.RU

Возникновение просветительскогои конституционного движения.«Новые османы» - Литература и искусство 29


^ Возникновение просветительскогои конституционного движения.«Новые османы»
Иностранный капитал консервировал феодальные отношения в стране, но все же буржуазные отношения начинали развиваться. Ликвидация ленной системы еще не означала введения частной собственности на землю, но де-факто открыла возможности для купли-продажи земельных владений. Среди аграрного населения усилилось социальное расслоение, росла специализация сельского хозяйства. Крупные и мелкие помещики, верхушка крестьян все более втягивались в рыночные отношения. Они открывали лавки, приобщались к разнообразным финансовым операциям. В городах также существовала многочисленная прослойка купцов и мелких предпринимателей, отдававших себе отчет в том, что феодальные пережитки и засилье иностранного капитала сдерживает развитие. Таким образом начавшиеся развиваться в турецком обществе буржуазные элементы с первых своих шагов наткнулись на препятствие в виде самодержавия, доминирующего в стране иностранного капитала, инонациональной компрадорской буржуазии, капитуляций. В 1870-е годы в передовых слоях общества стал оформляться пусть еще смутный, но все же протест против сложившегося положения. Выразителем этого недовольства являлась складывающаяся интеллигенция, по происхождению в основном феодальная, но по идеологии уже буржуазная. Реформы Махмуда II и Танзимат все же открыли дорогу светскому образованию, способствовали развитию политической и культурной жизни, появлению в 1860-х годах турецкой литературы и публицистики.

Ее виднейшими представителями были первые турецкие просветители. Ибрагим Шинаси, Намык Кемаль, Зия-бей и другие. Они основали «Османское общество просвещения»

и «Книжное общество». Деятельность этих просветительских организаций, так же как и основанная Ибрагимом Шинаси газета «Тасвар иэфкяр» («Выразитель идей»), знакомили общество с новыми идеями и понятиями. Это нашло отражение в том числе и в появлении новых слов в литературном турецком языке: «отечество», «нация», «патриотизм», «революция» и др. В целом это свидетельствовало о начале процесса складывания турецкого населения в буржуазную нацию, а также о росте национального самосознания.

В 1865 г. в Стамбуле была создана тайная политическая организация, поставившая своей целью добиться введения конституционного строя в Турции. Организация насчитывала около 250 человек. Среди них был драматург Намык Кемаль и другие представители писателей и журналистов, но были также представители бюрократии, офицерства, торговой буржуазии. Члены организации называли себя «новыми османами». В Европе это движение получило название «Молодой Турции», а его участников стали называть младотурками.

«Новые османы» надеялись, что им удастся убедить или заставить султана Абдул-Азиза (вступил на престол в 1861 г.) принять конституцию. В 1865 г. они организовали заговор, который очень быстро был раскрыт. Часть «новых османов» была арестована, другие бежали за границу. На заподозренных в сочувствии к «новым османам» обрушились репрессии.

Балканский кризис 1875—1876 гг.

К 1870-м годам стало очевидным, что очередной реформаторский курс османских властей в целом обнаружил свою несостоятельность. Еще в предшествующий период западный капитал захватил важнейшие экономические и политические позиции в Турции. Ожесточенная борьба за «османское наследство» между державами уберегла империю от судьбы колонии, тем не менее в последней трети XIX в. Турция превратилась в страну зависимую, полуколонию иностранного капитала. При этом политика капиталистических держав Запада поддерживала и консервировала феодальные пережитки, что в свою очередь способствовало сохранению их колонизаторских планов.

Формально поддерживалась «целостность» империи, но фактически над многими ее территориями был установлен полный контроль отдельных западных стран. Англичане захватили важные районы Южной Аравии, французы — Алжир, Египет также контролировался французскими и английскими колонизаторами. Еще более осложнилось международное положение Турции после франко-прусской войны. В борьбу за турецкие владения (и прежде всего на Балканах) включились Германия и Австро-Венгрия. Вновь активизировалась Россия, которая в 1870 г. получила возможность объявить недействительными статьи Парижского трактата, ущемлявшие ее права на Черное море. Таким образом, угроза колониального порабощения ослабевшей империи еще более увеличивалась.

Особенно остро кризис проявлялся на Балканском полуострове, в тех его областях, которые еще находились под властью турок. Здесь усиливалось национально-освободительное движение. Летом 1875 г. вспыхнуло народное восстание в Герцеговине, распространившееся вслед за тем и на Боснию. В ответ турецкое правительство двинуло в эти области карательные войска, устроившие массовую резню. Дополнительные расходы на подавление восстания привели к финансовому кризису: в октябре 1875 г. правительство объявило о финансовом банкротстве. Растущее в стране недовольство османские власти по старой традиции постарались направить в русло мусульманского фанатизма и спровоцировали погромы христианского населения. Во время беспорядков в Салониках были убиты французский и немецкий консулы.

Восстание, погромы и события в Салониках были использованы державами как повод для очередного нажима на Османскую империю. В январе 1876 г. страны, подписавшие Парижский трактат 1856 г., потребовали от Турции немедленного проведения реформ в Боснии и Герцеговине. Султанское правительство согласилось выполнить эти требования. Но претензии держав простирались значительно дальше. Все это вместе взятое вызвало не только очередное обострение внутриполитической ситуации в Османской империи, но и новый международный кризис.
^ Переворот «новых османов» и «Конституция Мидхата»
Еще в 1871 г. великий везир при султане Абдул-Азизе Махмуд Недим-паша добился амнистии для «новых османов». В основном это был отвлекающий и даже провокационный маневр, рассчитанный на возвращение «новых османов» из эмиграции и установление над ними более действенного контроля. Очень скоро (в 1873 г.) после выхода общества из подполья оно вновь было разгромлено, а многие его члены (включая Намык Кемаля) арестованы.

Однако в начале мая 1876 г. новые османы вновь активизировали свою деятельность. Они опубликовали воззвания, призывавшие собрать палату представителей и заменить Абдул-Азиза другим султаном. Впрочем, деятельностью султана были недовольны многие представители феодальных и богословских кругов, считая его ответственным за внешнеполитические неудачи. Примерно в это же время им удалось привлечь на свою сторону известного турецкого государственного деятеля Мидхата-пашу. Мидхат-паша представлял интересы либеральных помещиков и зарождающейся турецкой буржуазии. Он признавал необходимость более глубоких реформ во имя сохранения Османской империи, но и готов был широко использовать террор против народных масс.

22 мая 1876 г. в Стамбуле разразилась огромная по размаху демонстрация. В ней участвовали учащиеся мусульманских религиозных школ (софты), торговцы, ремесленники, городская беднота. У дворца султана собралось около 40 тыс. демонстрантов, под давлением которых султан вынужден был сменить великого везира Недим-пашу и многих членов правительства. В состав нового кабинета вошел и Мидхат-паша.

Разгул народной стихии испугал не только султана, но и самих «новых османов». Стремясь предотвратить новые революционные выступления масс, они избрали тактику дворцового переворота. Во временном союзе выступили Мидхат и «новые османы» с той частью феодалов и богословов, которая считала султана ответственным за сложившееся катастрофическое положение.

В ночь на 30 мая 1876 г. Абдул-Азиз был свергнут с престола, а затем было объявлено, что он покончил самоубийством. Недолгое время престол занимал душевнобольной Мурад V, которого считали ставленником Мидхат-паши. Затем был достигнут новый компромисс: 31 августа на престол был возведен угодный верхушке феодалов и богословов Абдул-Хамид II, но и Мидхат-паша получал титул великого везиря вместе с разрешением составить проект будущей конституции.

Во многом такая уступка нового султана и его феодально-клерикального окружения была продиктована чрезвычайными обстоятельствами. Положение на Балканах продолжало накаляться. Вспыхнуло восстание в Болгарии, затем войну против Турции начали Сербия и Черногория. Обострились отношения с Россией и другими державами. В декабре в Стамбуле должна была открыться конференция европейских стран для выработки проекта реформ на Балканах.

В этой обстановке Абдул-Хамид согласился принять проект конституции. Ему приходилось считаться с общим недовольством в стране, с угрозой бунтов. Кроме того, он надеялся использовать провозглашение конституции для того, чтобы сорвать конференцию держав.

Принятая 23 декабря ^ 1876 г. «конституция Мидхата» провозглашала Турцию конституционной монархией. Она предусматривала создание двухпалатного парламента. Палата депутатов избиралась на основе высокого имущественного ценза для избирателей. Члены сената назначались султаном пожизненно. Все подданные империи, включая христианское население на Балканах, объявлялись османами и считались равными перед законом. Но при этом государственным языком объявлялся турецкий язык, а государственной религией — ислам, что на практике закрепляло неравенство нетурецких народов перед законом. Конституция сохраняла за султаном почти всю полноту власти. Он по-прежнему имел право назначать и смещать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение и прекращать действие гражданских законов.

Данная конституция, несмотря на всю ее ограниченность, могла бы стать для Турции того времени прогрессивным явлением, если бы она проводилась в жизнь. День объявления «конституции Мидхата» был приурочен к открытию упоминавшейся выше конференции европейских держав. Султан рассчитывал, что введение конституции сорвет конференцию, но этого не произошло. Конференция продолжала свою работу, однако по истечении короткого времени выяснилось, что соглашение между Турцией и державами невозможно. Турецкое правительство, тайно поощряемое Англией, отказалось принять выработанные представителями европейских держав предложения о реформах на Балканах. Это привело к дальнейшему обострению русско-турецких отношений. В начале 1877 г. конференция закрылась. Россия стала готовиться к войне с Турцией.

Пока шла конференция, Абдул-Хамид поощрял конституционное движение. Но так как конференция не привела к соглашению, то султану стала не нужна конституция и ее автор. По приказу султана Мидхат-паша был сначала приговорен к смерти, а затем по настоянию Аравии выслан за границу. Намык Кемаль и другие руководители новых османов были вновь сосланы в отдаленные части империи.

vozrastnie-iniciali-lyubvi-nablyudaya-za-muzhchinami-skritie-pravila-povedeniya.html
vozrastnie-osobennosti-doshkolnikov-starshego-vozrasta-starshij-doshkolnij-vozrast-individualnost-i-ee-razvitie-6.html
vozrastnie-osobennosti-vnimaniya.html
vozrastno-polovaya-harakteristika-potrebitelej-pav-kniga-rekomenduetsya-shirokomu-krugu-chitatelej-rabotnikam-razlichnih.html
vozrastnoj-sostav-vospitannikov-izhevskoj-vk-gosudarstvennij-doklad-o-polozhenii-detej-v-udmurtskoj-respublike-v.html
vozrodim-nash-les-programma-osnovnih-gorodskih-meropriyatij-prazdnovaniya-dnya-goroda-moskvi-2010.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihika-i-organizaciya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-tretya-dikar-v-dome-chuzhezemcev-karen-bliksen-proshaj-afrika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-dlya-detej-i-yunoshestva-posvyashennij-yubilejnim-arkticheskim-datam-2012-goda-arktika-prityagatelnaya-zagadka.html
  • institute.bystrickaya.ru/eto-samij-bolshoj-i-samij-populyarnij-gornolizhnij-centr-v-slovenii-220-ga-trass-gde-v-techenie-vot-uzhe-bolee-30-let-kazhdij-god-povodyatsya-sorevnovaniya-po-gor-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/monitoring-za-epidemiologicheskoj-situaciej-po-vichspidu-monografiya-guz-altajskij-kraevoj-centr-po-profilaktike.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-sport-sheberlgne-kandidat-1-razryadti-sportshi-cportti-razryadtar-zhne-blktiligi-zhoari-degejdegi-brinshi-sanatti-zhattitirushi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kulturologiya-ii-kurs-if-yurisprudenciya-i-spf-socialnaya-pedagogika.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-dengi-kredit-banki-dlya-slushatelej-2-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-mirovaya-ekonomika-mezhdunarodnogo-kommercheskogo-fakulteta.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konvenciya-o-podgotovke-i-diplomirovanii-moryakov-i-nesenii-vahti-pdmnv.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-na-kursovoe-proektirovanie-sistema-oboznachenij-obektov-modeliruemoj-sistemi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komicheskoe-i-tragicheskoe-v-proizvedeniyah-ma-bulgakova-na-primere-povesti-sobache-serdce-i-romana-master-i-margarita.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-letnej-sessii-otkritogo-finno-ugorskogo-universiteta-sroki-provedeniya-20-25-iyulya-2007-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celevaya-kompleksnaya-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-liceya-gorodskogo-okruga-zheleznodorozhnij-moskovskoj-oblasti-na-2006-2011-godi.html
  • writing.bystrickaya.ru/knyazhenie-aleksandra-nevskogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/ravnovesie-na-rinkah-tovarov-i-finansovih-aktivov-kurs-lekcij-po-makroekonomike-a-a-fridman.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolzovanie-interneta-vvedenie-programma.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernoj-programmi-disciplini-vvedenie-v-yazikoznanie-cel-disciplini.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vid-ekzamena-devochki-programma-fizkulturno-sportivnoj-napravlennosti-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-srok.html
  • institut.bystrickaya.ru/standart-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-russkomu-yaziku.html
  • education.bystrickaya.ru/33-doveryaemie-os-i-ataka-na-veb-server-apache-3-dos-protiv-mit-kerberos.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-i-mesto-unitarnih-predpriyatij-v-rossijskom-zakonodatelstve.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-forma-registracionno-kontrolnoj-kartochki-gomelskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-franciska-skorini.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-i-delovoj-igri-po-discipline-proektirovanie-informacionnih-sistem.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-1-den-pribitie-v-london-utrennim-rejsom-sbor-gruppi-vstrecha-s-predstavitelyami-kompanii-nachalo-ekskursionnoj-programmi-london-bat-glastonberi-ekzeter.html
  • essay.bystrickaya.ru/dannij-tekst-o-lilit-budet-postepenno-rasshiryatsya-chtobi-vklyuchit-v-sebya-istorii-o-temnoj-bogine-ee-sigili-znaki-opisaniya-razlichnih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26osobennosti-psihosocialnogo-razvitiya-na-raznih-etapah-vzroslosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-23-e-rebyata-vi-chto-shutok-ne-ponimaete-eto-zhe-skazki-sovest-imejte.html
  • education.bystrickaya.ru/210sozdanie-vruchnuyu-zakaza-na-gruzoperevozku-i-registraciya-postupleniya-materiala.html
  • education.bystrickaya.ru/341-obshie-polozheniya-spravochnik-bazovih-cen-na-proektnie-raboti-dlya-stroitelstva-obekti-energetiki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/solvej-farma.html
  • tests.bystrickaya.ru/matrica-sootvetstviya-kompetencij-sostavnih-chastej-oop-i-ocenochnih-sredstv.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32sushnost-znachenie-i-zadachi-podgotovki-dela-k-sudebnomu-razbiratelstvu-a-m-gatin-shpargalka-po-grazhdanskomu-processualnomu-pravu.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-deyatelnosti-upravleniya-arhitekturi-i-gradostroitelstva-bryanskoj-oblasti.html
  • education.bystrickaya.ru/1-klassicheskaya-gipoteza-istochnikov-pyatiknizhiya-v-retrospektive-18-20-vv.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-m-masherova-valentina-avraamovna-maslov-a-biobibliograficheskij-spravochnik-vitebsk-2009.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.