвращение традиционно значительной роли Русской Церкви в политической и общественной жизни России. Принципы защиты традиционной православной веры нашли отражение в Своде законов Российской империи (1833 г.). В правление Николая I государственная власть приняла ряд мер, улучшивших материальное положение монастырей и сельских приходов, ибо сельские священники, по убеждению императора, являют опору народной нравственности. Важной особенностью вероисповеднической политики этого времени была ее ярко выраженная антисектантская направленность. Государь многое сделал для того, чтобы воссоединить греко-униатскую церковь с Православной, что и случилось в 1839 г. В храмовом строительстве рождается великолепный имперско-византийский стиль, замечательным и самым талантливым творцом которого стал архитектор К.А. Тон. Именно Тон по заданию императора Николая I спроектировал и построил в Москве возле Кремля новый Храм Христа Спасителя (вместо уже строившегося со времен Александра I храма, чья архитектура была наполнена масонской символикой). А позднее величественные русско-византийские храмы Тона наполнили многие города и монастыри России.


vremya-v-ego-poetike-slovo-pri-poluchenii-gosudarstvennoj-premii-2000goda.html
vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-17.html
vremya-vipolneniya-90-minut-kolichestvo-zadanij-15-kolichestvo-variantov-10.html
vremya-vruchat-ordena-v-krasnoyarskom-krae-uglublennie-medosmotri-projdut-bolee-93-tisyach-rabotnikov-vrednih-predpriyatij.html
vremyaischislenie-i-ego-vliyanie-na-formirovanie-i-stanovlenie-pravoslavnogo-mesyaceslova-stranica-4.html
vrezka-9-nochnie-gorizonti-novaya-vozmozhnost-v-b-bobrova-obshaya-redakciya-i-vstupitelnaya-statya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aspekti-kuspidov-8-doma-goroskopa-alekseya-romanovav-moment-smerti-r-s-tochkami-radiksa.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xvi-rossijskaya-imperiya-v-konce-xix-nachale-xx-v-uchebnoe-posobie-ivanovo-2003-udk.html
  • college.bystrickaya.ru/31-mehanizm-i-procedura-ocenki-kachestva-obrazovaniya-publichnij-otchyot-o-sostoyanii-i-rezultatah-deyatelnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovet-deputatov-berezovskogo-selskogo-poseleniya-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kasevich-v-b-k28-semantika-sintaksis-morfologiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/poceluj-vmesto-vracha.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhvremennie-predpochteniya-i-diskontirovanie-zadachi-po-linejnomu-programmirovaniyu-i-optimizacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/723-sistema-ocenivaniya-v-starshej-profilnoj-shkole-rekomendacii-po-organizacii-kompetentnostno-orientirovannogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-vipolneniya-vipusknih-prakticheskih-kvalifikacionnih-rabot-otche-t.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uglevodi-uchebnoe-posobie-kemerovo-2004-udk.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-s-uchebnimi-i-nauchno-populyarnimi-tekstami-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-novosibirskoj-oblasti-postanovlenie-ot-30-sentyabrya-2010-g-n-158-p-ob-utverzhdenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/deracii-za-schet-sredstv-sootvetstvuyushego-byudzheta-v-tom-chisle-v-predelah-ustanovlennoj-pravitelstvom-rossijskoj-federacii-kvoti-a-takzhe-po-dogovoram-s-oplato.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-disciplini-uchebno-issledovatelskaya-rabota-dlya-specialnosti-kafedri-tu.html
  • write.bystrickaya.ru/final-10-tem-krug-1-boj-a-4-temi.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovie-problemi-zaloga-cennih-bumag-sbornik-statej-pod-redakciej-professora-m-i-braginskogo-izdatelstvo-norma.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnego.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-muzejnih-kollekcij-a-takzhe-kulturnih-cennostejnahodyashihsya-v-muzeyah-rossijskoj-federacii-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/specialnost-03050352-pravovedenie-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-buryatskogo-filiala-mesi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhivotnoemanyak-nikolaj-nepomnyashij.html
  • control.bystrickaya.ru/devyataya-mezhregionalnaya-molodezhnaya-nauchnaya-gumanitarnaya-konferenciya-uhtinskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prepodobnij-ioann-kassian-rimlyanin-otec-vostoka-i-zapada-pri-sostavlenii-kursa-ispolzovani-konspekti-lekcij.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-kabineta-metodicheskie-rekomendacii-2008-g-soderzhanie-vvedenie-fizicheskoe-vospitanie-v-obrazovatelnom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-v-innovacionnij-menedzhment-dlya-studentov-podgotovki-bakalavrov-po-professionalno-obrazovatelnoj-programme-napravleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/gendernie-stereotipi-v-ispanskoj-sportivnoj-presse-chast-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/model-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-gruppah-realizuyushih-kompleksnuyu-programmu-nm-krilovoj-detskij-sad-dom-radosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-a-lebedev-sozdatel-pervogo-v-kontenentalnoj-evrope-kompyutera.html
  • school.bystrickaya.ru/beregite-zdorove-osmeltes-preuspet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-prekratit-trahat-sebe-mozg-i-nachat-zhit-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/posvyashaetsya-odnomu-iz-velichajshih-marketingovih-strategov-kotorih-kogda-libo-znal-mir-stranica-10.html
  • literature.bystrickaya.ru/emil-azhar-strahi-carya-solomona-stranica-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/genrih-fon-ofterdingen.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-soyuznikov-kratkoe-soderzhanie-vvedenie-marketing-eto-vojna-sut-marketinga-segodnya-zaklyuchaetsya-vovse.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mirovozzrenie-ego-struktura-i-osnovnie-tipi.html
  • college.bystrickaya.ru/14ponyatie-algoritma-svojstva-i-vidi-algoritmov-sposobi-zadaniya-algoritmov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.