.RU

Возникновение театр в России. Придворный и школьный театр 17 в. Особенности драматургии, характер репертуара



Возникновение театр в России. Придворный и школьный театр 17 в. Особенности драматургии, характер репертуара.

В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы - драмы. Инициатива создания театра принадлежала главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву. Падкий на всякого рода увеселения, царь Алексей Михайлович одобрил инициативу Матвеева, и весной 1672 г. началась деятельная подготовка к организации первого придворного театра. Новой, доселе небывалой на Руси "потехой" царь решил отметить рождение у своей молодой жены Натальи Кирилловны ребенка. Для будущего театра в мае 1672 г. стали приспосабливать чердак дома боярина Милославского, а Матвеев начал набирать труппу актеров и начать их обучение. 4 июня последовал царский указ: "...иноземцу магистру Ягану Готфриду учинить комедию, а на комедии действовать из Библии Книгу Есфирь и для того действа устроить хоромину вновь". "Комедийную хоромину" - первый театр стали спешно сооружать в подмосковной резиденции царя - селе Преображенском. Из "разных чинов служилых и торговых иноземцев дети" была набрана первая труппа актеров в составе 60 мужчин. Вся работа по инсценировке библейского сюжета, режиссуре, обучению актеров ложилась на плечи Грегори, и, Николай фон Стаден во время его поездки в Курляндию и Швецию "приговаривает" на службу московскому государю "двух человек трубачей самых добрых и ученых, двух человек, которые бы умели всякие комедии строить". Миссия Стадена успехом не увенчалась, ему удалось привезти лишь несколько музыкантов. Тогда Грегори в качестве помощников пригласил жителей Немецкой слободы Юрия Гивнера и Ягана Пальцера. Денег на новую "потеху" не жалели: пышно отделывалась внутри "комедийная хоромина", шились богатые костюмы для актеров, лучшие живописцы трудились над декорациями. Открытие театра и первое представление состоялось 17 октября 1672 г. На спектакле присутствовал царь и ближние бояре. Царица и придворные дамы сидели в специальной ложе за решетчатыми окнами. Представление длилось десять часов, и царь высидел его с удовольствием (бояре во время спектакля стояли), а по окончании спектакля зрители направились в баню "смывать грех" своего участия в таковом "позорище". Зимой 1673 г. театр продолжал свою работу в новом помещении над Аптекарской палатой Кремля. В этом же году труппа актеров пополнилась 26 русскими молодыми людьми, жителями Новомещанской слободы. После смерти Грегори в 1675 г. руководство труппой перешло к Юрию Гивнеру, а затем Степану Чижинскому. Однако в начале следующего 1676 г. в связи со смертью Алексея Михайловича придворный театр прекратил существование. Репертуар придворного театра был довольно обширен. Первое место занимали инсценировки библейских сюжетов: "Артаксерксово действо" (по книге "Есфирь"), "Иудифь" (по одноименной библейской книге), "Жалостная комедия об Адаме и Еве" (по книге "Бытие"Комедия о Давиде с Голиафом", "и др"Комедии" (термин "комедия" тогда употреблялся в значении драматического произведения, пьесы вообще) разделились по жанрам: "жалостные", или "жалобные" (с трагической развязкой), "прохладные" (доставляющие удовольствие, с благополучной развязкой) и "потешные", "радостные" (т. е. веселые комедии). Черпая сюжеты своих пьес из Библии или из истории, драматурги-режиссеры старались придать им внешнюю занимательность. Этой цели служили пышные декорации, костюмы, высокая патетика исполнения, натуралистические сценические эффекты (например, убийство с реками крови: актеру подвешивали пузырь с бычьей кровью). Другой особенностью первых драматических опытов является тесное переплетение трагического и комического. Параллельно с трагическими героями действовали комические "дурацкие" персонажи, рядом с высокой патетикой давались комические фарсовые сцены. Действие развивалось медленно, поскольку пьесы больше тяготели к развернутым эпическим повествованиям. Пьесы завершались торжеством религиозно-моральной правды над злом. Героями выступали, как правило, цари, полководцы, библейские персонажи, что соответствовало общему аристократическому духу придворного театра. Все эти особенности драматургии можно проследить на комедии "Иудифь". Пьеса представляет собой инсценировку библейского сюжета. В ней прославляется героический самоотверженный подвиг красавицы Иудифи, которая, обольстив своей красотой ассирийского полководца Олоферна, отрубает ему голову и тем самым спасает свой родной город Вефулию от врага.

Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы был хорошо известен воспитанникам Киево-Могилянской академии, где он использовался в нравственно-воспитательных целях и служил средством борьбы с католическим влиянием"Комедия притчи о блудном сыне" (1673-1678 гг.), вероятно, разыгрывалась для назидательного представления выпускниками Московской школы.

В соответствии с условиями школьного театра количество действующих лиц в "Комидии" невелико. Действие развивается в строгой логической последовательности. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Аллегорические фигуры отсутствуют. Каждое действие заканчивается пением хора и интермедией, которая, как уже отмечалось, ставила целью развлечь зрителя, внести комическую разрядку в общий серьезный тон основного действия.

"Комидия притчи о блуднем сыне".

Написанная на сюжет евангельской притчи, "Комидия притчи о блуднем сыне" состоит из пролога, 6 действий и эпилога. Пролог к "Комидии" - своеобразная теоретическая декларация. В ней доказывается преимущество зрительного наглядного восприятия материала перед словесным.

Симеон Полоцкий аргументирует необходимость введения "утехи ради" зрителя веселой интермедии, чтобы серьезное содержание пьесы не надоедало. Автор также ставит вопрос о высокой нравственной пользе театрального представления.

Основной конфликт пьесы отражает известное нам по бытовой повести столкновение двух мировоззрений, двух типов отношений к жизни: с одной стороны, отец и старший сын, готовый "отчия воли прилежно слушати" и в "послушании живот свой кончати", с другой - "блудный", стремящийся уйти из-под родительского крова, освободиться от отцовской опеки, чтобы "весь мир посещати" и жить свободно по своей воле.

В пьесе конфликт разрешается торжеством отцовской морали. Промотав все свое богатство в чужих краях, "блудный" вынужден пасти свиней и, чтобы окончательно не пропасть, возвращается под родительский кров, признав свою вину. Порок наказан, и добродетель торжествует. Дидактический смысл пьесы раскрывается в эпилоге.

Пьеса ярко отразила стремление молодежи к усвоению европейских форм культуры и в то же время показала, что часть молодого поколения усваивает эти новые формы весьма поверхностно, чисто внешне.

Симеон Полоцкий стремился поднять значение "Комедии" до уровня дидактического наглядного обобщенного примера. Персонажи пьесы лишены конкретных индивидуальных черт, даже собственных имен - это обобщенные собирательные образы: отца, старшего послушного сына и младшего непокорного - "блудного".

Большую роль в развитии школьной драматургии сыграл Дмитрий Ростовский (1651-1709). Для учащихся духовных школ Ростова, Ярославля им были написаны "Рождественская драма", "Успенская драма" и "Грешник кающийся". Они отличаются стройностью композиции, сценичностью и в ряде случаев живостью диалога. Связанные с традициями украинской школьной драмы, они делают значительный шаг вперед по пути освобождения от средневековой схоластической условности.

vozvishenii-soveti-po-meditacii-v-zatvornichestve.html
vozvrashenie-bezhencev-v-uzbekistan-bezhenci-iz-uzbekistana-v-stranah-sng-ugroza-ekstradicii-maj-2005-g-avgust.html
vozvrashenie-bogov-bogi-novogo-tisyacheletiya.html
vozvrashenie-duhovnosti-chast-2.html
vozvrashenie-i-vzglyad-v-budushee-biblejskie-holmi.html
vozvrashenie-iz-shkoli-ne-zadavat-voprosi-na-kotorie-deti-dayut-privichnie-otveti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot--polozhenie-o-deyatelnosti-pd-provedenie-tekushego-kontrolya-uspevaemosti-i-promezhutochnoj-attestacii-studentov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kakovi-zhe-osnovnie-funkcii-mishleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-zaochnogo-obucheniya-kemerovo-2005.html
  • shkola.bystrickaya.ru/puti-formirovaniya-nacii-i-ee-psihologicheskie-osnovi.html
  • school.bystrickaya.ru/chto-takoe-molekulyarnaya-kulinariya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-10-12-fevralya-2007-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-formirovaniya-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-novosibirsk.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-pakt-o-grazhdanskih-i-politicheskih-pravah-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/turistskij-centr-i-centr-turizma-soderzhanie-i-granici-ponyatij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/raschet-ploskih-sterzhnevih-konstrukcij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-ponyatie-sistemi-klassifikaciya-sistem-zadachi-opisaniya-i-konstruirovaniya-dannih-issledovaniya-pri-sistemnom-analize.html
  • occupation.bystrickaya.ru/municipalnoe-uchrezhdenie-zdravoohraneniya-gorodskaya-detskaya-poliklinika-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachami-kursa-vistupayut.html
  • studies.bystrickaya.ru/bankovskie-operacii-s-ispolzovaniem-vekselej-chast-6.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-k-otchetu-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-irkutskoe-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-energetiki-i-elektrifikacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-bunta-i-absurda-v-filosofii-a-kamyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-rezhim-ego-raboti-6-kadrovoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-8-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/idiostil-kak-problema-hudozhestvennogo-perevoda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-spisok-profilej-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-034700.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-sushestvuet-li-konec-puti-vozmozhen-li-konec-borbi-cheloveka-s-samim-soboj-i-okruzhayushim-mirom-na-eti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-pyataya-mech-v-rane-umeret-i-voskresnut-ili-poslednij-i-chu-leonid-smirnov-anons.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichna-biblioteka-shutgart-chast-1-nasoki-v-konteksta-na-socialnata-politika.html
  • education.bystrickaya.ru/3-individualno-prisposobitelnaya-deyatelnost-zhivotnih-associativnoe-obuchenie-kognitivnie-processi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sborisov-odin-iz-treh-blokov-innovacionnoj-politiki-razvitie-msb-novosti-rf-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/izmenenie-paradigmi-e-ermolaenkova-redaktor-e-ermolaenkov-hudozhestvennij-redaktor-v-zemskih-korrektori-a-ermolaenkova.html
  • books.bystrickaya.ru/carstvovanie-imperatora-nikolaya-i-v-p-kazarin-n-s-mihalkov-al-nalepin-glavnij-redaktor.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pribili-redaktor-a-dzyura-shzz-shvager-dzh-d-novie-magi-rinka-besedi-s-luchshimi-trejderami-ameriki-dzhek.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-05102005-stadnickaya-lora-0900-ria-novosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/osmantus-padubolistnij-sadovaya-forma-imeet-krasivo-okrashennie-pestrie-listya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-perspektivnie-problemi-i-obshaya-harakteristika-motivacii-cheloveka-literatura-imennoj-ukazatel.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-dizajn.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-birzhevoe-delo-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-dlya-podgotovki-magistra-avtor-galanov-v-a.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebno-oznakomitelnoj-praktiki-dlya-studentov-3-kursa-specialnosti-mirovaya-ekonomika-ekonomicheskogo-fakulteta.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zashita-ot-neozhidannih-i-pagubnih-narushenij-nashego-povsednevnogo-obraza-zhizni.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.